Введение. Российская Федерация провозглашает как государственно-значимые направления политику по развитию в стране спорта и физической культуры. Поддерживая сферу физического воспитания и спорта, правительство ожидает, что эти виды деятельности принесут молодым россиянам возможность оздоровить нацию и заложить ее здоровье в будущем, воспитывать физически крепких молодых людях со стойкими волевыми качествами, мотивируют население отказаться от вредных привычек, жить по здоровым канонам [1].
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что: увеличивается количество детей с ограниченными возможностями, в то время как количество детей без отклонений в состоянии здоровья уменьшается. У школьников среднего возраста наблюдается ухудшение физических показателей и способности к физическим нагрузкам, несмотря на оптимальные физиологические параметры. Мы видим, что есть необходимость совершенствовать воспитательные процессы в области развития физических качеств, так как у школьников наблюдается снижение силовых способностей. Методические рекомендации, касающиеся физического воспитания и спорта как основы для развития физических качеств у современных школьников, представлены весьма ограниченным объемом информации, особенно в отношении методик, касающихся включения физической культуры в учебные программы.
Целью исследования является на анализ роли физического воспитания и спорта в качестве ключевого компонента современной системы образования.
Задачи, позволяющие достичь намеченную цель: 1) изучить современное состояние проблемы путём анализа данных, представленных в специальной литературе; 2) определить место и значение физического воспитания и спорта в современной системе образования.
Методы, используемые для данного исследования:1) теоретический анализ и обобщение специальной литературы; 2) анализ нормативно-правовых актов.
В современной системе образования в России уделяется внимание как региональному, так и муниципальному контексту, что позволяет индивидуализировать обучение, учитывая потребности каждого ученика. Это важно и для области физического воспитания и спорта.
Индивидуализация в физическом воспитании дает возможность учащимся выбирать виды физической активности, которые им интересны, а также регулировать условия и продолжительность занятий. Например, одному ученику может подойти футбол, другому - плавание. Это способствует лучшему вовлечению учащихся и повышению их мотивации к занятиям физической культурой.
Однако важно отметить, что изменения в области физического воспитания должны соответствовать установленным Федеральным государственным образовательным стандартам и нормативам в области физической подготовленности и физических качеств. Это гарантирует, что обучение проводится на высоком уровне качества с учетом общенациональных стандартов.
Такой подход позволяет учащимся не только развивать физические качества, но и находить удовольствие и интерес в занятиях спортом, что важно для их здоровья и общего развития. А индивидуализированный подход в образовании способствует созданию благоприятной среды для каждого ученика, где каждый может раскрыть свой потенциал и достичь своих целей.
При организации физического воспитания и спорта в рамках современной образовательной стратегии, важно учитывать следующие аспекты: воспитывать интерес к физической культуре, учитывая потенциал, показатели здоровья и способности каждого ученика; создавать стимулирующую среду для учеников, делая виды физической активности интересными и актуальными; способствовать формированию представлений о физическом воспитании и спорте как основе здоровья, отвечающей за ответственность за свою физическую активность и здоровье; организовывать и проводить спортивные и воспитательные мероприятия на базе школы, активно привлекая школьников; пропагандировать и развивать успехи в физическом воспитании и спорте в рамках образовательного учреждения.
Сотрудничество с учебными заведениями, включая школы, вузы, средние профессиональные учебные заведения, клубы и спортивные команды, действительно является эффективным методом привлечения учащихся к физическому воспитанию и спорту. В таких объединениях учащиеся могут заниматься различными видами спорта, участвовать в соревнованиях и продемонстрировать свои достижения, что стимулирует их активность и мотивацию.
Эти спортивные клубы часто имеют статус общественных объединений, и хотя юридически они не рассматриваются как отдельные юридические лица, их деятельность регулируется исполнительной властью. Условия работы, полномочия и обязанности участников таких клубов часто закрепляются в уставе образовательного учреждения, в рамках которого функционирует спортивный клуб.
