Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE ROLE OF SCHOOL THEATER IN EDUCATION OF POSITIVE VALUES IN MIDDLE-AGE CHILDREN: THE EXAMPLE OF THE “AKSAMIT” PROJECT

1
1
The article analyzes project experience in creating a children's school theater. Noting the relevance of the topic in the light of state cultural policy, the author notes an insufficiently deep study of this issue in terms of the specifics of project activities addressed to schoolchildren, despite the adoption of the Concept for the development of theatrical performance in the country. Emphasizing the role of theater in the personal development of a child and adolescent, the author focuses on the opportunity, within the framework of theater projects, to instill in children such qualities as aesthetic taste, correct value orientations, creative and communication skills, and creative thinking. The article describes the organization of the project team, the choice and justification of the name of the creative team, the concept, the choice of topic, the timing of implementation and the general algorithm of work. As a specific feature of working with children, the multifunctionality of the participants’ activities is emphasized, the opportunity to master various aspects of creative activity - from acting to making sets and costumes. Analyzing the results of the implemented project, the author emphasizes the increase in the social involvement of children and the growth of their intellectual potential.
project
project activity
school theater
socialization and interculturation

Введение

Тема школьного театра сегодня очень актуальна, поскольку касается формирования личности подростков – то есть поколения будущего, которое будет определять жизнь нашей страны в перспективе. А к наиболее опасным для будущего Российской Федерации возможным проявлениям гуманитарного кризиса относятся:

•снижение интеллектуального и культурного уровня общества ;

•девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;

•рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения.

Не случайно за последние 25 лет в Российской Федерации выросла и окрепла сеть государственных (муниципальных) учреждений культуры (по сравнению с аналогичными показателями в РСФСР). В этом перечне количество театров выросло в 1,7-х раз, а также существенно увеличилось количество концертных организаций и самостоятельных коллективов. В стране принята Концепция долгосрочного развития театрального дела,которая одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года [1] В ней: сформулированы цели и задачи развития,определены основные направления развития театрального дела в Российской Федерации,а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции. В Концепции используются следующие понятия: "театральное дело"- организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности; "театральная деятельность"- деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей;"постановка" - создание спектакля; "спектакль"- акт показа сценического произведения; название сценического произведения в репертуаре театра;"труппа" - творческий коллектив артистов театра. Целью Концепции является развитие театрального дела в стране и создание условий для реализации различных видов театрального искусства. Это важно потому, что театр - значимая сфера человеческого общения. Он может воздействовать на зрителей, побуждая их к сотворчеству, вызывает вдохновение, дает возможность осмысливать поднятую в постановке проблему или же просто способствует релаксации, благодаря развлекательному эффекту. «Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. Важно и то, что театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России»[2, см. также 3,4].

В силу сказанного, трудно переоценить роль тетра в личностном становлении ребенка и подростка. Театр вносит огромный вклад в формирование этического вкуса и нравственных ценностей, в развитие мышления, а также творческих и коммуникативных навыков. Он способствует успешной адаптации в обществе, учит креативности. Исследователи сегодня отмечают значимость последнего качества в образовательном процессе [5]. Ребенок радуется, просматривая интересную постановку, и познает мир; получает представление о добре и зле. У него появляется простор для фантазий, восторгаи творчества. Об этом говорят многие практики театрального дела. Так Всеволод Гаврилов - Народный артист Республики Молдова, киноактер и актер Государственного русского драматического театра А.П. Чехова Республики Молдова пишет:«Мое глубокое убеждение состоит в том, что чем раньше дети войдут в волшебный мир театра, с 3-4-х лет, тем лучше будет для их разностороннего воспитания. Невозможно быть действительно развитым человеком, не понимая искусства и не разбираясь в нем. А театральное искусство — одно из мощнейших воспитательных средств, настоящая школа нравственности» [6]. Сказанным определяется актуальность предложенной темы, а также мотивация создания проекта, инициированного вследствие понимания значимости проблемы приобщения детей и молодежи к сфере театрального искусства, который был осуществлен командой с участием автора данного доклада в 2020 году в МАОУ «Школа №77».

Цель работы – проанализировать и обобщить опыт конкретного проекта, осуществленного автором данной статьи в рамках работы с детским школьным коллективом. Материал и методы исследования

Исследование строится на материале эмпирического опыта проектирования школьного театрального события, проведено с использованием общенаучной методологии.

