Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROJECT “FINGERSTYLE GUITAR MUSIC”: TARGET AUDIENCE RESEARCH

1
1
The article is devoted to the problem of studying target audiences - the most important step towards promoting a new product. The issue of novelty is also raised by the author, who believes that the musical style can become the dominant feature of the new within the framework of a musical project. Considering the project, which will be based on the little-known fingerstyle guitar style in Russia, the author pays attention to the history and characteristics of this musical style. The “Fingerstyle Guitar Music” project represents the development and popularization of fingerstyle in the city of Rostov-on-Don; it is complex, as it includes not only the organization of concerts, but also an educational component in the form of master classes, recording and sale of training courses, as well as as a result - the founding of a guitar school. The first step towards its implementation is to identify target audiences. For this purpose, the author conducted a sociological analysis of the situation, carried out through a questionnaire method in the form of an online survey, the results of which are presented to the reader and confirm the positive prospects of the project.
project
guitar music
fingerstyle
sociological analysis
survey method
target audiences

Введение

Искусство развивается, появляются новые музыкальные стили и направления. Для их продвижения, а в дальнейшем для получения финансовой выгоды от музыкальных проектов с их использованием, возникает необходимость в изучении целевых аудиторий, готовых к потреблению ранее неизвестной или малоизвестной художественной продукции.

Цель работы.

На примере проекта, в основу которого положен малоизвестный гитарный стиль, показать значимость изучения целевой аудитории для определения перспектив реализации музыкального проекта.

Материал и методы исследования

Исследование строится на материале обобщения исполнительского и педагогического опыта автора проекта «FINGERSTYLE GUITAR MUSIC» с применением социологического анализа ситуации, осуществленного посредством метода анкетирования в виде интернет-опроса.

Результаты исследования и их обсуждение.

Малоизученным направлением в гитарной музыке является фингерстайл. В переводе с английского языка «fingerstyle» означает «пальцевый стиль». Безусловно, в широком смысле под данное определение попадают большинство исполнительских школ. Тем не менее, фингерстайл имеет вполне четкие границы, свой процесс формирования, исполнительскую школу и уникальные возможности.

Разбираясь в сути данного явления, необходимо затронуть историю его возникновения. Истоки фингерстайла уходят в начало 1900-х годов и связаны с попытками южных негритянских блюзовых гитаристов имитировать популярные в то время регтаймы, исполняемые на фортепиано. При этом большой палец гитариста принимал на себя функцию левой руки пианиста, а другие пальцы заменяли правую руку. Также одним из источников, стимулировавших появление этого стиля, была музыка кантри начала XX века. Она носила название хиллбилли, исполнялась простым рабочим населением на стил-гитаре после трудового дня или во время так называемых «амбарных танцев».

Танцы в амбаре "Barn dancing" - всегда были в США в моде. Общественные танцы типа Контрданса, исполняемые преимущественно в ритмах Польки и Джига широко распространились в Северной Америке в период завершения её колонизации в XVIII-XIX веках. Название произошло от того, что их танцевали на праздниках в честь завершения строительства нового амбара или сарая. Характерно, что и в музыке хиллбилли, и в регтайме господствует европейская тональная система с использованием блюзовых элементов. Этот симбиоз дал особый колорит звучания, который и определил специфику нового направления, получившего название фингерстайл.

Еще одно общее качество для музыки регтайма и фингерстайла наблюдается в фактуре произведений. Так, эти стилевые направления характеризует общность ряда фактурных приемов, которые придают пьесе многозвучность и громогласность, веселое и непринужденное настроение. Как правило, аккомпанемент представляет собой чередование «бас-аккорд», используются простые гармонии: трезвучия с добавленными тонами, септаккорды ступеней диатонического звукоряда. Также нередко в мелодию вплетаются различные подголоски.

Таким образом, не исключено, что благодаря фактурному богатству и разнообразию регтаймов, фингерстайл унаследовал от них исполнительскую сложность и виртуозность. Обобщенно этот стиль принято называть архаическим фингерстайлом. На сегодняшний день выделяют и перкусcионную разновидность. Ее также именуют Modern Percussive fingerstyle – это техника, при которой гитара превращается в полноценный инструментальный ансамбль. То есть музыкант единовременно может играть до 4х партий, например, мелодию голоса, бас, партию аккомпанирующей гитары и барабаны. Для достижения, так называемого, «вау-эффекта» современные фингерстайл-гитаристы используют самые разнообразные техники и приемы звукоизвлечения, постоянно совершенствуя и придумывая новые. В связи со своей технической виртуозностью и зрелищностью эта техника исполнения стала восприниматься как своего рода инструментальное шоу.

Несмотря на то, что фингерстайл зародился еще в XX веке, особое распространение он приобрел с развитием видеохостинга YouTube. Ролики с композициями в стиле фингерстайл просматривают миллионы людей по всему миру. В России данное гитарное направление только набирает популярность силами фингерстайл-музыкантов, которые выступают на концертах, делают аранжировки и создают уникальные композиции, выкладывают видео в социальные медиа, а также обучают этому искусству других. Несмотря на их усилия, в нашей стране пока еще не сложилась своя собственная исполнительская школа фингерстайла. Однако предполагается, что это явление на текущий момент является перспективной отраслью в современной гитарной музыке. Эффективным способом рекламирования данной творческой практики является сама музыка [1], исполняемая в стиле фингерстайл, а наилучшим форматом представления данного стиля публике является многосоставный проект [2], модель которого предлагает автор данной статьи.