Такой подход не только способствует популяризации спорта среди учащихся, но и создает благоприятную среду для развития их спортивных способностей, общения и социализации. Благодаря совместным усилиям образовательных учреждений и спортивных клубов, учащиеся получают возможность развивать свои таланты, строить карьеру в спорте и общественной жизни, а также укреплять свое здоровье и духовные ценности через спортивные достижения.
Такие инициативы обогащают образовательную среду, делают обучение более интересным и мотивирующим, а также способствуют формированию поддерживающей спортивной культуры в образовательном учреждении и в широком обществе.
Подобным спортивным клубам присваивается статус общественных объединений, а как юридические лица они не рассматриваются. Работу клубов регламентирует исполнительная ветвь власти, а конкретным локальным актом, закрепляющим условия её работы, полномочий и обязанностей участников является Устав образовательного учреждения [2].
В современной системе образования России постепенно, но активно формируется новый содержательный компонент физической культуры, при котором педагог стремится создать не только физически подготовленную личность, но и индивида, обладающего компетенцией в области физической культуры, способного свободно управлять своими физическими возможностями, способного к физическим испытаниям, умеющего контролировать свое состояние и самонаблюдение, осведомленного о методах укрепления и поддержания здоровья, расширения функциональных возможностей, а также способного самостоятельно заниматься спортом или физической культурой.
Изучая физическую культуру, современный ученик не только улучшает свою физическую подготовку, но и усваивает ценность здорового образа жизни. Федеральные образовательные стандарты и социальная обстановка акцентируют внимание на важности такой ценностной ориентации для преодоления зависимости от вредных привычек, таких как наркотики, алкоголь, азартные игры и табак. Физическое воспитание помогает школьникам развивать самоконтроль, самокритику, умение эффективно управлять временем и планировать задачи на день, что в перспективе способствует организации работы и отдыха, что важно для общего здоровья и благополучия.
Проблемой сегодняшнего дня является гиподинамия среди современных учащихся. Недостаточная двигательная активность не способствует полноценному развитию организма и не обеспечивает должной нагрузки для укрепления здоровья. С нарастающим числом учащихся, нуждающихся в специализированных занятиях из-за проблем со здоровьем, ситуация часто ухудшается. В большинстве вузов этот показатель достигает 30%, что свидетельствует о необходимости более активных и целенаправленных мер для поддержания физического здоровья среди молодежи.
Важно продолжать исследования в области физического воспитания и спорта, чтобы эффективно бороться с проблемами гиподинамии и способствовать развитию здорового образа жизни среди учащихся. Развитие программ и мероприятий, которые стимулируют активность и интерес к здоровому образу жизни, играет важную роль в формировании здорового поколения сильных и ответственных граждан.
Проблемно, что современный учащийся страдает от гиподинамии, так как двигательная активность не способна создать базу для функционального развития организма и не дает полноценный нагрузки, чтобы укрепить здоровье. На уроках физкультуры постоянно нарастает численность учащихся, которые должны заниматься в специальной группе из неблагополучия со здоровьем. Сегодня в большинстве ВУЗов этот показатель достигает 30% [3].
Исходя из перечисленных аспектов, можно сделать вывод о том, что физическая культура и спорт не только являются важной составляющей современного образования, но и эффективным инструментом для формирования личности школьников. Они способны развить и углубить творческий потенциал, заинтересованность в физической активности, усовершенствовать моторные навыки и психофизиологические параметры, укрепить здоровье и активно предотвратить заболевания, вызванные недостатком двигательной активности. Физическое воспитание позволяет развить в человеке связь между духовным и физическим, учит жить и развиваться в гармонии, естественно и целостно.
Важно понимать, что в современном образовании физическое воспитание и спорт уже не рассматриваются как второстепенные предметы, а скорее, как одни из ключевых компонентов образовательного процесса. Методика и содержание обучения в этой области способны решать основные педагогические задачи.
Преподавание физической культуры и спорта должно быть воспринято учениками как нечто, что остается с ними на всю жизнь. Учитель должен понимать и донести до учащихся, что физическое воспитание является основой здоровья и активного образа жизни не только в период учебы в школе, колледже или университете, но и в дальнейшей жизни.
