Введение
Искусство развивается, появляются новые музыкальные стили и направления. Для их продвижения, а в дальнейшем для получения финансовой выгоды от музыкальных проектов с их использованием, возникает необходимость в изучении целевых аудиторий, готовых к потреблению ранее неизвестной или малоизвестной художественной продукции.
Цель работы.
На примере проекта, в основу которого положен малоизвестный гитарный стиль, показать значимость изучения целевой аудитории для определения перспектив реализации музыкального проекта.
Материал и методы исследования
Исследование строится на материале обобщения исполнительского и педагогического опыта автора проекта «FINGERSTYLE GUITAR MUSIC» с применением социологического анализа ситуации, осуществленного посредством метода анкетирования в виде интернет-опроса.
Результаты исследования и их обсуждение.
Малоизученным направлением в гитарной музыке является фингерстайл. В переводе с английского языка «fingerstyle» означает «пальцевый стиль». Безусловно, в широком смысле под данное определение попадают большинство исполнительских школ. Тем не менее, фингерстайл имеет вполне четкие границы, свой процесс формирования, исполнительскую школу и уникальные возможности.
Разбираясь в сути данного явления, необходимо затронуть историю его возникновения. Истоки фингерстайла уходят в начало 1900-х годов и связаны с попытками южных негритянских блюзовых гитаристов имитировать популярные в то время регтаймы, исполняемые на фортепиано. При этом большой палец гитариста принимал на себя функцию левой руки пианиста, а другие пальцы заменяли правую руку. Также одним из источников, стимулировавших появление этого стиля, была музыка кантри начала XX века. Она носила название хиллбилли, исполнялась простым рабочим населением на стил-гитаре после трудового дня или во время так называемых «амбарных танцев».
Танцы в амбаре "Barn dancing" - всегда были в США в моде. Общественные танцы типа Контрданса, исполняемые преимущественно в ритмах Польки и Джига широко распространились в Северной Америке в период завершения её колонизации в XVIII-XIX веках. Название произошло от того, что их танцевали на праздниках в честь завершения строительства нового амбара или сарая. Характерно, что и в музыке хиллбилли, и в регтайме господствует европейская тональная система с использованием блюзовых элементов. Этот симбиоз дал особый колорит звучания, который и определил специфику нового направления, получившего название фингерстайл.
Еще одно общее качество для музыки регтайма и фингерстайла наблюдается в фактуре произведений. Так, эти стилевые направления характеризует общность ряда фактурных приемов, которые придают пьесе многозвучность и громогласность, веселое и непринужденное настроение. Как правило, аккомпанемент представляет собой чередование «бас-аккорд», используются простые гармонии: трезвучия с добавленными тонами, септаккорды ступеней диатонического звукоряда. Также нередко в мелодию вплетаются различные подголоски.
Таким образом, не исключено, что благодаря фактурному богатству и разнообразию регтаймов, фингерстайл унаследовал от них исполнительскую сложность и виртуозность. Обобщенно этот стиль принято называть архаическим фингерстайлом. На сегодняшний день выделяют и перкусcионную разновидность. Ее также именуют Modern Percussive fingerstyle – это техника, при которой гитара превращается в полноценный инструментальный ансамбль. То есть музыкант единовременно может играть до 4х партий, например, мелодию голоса, бас, партию аккомпанирующей гитары и барабаны. Для достижения, так называемого, «вау-эффекта» современные фингерстайл-гитаристы используют самые разнообразные техники и приемы звукоизвлечения, постоянно совершенствуя и придумывая новые. В связи со своей технической виртуозностью и зрелищностью эта техника исполнения стала восприниматься как своего рода инструментальное шоу.
Несмотря на то, что фингерстайл зародился еще в XX веке, особое распространение он приобрел с развитием видеохостинга YouTube. Ролики с композициями в стиле фингерстайл просматривают миллионы людей по всему миру. В России данное гитарное направление только набирает популярность силами фингерстайл-музыкантов, которые выступают на концертах, делают аранжировки и создают уникальные композиции, выкладывают видео в социальные медиа, а также обучают этому искусству других. Несмотря на их усилия, в нашей стране пока еще не сложилась своя собственная исполнительская школа фингерстайла. Однако предполагается, что это явление на текущий момент является перспективной отраслью в современной гитарной музыке. Эффективным способом рекламирования данной творческой практики является сама музыка [1], исполняемая в стиле фингерстайл, а наилучшим форматом представления данного стиля публике является многосоставный проект [2], модель которого предлагает автор данной статьи.
Проект «Fingerstyle Guitar Music» представляет собой развитие и популяризацию фингерстайла в Ростове-на-Дону. В перспективе это организация концертов, фестивалей, мастер-классов, запись и продажа обучающих курсов, а также основание гитарной школы. Для успешной реализации проекта первостепенно важным является изучение целевых аудиторий, что даст представление о возможной степени востребованности и гипотетической эффективности проекта. Для изучения данного вопроса нами был использован социологический анализ ситуации, осуществленный посредством метода анкетирования в виде интернет-опроса.