Проект «Fingerstyle Guitar Music» представляет собой развитие и популяризацию фингерстайла в Ростове-на-Дону. В перспективе это организация концертов, фестивалей, мастер-классов, запись и продажа обучающих курсов, а также основание гитарной школы. Для успешной реализации проекта первостепенно важным является изучение целевых аудиторий, что даст представление о возможной степени востребованности и гипотетической эффективности проекта. Для изучения данного вопроса нами был использован социологический анализ ситуации, осуществленный посредством метода анкетирования в виде интернет-опроса.

Как известно, интернет-опрос является одним из самых популярных и наименее материально затратным источником сбора данных, при котором набор вопросов рассылается целевой выборке, а члены этой выборки могут отвечать на вопросы через всемирную сеть. Анкета была составлена в Google Forms и распространена преимущественно «Вконтакте», так как на данный момент это самая популярная российская социальная сеть. Таким образом, полученные данные и проведение анкетирования можно было отслеживать и корректировать в режиме реального времени. Полученные в ходе опроса результаты с некоторыми оговорками можно считать относительно объективными. Несмотря на то, что количество респондентов составило 38 человек, нам удалось опросить людей различных возрастов и социальных групп. Респондентам была предоставлена анонимная анкета, содержащая 25 вопросов, условно разделенных на две группы. Первая группа – это личные данные: возраст, пол, работа, уровень дохода, семейное положение, количество детей и любимые занятия. Вторая группа – вопросы, касающиеся мнения о фингерстайле и приемлемой стоимости концертов с музыкой данного стиля. Также участникам было предложено ознакомительное видео с исполнением в фингерстайле.

Итак, объектом исследования были выбраны активные пользователи социальных сетей города Ростов-на-Дону в возрасте от 18 до 59 лет. Предметом исследования выступает положительный потенциал к потреблению фингерстайловой музыкальной продукции, включающей в себя концерты, мастер-классы и обучение посредством видеокурсов и занятий с преподавателем. Целью исследования стало - изучение целевых аудиторий потребления данной продукции. Задачи исследования: определить потенциального потребителя, степень его заинтересованности, а также изучить сколько он готов платить за потребление музыкальной и образовательной продукции.

Итак, перейдем к анализу полученных результатов. 63% респондентов в возрасте от 18 до 29 лет. Люди в этом возрасте являются наиболее активными пользователями социальных сетей. В возрасте от 30 до 39 лет – 21%. От 40 до 49 лет – 3% и от 50 до 59 лет – 5%. Женщины составляют 55% респондентов, а мужчины – 45% соответственно. 29% - люди не имеющие работы, в том числе студенты. В коммерческой сфере трудятся – 45% опрошенных, в бюджетной сфере - 13%. 74% не состоят в браке. У 76% опрошенных нет детей. 55% имеет доход до 70 тысяч рублей в месяц.

Таким образом, средний респондент в описываемом опросе – это житель Ростова до 35 лет, бездетный и не состоящий в браке, получающий в среднем заработную плату в размере 64000 рублей, а по медиане 30000 рублей.

Далее определим степень осведомленности опрошенных о фингерстайле. 63% знают об этом направлении, а 11% хотели бы узнать. 82% осведомленных ответили, что им нравится этот стиль, но все же только 9% из них слушает его каждый день. Также респондентам был задан вопрос «хотите ли Вы обучаться фингерстайлу?» с целью выявить потенциального потребителя обучающих курсов и занятий. 42% не интересует обучение, а 37% желают обучаться в данном направлении.

В своем большинстве опрошенные предпочитают обучаться очно-индивидуально с преподавателем. Приемлемой стоимостью такого занятия 81% опрошенных посчитал до 1000 рублей за одно занятие, а остальные 19% готовы заплатить до 2000 рублей. Касательно стоимости за видеокурс мнения имеют большую разнообразность: 37,5% готовы заплатить до 1000 рублей, до 3000 – 19%, до 5000 – 25%, а 19% устраивает стоимость до 10000 рублей за курс (!).

Затем следует блок вопросов о концертах и мастер-классах. 45% посещают концерты чаще 1 раза в год, 24% посещают регулярно, а 31% реже раза в год, либо не посещают их вовсе. Тем не менее, 68% опрошенных хотят посетить концерт фингерстайл-гитариста и готовы заплатить при этом в среднем до 2000 рублей.

Результаты, связанные с посещением мастер-классов, к сожалению, не настолько положительны. Как правило, люди не посещают, либо не знают о существовании такой формы обучения. Только около 10% посещают подобные мероприятия, но 40% из всех опрошенных желают посетить мастер-класс по фингерстайлу. 10% считают, что такой мастер-класс должен быть бесплатным, 24% готовы заплатить до 2000 рублей, а 58% - до 1000 рублей.

Вывод:

На основании результатов анкетирования мы можем сделать следующий вывод. Потенциальным потребителем музыкальной продукции гитарного направления фингерстайл является мужчина в возрасте 25 лет, без детей и не состоящий в браке, работающий в коммерческой сфере, отдающий предпочтение игре на гитаре в свободное время, средний доход которого составляет 55000 рублей. Клиент готов посещать концерты чаще раза в год, стоимостью в размере до 2000 рублей, мастер-классы до 1000 рублей, покупать курсы преимущественно до 5000 рублей и посещать занятия с преподавателем до 1000 рублей за урок.

Подводя итог вышесказанному, с уверенностью можно сказать, что, несмотря на все погрешности опроса, которые возможны в связи с небольшим количеством опрашиваемых, мы имеем достаточно благоприятную среду для развития и коммерческого успеха нашего проекта.