Существенно, чтобы учащиеся осознавали, что физическая активность и забота о здоровье должны стать неотъемлемой частью их повседневной жизни даже после окончания учебы. Это важное понимание помогает им не только сохранить и улучшить свое физическое состояние, но и сформировать здоровые привычки на всю жизнь.
Имея такое сознание, учащиеся обретают ключевой инструмент для поддержания своего здоровья долгосрочно. Инкорпорирование физической активности в повседневную жизнь после завершения учебы помогает им поддерживать хорошую физическую форму, предотвращать заболевания и поддерживать общее благополучие.
Становится актуальным вопрос того, как заинтересовать учащихся в образовательных учреждениях занятиям физической активность. Исследования показывают, что наиболее актуальными способами являются: 1. Преподаватели и тренеры: для того, чтобы привлечь учащихся к физической активности, преподаватели и тренеры должны быть активными и подавать пример. Они должны не только говорить о пользе физической активности, но и активно участвовать в занятиях и мероприятиях. 2. Разнообразие видов спорта и активностей: важно предлагать учащимся разнообразные виды спорта и физической активности. Это может быть как традиционные виды спорта, так и новые, более современные. 3. Участие в соревнованиях: Соревнования могут быть хорошим стимулом для физической активности учащихся. Соревнования могут проводиться как между классами или группами, так и между вузами или школами. 4. Награды и поощрения: Учащиеся могут быть мотивированы к физической активности с помощью наград и поощрений. Это могут быть как материальные награды (например, медали, грамоты, призы), так и нематериальные (например, дополнительные баллы в рейтинге успеваемости). 5. Образовательный компонент: Физическая активность может быть интегрирована в образовательный процесс. Например, можно проводить уроки физической культуры, которые будут включать в себя не только упражнения, но и обучение о здоровье и физическом развитии. 6. Вовлечение родителей: Родители также могут играть важную роль в приобщении своих детей к физической активности.
Сформированные во время учебы здоровые привычки становятся частью их жизненного стиля, что имеет долгосрочные позитивные последствия для здоровья и качества жизни. Представление о значимости физической активности как неотъемлемой части жизни способствует мотивации к поддержанию здоровья и принятию ответственности за собственное благополучие.
Таким образом, физическое воспитание и спорт играют роль не только в формировании физической подготовленности, но и в развитии здоровья, дисциплины, самоконтроля, сотрудничества и других важных жизненных качеств, которые будут сопровождать учеников на протяжении всей их жизни. Развитие таких компетенций является ключевой задачей образовательной системы, чтобы подготовить подрастающее поколение к успешной и здоровой жизни.
Логично, что для современного образования преподавание физического воспитания и спорта позиционируется как уже не как второстепенный, а как один из главных предметов, методика и содержание которого способны разрешить первостепенные общепедагогические задачи. Учитель и преподаватель должен донести до ученика и обучающегося, что физическое воспитание пойдёт красной нитью через всю их жизнь, но не завершится в пределах школы, среднего профессионального учреждения или вуза [4].
В современной образовательной парадигме физическое развитие ученика оценивается с учетом различных аспектов, которые отражают его общую физическую подготовку и благополучие. Объективная характеристика физически развитого ученика включает: 1. Адекватная физическая подготовка: это оценка уровня физической формы, выносливости и силы ученика. Это важный показатель его готовности к физическим нагрузкам. 2. Уровень мастерства в физических навыках: Оценка умения выполнять различные физические упражнения, владение техникой выполнения спортивных движений и навыками в различных видах физической активности. 3. Способность проводить продолжительное время активно: это связано с выносливостью и способностью ученика поддерживать физическую активность в течение длительных периодов времени без усталости. 4. Стойкость к стрессам и нагрузкам: Оценка уровня психологической устойчивости ученика к физическим и эмоциональным нагрузкам, способности справляться с сложными ситуациями. 5. Интеллектуальное, моральное и эстетическое развитие в позитивном направлении: Оценка не только физических качеств, но и уровня общего развития личности, включая умственные способности, моральные принципы и ценности, а также эстетическое восприятие мира.