Как известно, интернет-опрос является одним из самых популярных и наименее материально затратным источником сбора данных, при котором набор вопросов рассылается целевой выборке, а члены этой выборки могут отвечать на вопросы через всемирную сеть. Анкета была составлена в Google Forms и распространена преимущественно «Вконтакте», так как на данный момент это самая популярная российская социальная сеть. Таким образом, полученные данные и проведение анкетирования можно было отслеживать и корректировать в режиме реального времени. Полученные в ходе опроса результаты с некоторыми оговорками можно считать относительно объективными. Несмотря на то, что количество респондентов составило 38 человек, нам удалось опросить людей различных возрастов и социальных групп. Респондентам была предоставлена анонимная анкета, содержащая 25 вопросов, условно разделенных на две группы. Первая группа – это личные данные: возраст, пол, работа, уровень дохода, семейное положение, количество детей и любимые занятия. Вторая группа – вопросы, касающиеся мнения о фингерстайле и приемлемой стоимости концертов с музыкой данного стиля. Также участникам было предложено ознакомительное видео с исполнением в фингерстайле.
Итак, объектом исследования были выбраны активные пользователи социальных сетей города Ростов-на-Дону в возрасте от 18 до 59 лет. Предметом исследования выступает положительный потенциал к потреблению фингерстайловой музыкальной продукции, включающей в себя концерты, мастер-классы и обучение посредством видеокурсов и занятий с преподавателем. Целью исследования стало - изучение целевых аудиторий потребления данной продукции. Задачи исследования: определить потенциального потребителя, степень его заинтересованности, а также изучить сколько он готов платить за потребление музыкальной и образовательной продукции.
Итак, перейдем к анализу полученных результатов. 63% респондентов в возрасте от 18 до 29 лет. Люди в этом возрасте являются наиболее активными пользователями социальных сетей. В возрасте от 30 до 39 лет – 21%. От 40 до 49 лет – 3% и от 50 до 59 лет – 5%. Женщины составляют 55% респондентов, а мужчины – 45% соответственно. 29% - люди не имеющие работы, в том числе студенты. В коммерческой сфере трудятся – 45% опрошенных, в бюджетной сфере - 13%. 74% не состоят в браке. У 76% опрошенных нет детей. 55% имеет доход до 70 тысяч рублей в месяц.
Таким образом, средний респондент в описываемом опросе – это житель Ростова до 35 лет, бездетный и не состоящий в браке, получающий в среднем заработную плату в размере 64000 рублей, а по медиане 30000 рублей.
Далее определим степень осведомленности опрошенных о фингерстайле. 63% знают об этом направлении, а 11% хотели бы узнать. 82% осведомленных ответили, что им нравится этот стиль, но все же только 9% из них слушает его каждый день. Также респондентам был задан вопрос «хотите ли Вы обучаться фингерстайлу?» с целью выявить потенциального потребителя обучающих курсов и занятий. 42% не интересует обучение, а 37% желают обучаться в данном направлении.
В своем большинстве опрошенные предпочитают обучаться очно-индивидуально с преподавателем. Приемлемой стоимостью такого занятия 81% опрошенных посчитал до 1000 рублей за одно занятие, а остальные 19% готовы заплатить до 2000 рублей. Касательно стоимости за видеокурс мнения имеют большую разнообразность: 37,5% готовы заплатить до 1000 рублей, до 3000 – 19%, до 5000 – 25%, а 19% устраивает стоимость до 10000 рублей за курс (!).
Затем следует блок вопросов о концертах и мастер-классах. 45% посещают концерты чаще 1 раза в год, 24% посещают регулярно, а 31% реже раза в год, либо не посещают их вовсе. Тем не менее, 68% опрошенных хотят посетить концерт фингерстайл-гитариста и готовы заплатить при этом в среднем до 2000 рублей.
Результаты, связанные с посещением мастер-классов, к сожалению, не настолько положительны. Как правило, люди не посещают, либо не знают о существовании такой формы обучения. Только около 10% посещают подобные мероприятия, но 40% из всех опрошенных желают посетить мастер-класс по фингерстайлу. 10% считают, что такой мастер-класс должен быть бесплатным, 24% готовы заплатить до 2000 рублей, а 58% - до 1000 рублей.
Вывод:
На основании результатов анкетирования мы можем сделать следующий вывод. Потенциальным потребителем музыкальной продукции гитарного направления фингерстайл является мужчина в возрасте 25 лет, без детей и не состоящий в браке, работающий в коммерческой сфере, отдающий предпочтение игре на гитаре в свободное время, средний доход которого составляет 55000 рублей. Клиент готов посещать концерты чаще раза в год, стоимостью в размере до 2000 рублей, мастер-классы до 1000 рублей, покупать курсы преимущественно до 5000 рублей и посещать занятия с преподавателем до 1000 рублей за урок.
Подводя итог вышесказанному, с уверенностью можно сказать, что, несмотря на все погрешности опроса, которые возможны в связи с небольшим количеством опрашиваемых, мы имеем достаточно благоприятную среду для развития и коммерческого успеха нашего проекта.