Результаты исследования и их обсуждение.

По первоначальному замыслу планировалась постановка новогодней сценки для младших классов. Однако дети видели уже много подобных постановок и клишированных привычных героев. Чтобы разнообразить школьный праздник, было решено поставить не просто небольшую новогоднюю сценку, а именно спектакль, по любимым мультфильмам, с героями, на которых дети хотят быть похожими, и которые несли бы в себе серьезную смысловую нагрузку. Спонтанно собрался небольшой коллектив, но он был слишком мал. Тогда социальный педагог школы – Тыщенко Ирина Владимировна – устроила перекличку по старшим классам и нашла заинтересованных людей. Любопытно, что все они были, не лучшими учениками школы – прогуливали уроки и никогда ранее не принимали активное участие во внеклассной работе. Этот факт заставил посмотреть на замысел и социально-культурную значимость проекта со стороны не только его детской целевой аудитории, но и с позиции тех, кто, благодаря случаю, оказался втянутым в орбиту активного творческого процесса в роли организаторов и актеров. Репетиционная работа над спектаклем показала возможности театра в раскрытии творческого потенциала участников проекта, до этого не проявлявших интереса к литературе.

Театр значительно повлиял на их развитие. Дети кардинально изменились, стали более активными, общительными и креативными; пользуясь метафорой, можно сказать, что они стали «блестящими, яркими и ценными как Аксамит т.е. бархат!». Сейчас очевидно, что этот опыт не прошел бесследно, повзрослевшие реализаторы проекта сложились в активных творческих людей, у которых много классных идей и бесконечное количество вдохновения. Именно поэтому постановка новогоднего спектакля стала ежегодной традицией. То есть, начатый в 2020 году театральный проект имел и имеет свое продолжение до сегодняшнего дня, что позволяет рассматривать особенности этого полноценного проектного события, имеющего ряд значимых для осуществления подобного рода проектов черт.

Прежде всего, обратим внимание на название коллектива. Нейминг (или по закону о госязыке имяобразование) – процесс разработки названия, как правило, нового продукта, немаловажный фактор его успеха Как говорил Алексей Фёдорович Лосев, «имя вещи – это сама вещь». Или, как в известном мультфильме о капитане Врунгеле: «Как лодку назовешь, так она и поплывет». После обсуждений коллективу было дано имя «Аксамит» - (белорусское) - старинное название бархата, бархатной или атласной парчи, плотной ворсистой ткани. Часто на ней делали узор с помощью кручёной золотой или серебряной нити. В более широком смысле слова аксамит — любая драгоценная ткань. Метафора с тканью оказалась удачной, так как объединила разных людей одно целое. С 2020 года было осуществлено 4 постановки.

Можно говорить о том, что сложилась традиция и определенный алгоритм проектной деятельности. Сроки проекта – 2 месяца, в которые входит написание сценария и специальное репетиционное время в актовом зале. Деятельность участников многофункциональна – они актеры, изготовители декораций и авторы своих костюмов, которые коллегиально обсуждаются. Конечно, взрослый проект требует разделения функций, но для детского такой интенсив оказался продуктивным.

Выводы

Подводя итоги проделанной работы можно сказать, что каждый из участников апробировал разные стороны театральной деятельности, что дало свои результаты в эмоциональном и творческом плане. Была активизирована фантазия, креативное мышление, коллегиальное обсуждение всех аспектов спектакля приближало репетиционный процесс к мозговому штурму. Эта работа привела к выводу, что участие детей в спектаклях способно существенно изменить их. Играя разные роли, дети приобрели новый опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития.

Однако, несмотря на то, что на Новогодних праздниках 2024 года был осуществлен уже четвертый проектный спектакль, осталось много вопросов:

- Как разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?

- Как наделить спектакли смыслом и каким?

- Как собрать хороший коллектив, и создать все условия для его благополучного существования?

- Как сделать так, чтобы дети САМИ захотели прийти и смотреть спектакль…

Ответы на них коллектив проекта надеется найти, продолжая начатое. В заключение важно вернуться к Концепции развития театрального дела, предполагающей обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ, и театра, в том числе. Ведь это один из показателей повышения качества жизни россиян.