Все эти аспекты важны для комплексной оценки физического развития ученика, потому что физическое здоровье и развитие неразрывно связаны с общим благополучием и успешным становлением личности. Оценка этих критериев позволяет выявить сильные и слабые стороны ученика в области физической подготовки и общего развития, определяет необходимость коррекции или дополнительной работы для достижения оптимального уровня физического и личностного благополучия.
Сегодня образование еще использует классические для педагогической деятельности, надоевшие и низкоэффективные, формально-методические инструменты, из-за которых физическое воспитание и спорт не проникают в сознание ученика более, чем предмет или дисциплина, не воспринимаются как ресурс для упрочнения здоровья или достижения успеха на спортивных соревнованиях. Моторные навыки, координация, разнообразные качества физических параметров нередко формируются при том, что педагог не уделяет внимания повышению значимости физической физического воспитания и спорта как интересного и позитивного для ученика рода деятельности. В современном образовании педагог, преподавая основы физического воспитания и спорта, должен использовать разнообразные средства и методы, повышать их разнообразием и доступность что в итоге позитивной заинтересованности [5].
Создавая Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО (Готов к труду и обороне), были обозначены следующие целевые ориентиры: укрепление показателей здоровья, обеспечение гармоничного онтогенетического развития личности, воспитание истинных патриотов своей Родины и передача спортивного опыта на основе преемственности [6].
В рамках программы ГТО физкультурные мероприятия проводятся систематически, что предоставляет учащимся школ и вузов дополнительные стимулы стать более ответственными по отношению к своей физической подготовке, активнее заниматься и увлекаться различными видами спорта и физической активностью, восстанавливать здоровые привычки в поведении, отказываться от вредных зависимостей и повышать свой уровень физической подготовленности в целом [7].
Программа ГТО (Готов к Труду и Обороне) представляет собой систематизированную серию физкультурных мероприятий, которые проводятся регулярно в школах и вузах. Эта программа способствует не только физической подготовке, но и создает дополнительные стимулы для учащихся стать более ответственными по отношению к своему здоровью и физическому состоянию.
Участие в мероприятиях ГТО мотивирует учащихся быть более активными, заниматься спортом, привлекать их к физической активности, восстанавливать здоровые привычки в поведении. Это помогает им отказаться от вредных зависимостей, повысить уровень физической подготовленности и создать основу для здорового образа жизни.
Такие программы не только способствуют физическому развитию, но и формируют у учащихся важные жизненные навыки, такие как самодисциплина, управление временем, стремление к самосовершенствованию и забота о своем здоровье. Подобные мероприятия вносят значительный вклад в развитие личности, способствуют формированию здоровых привычек и образа мышления, что важно для сохранения и улучшения качества жизни.
Этот обзор позволяет сделать вывод, что в современной образовательной системе ученики имеют возможность выбирать форму и вид проведения занятий физической культурой, а также спортивные активности и методы обучения, соответствующие их собственным запросам. Однако это разрешается только в пределах, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и требований к физической подготовленности.
В настоящее время объективной характеристикой физически развитого ученика считается адекватная физическая подготовка, уровень мастерства в физических навыках, способность проводить продолжительное время активно, стойкость к стрессам и нагрузкам, а также интеллектуальное, моральное и эстетическое развитие личности в позитивном направлении.
Вывод: В научных исследованиях отмечается, что проблема, рассмотренная в статье, не получила полного освещения в академической литературе. Физическое воспитание и спорт в современной системе образования играют значительное и многогранное значение: они не только представлены как учебные дисциплины в школьных программах, но также являются важным компонентом профессиональной подготовки.
Эти области выступают как мощные инструменты, способные системно и всесторонне влиять на образ мышления и физическое развитие учащихся. Они не только способствуют сохранению и укреплению здоровья, но и мотивируют к активному образу жизни, стимулируют повышение уровня физической активности и участие в спортивно-культурных событиях.
Таким образом, физическое воспитание и спорт представляют собой не просто учебные предметы, а средства, способные влиять на формирование позитивного образа жизни, физической активности и общего благополучия учащихся. Эти аспекты играют важную роль в обеспечении полноценного развития личности и способствуют формированию здорового образа жизни в обществе.