Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

NEW FORMATS OF MUSIC PROJECTS DURING A PANDEMIC

1
1
The article reflects on the experience of organizing concert activities during the pandemic. Noting the complexity of this stage in the life of concert organizations and artists, the author notes the testing of new forms of communication with viewers in a virtual mode of communication. At the same time, the statistics presented on remote attendance of cultural events indicate that the psychological stress caused by the forced isolation of people had the opposite effect in relation to cultural and entertainment events, the interest in which has increased. The author highlights as a positive side the increased accessibility of events that are not limited by their geographical and temporal location, the variety of musical content, the emergence of artists who are completely specialized in working with the audience in a remote format, the activation of interactive forms of creative communication with the audience in the form of festival and competition programs. Analyzing various events during the pandemic, the author comes to the conclusion that the accumulated experience is positive, which in general has enriched the possibilities of contact between cultural and art institutions and artists with their target audiences.
pandemic
on-line concert activities
virtual music events
target audiences

Введение

2020 год – сложный период в культурной жизни страны и мира в целом. Пандемия привела к объявлению всеохватного масочного режима и карантина. Обычная жизнь перешла в дистанционный режим. Одной из самых пострадавших отраслей от затяжной пандемии является культура. Ограничения коснулись работы всех деятелей культуры и искусства: актеров, музыкантов, творческих коллективов, работников центров и домов культуры, клубов.

Цель исследования заключается в анализе работы концертных учреждений и артистов в период изоляции и проработке новых форматов работы артистов с целевыми аудиториями.

Материал и методы исследования

Исследование строится на материале эмпирического опыта деятельности учреждений культуры и искусства в период пандемии с использованием общенаучной методологии и контент анализа.

Результаты исследования и их обсуждение.

В новых непростых условиях пандемического периода культурная жизнь не могла прекратиться, она уходит своей большей частью в виртуальное пространство, а новые условия диктуют и новые проектные формы [1,2]. Например, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина предоставил онлайн-доступ к выставкам, проводил онлайн конференции и лекции в Zoom и Facebook (соцсеть признанна экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН), трансляции в режиме реального времени, флешмобы в соцсетях [3]. Существенно возросла посещаемость сайта (на 65%), а также длительность посещений (на 38%. ).150 тысяч пользователей приняли участие в виртуальных турах музея, что составило увеличение на 1521% по сравнению с докризисными показателями.

Онлайн-концерты. В целом, вся event-индустрия не имела возможности полноценно существовать в офлайн-среде. Необходимо было искать альтернативу. Так, во всем мире исполнители стали проводить онлайн-концерты. Во время изоляции такие концерты стали единственной возможностью для музыкантов выступать перед публикой. Исполнителей присоединяли к фестивалям, которые организовывали съемки. Главный плюс трансляций — доступность. Посмотреть видео можно в любой точке планеты.

Так, накануне празднования 75-ой годовщины со Дня Победы прошла онлайн пресс-конференция Фонда культурных и образовательных программ «Открытое море», посвящённая открытию международного проекта «Музыка Мира». Открыл проект Международный виртуальный оркестр The Baltic Sea Philharmonic Orchestra под управлением Кристиана Ярви исполнением Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича.

Вице-президент фонда «Открытое море» Елена Хавандеева говорит: «В нашем проекте почетными виртуальными гостями являются ветераны войны преклонного возраста. Мы не можем откладывать свою благодарность им на завтра, мы хотим благодарить их сегодня; в любых обстоятельствах транслировать им, что для нас это важно, мы храним и бережем их подвиги» [4].

К виртуальному формату прибегли даже самые известные организации. Онлайн трансляции выступлений проходили в Метрополитен-опере, Кливленд балете. 27 марта 2020 года Большой театр впервые в истории начал серию онлайн трансляций ранее записанных спектаклей собственного «золотого фонда». Трансляции проходили на YouTube-канале Большого театра без географических ограничений. Первые шесть онлайн-показов собрали около 3 млн пользователей из 134 стран. Общее количество просмотров по состоянию на 13 апреля 2020 года составило 6,5 млн

Теперь приведу пример того, как культурным учреждениям удалось найти новые форматы общения со зрителем. В Центральном концертном зале Волгоградской филармонии в рамках национального проекта «Культура» открылся виртуальный концертный зал. Жители региона бесплатно смогли посмотреть трансляции выступлений музыкальных коллективов в Московской государственной академической филармонии. Это стало возможным благодаря участию региона в федеральной программе — проект Минкультуры РФ «Всероссийский виртуальный концертный зал» призван объединить города в единое концертное пространство. Благодаря специально оборудованным залам, где проходят трансляции с ведущих культурных площадок России, у зрителей появилась возможность фактически присутствовать на филармонических концертах. Дистанционный формат становится привычной альтернативой отмененным массовым мероприятиям в период режима самоизоляции.

Ростовский академический театр драмы им. М. Горького представлял онлайн-проект "Сказки на ночь ". Каждый вечер артисты театра в прямом эфире через сервис Instagram (соцсеть признанна экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН) читали увлекательные сказки для детей!

И это только малый список проектов, которые можно перечислить. Безусловно, сравнивать такой формат концертов с живым исполнением противоречиво. Онлайн-концерт не может передать в полном объеме атмосферу, а отсутствие публики отражается на выступлении артиста. Это другой формат. Очень трудно, когда перед тобой нет аудитории, с которой можно взаимодействовать, ведь любое выступление, это своего рода энергообмен.

Также, во время пандемии произошел заметный рост популярности стриминговых сервисов, онлайн-марафонов, курсов, и, конечно же, появление тик-ток артистов. Чтобы увеличить аудиторию и сформировать лояльность, блогеры самостоятельно или при совместном сотрудничестве запускают всевозможные конкурсы с призами или челленджи. В виртуальном пространстве, в том время как во всем мире была сложная эпидемиологическая обстановка, это помогает людям хоть как-то объединиться.

Во время карантина возникло большое изобилие онлайн-трансляций с разной тематикой, просмотры некоторых концертов исчисляются миллионами. К сожалению, в какой-то момент людям постепенно стал надоедать такой формат воспроизведения, и просмотры стали падать, потому что все ждут конца изоляции, чтобы снова получать живые и настоящие эмоции. Зависит все от обстановки в мире. Если локдаун повторится снова, то у музыкантов и их слушателей просто не будет другой возможности встретиться. Возможно будут какие-то новые форматы, но эффекта присутствия все равно достигнуть будет очень тяжело.

В моем понимании, это начало чего-то нового. Интернет сегодня является основным источником трансляции информации и формирования мышления человека. Онлайн-форматы позволили большому количеству людей увидеть культурные программы, которые в обычной жизни для многих были недоступны по разным причинам (местонахождение, отсутствие свободного времени, проблемы со здоровьем и т.д). В условиях пандемии учреждения культуры приобрели большой опыт работы онлайн. Многие организации из сферы культуры совершили «цифровой скачок»

Музыкальная индустрия стала одним из ярких культурных образцов, которая подготовила новые форматов коммуникации артиста и аудитории. Парадокс цифровой музыки способен открывать новые возможности для артистов во время упадка офлайн-музыки и социокультурных ограничений. Все это способствует взаимодействию с постоянной аудиторией, и привлечению новых слушателей.