Введение
В опубликованных нами ранее работах [1-3] было установлено, что в соответствии с законодательством РФ аккредитованные лица (в частности, испытательные лаборатории) в своей деятельности могут осуществлять временные работы так же, как и постоянные. К временным относят работы, выполняемые лабораторией за пределами постоянного (основного) места реализации деятельности. При реализации временных работ организациям необходимо осуществлять поверку средств измерений (СИ) с целью осуществления контроля за их состоянием непосредственно на временных рабочих местах.
В нормативно-правовой и нормативно-технической документации устанавливается (признается легитимной) только сама возможность реализации рассматриваемого нами особого вида поверки аккредитованными лабораториями или центрами. Некоторые организации Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность в области обеспечения единства измерений, активно этим правом пользуются. Однако, перед государственной нормотворческой деятельностью актуальной остается задача нормативно-законодательной конкретизации требований и процедур в данной области.
С целью подготовки и успешного проведения ООО Оренбургским метрологическим центром «СТАНДАРТПРИБОР» (ООО ОМЦ «СТП») поверок СИ в местах осуществления временных работ мы рекомендуем использовать инструменты функционального моделирования этого процесса. Проведенный анализ состояния проблемы обеспечения достоверности проводимых в местах осуществления временных работ поверок СИ позволил сформулировать цель, определить материалы и методы исследования.
Цель исследования: сформулировать единые требования к порядку подготовки, организации и проведению поверки СИ в местах осуществления временных работ с последующей формализацией их в виде карты процесса.
Материалы и методы исследования: методология функционального моделирования (концепции IDEF0), инструменты управления качеством, риск-ориентированный подход.
Результаты исследования и их обсуждение
При разработке карты процесса были использованы полученные нами ранее результаты функционального моделирования рассматриваемого бизнес-процесса «Поверить СИ в местах осуществления временных работ» для ООО ОМЦ «СТП»: формализованные требования управляющих воздействий и стандартизованные требования к результатам поверки СИ.
Входными (Input) данными для выполнения ООО ОМЦ «СТП» поверки СИ в местах осуществления временных работ приняты: СИ, требующие поверки (неповеренные СИ); заявка на поверку СИ (в электронной или иной форме). Поставщиком входов выступает заказчик (владелец неповеренных СИ).
К выходным (Output) данным процесса выполнения ООО ОМЦ «СТП» поверки СИ в месте осуществления временных работ отнесены: СИ, прошедшие поверку (поверенные СИ); оформленные результаты поверки СИ (могут быть как позитивного – свидетельства или поверительные клейма (если позволяет конструкция), так и негативного характера – извещения). Потребитель выхода – заказчик (владелец поверенных СИ или его посредник).
Владелец процесса – менеджер по качеству, т.е., должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении необходимую инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о процессе, он управляет ходом процесса и несет ответственность за результативность этого процесса.
К наиболее важным из ресурсов (Mechanism), необходимых для осуществления процесса нами отнесены: квалифицированные сотрудники лаборатории; транспорт; информационные ресурсы; база эталонного и вспомогательного оборудования; место осуществления работ; коммуникационные ресурсы; навигационная и автоматическая системы учета СИ.
Мы считаем, что определяющим фактором проведения поверки СИ должно быть достижение соответствия управляющих воздействий (Сontrol) и требуемого качества СИ, прошедших поверку (поверенные СИ). К основным управляющим воздействиям (Сontrol) нами отнесен утвержденный набор нормативно-правовых и нормативно-технических документов, руководствуясь которым ООО ОМЦ «СТП» обязуется выполнять поверку СИ в местах осуществления временных работ:
Подход, примененный при разработке обобщенной функционально-логической модели процесса поверки СИ в местах осуществления временных работ и его декомпозиции в нотации IDEF0, позволили преобразовать данный процесс в более простые, детально структурированные подпроцессы.
На следующем этапе мы считаем необходимым для организации ООО ОМЦ «СТП» проведение картирования бизнес-процесса и оформление карты бизнес-процесса поверки СИ в местах осуществления временных работ. С помощью данного инструмента управления качеством было проведено описание основных параметров процесса и определены показатели результативности этого процесса.
В качестве показателей результативности процесса «Поверить СИ в местах осуществления временных работ» для ООО ОМЦ «СТП» нами были выбраны: вероятность возникновения поломки оборудования, превышение количества пригодных СИ, признанных непригодными, производственная безопасность и результативность процесса поверки СИ в месте осуществления временных работ (фрагмент выбранных показателей представлен в таблице 1).
Таблица 1 – Показатели результативности процесса (фрагмент)
Наименование показателя результа-тивности |
Единица измерения (счета) |
Плановое значение |
Периодичность (срок) формирования отчетной информации |
Источник показателя |
Способ измерения |
Критерии оценки выполнения показателя |
Ответст-венный за предостав-ление данных |
1. Превышение количества пригодных СИ, признанных непригод-ными |
единицы |
0 |
Ежемесячно до 4 числа месяца, следующего за отчетным |
Протоколы поверки СИ; реестр СИ; реестр данных для передачи в ФИФОЕИ |
Сравнение результатов поверки СИ |
1) до 1 ед - процесс результа-тивен; 2) 2-3 ед - процесс условно результа- тивен; 3) более 3 ед - процесс не результа-тивен |
Поверитель |
2. Результатив-ность процесса поверки СИ в месте осуществле-ния временных работ |
% |
100 |
Ежемесячно до 4 числа месяца, следующего за отчетным |
Реестр СИ |
Оценка качества поверки СИ в месте осущест-вления времен-ных работ |
1) от 100 % до 90 % - процесс результа-тивен; 2) от 90 % до 80 % - процесс условно результа-тивен; 3) ниже 80 % - процесс нерезуль-тативен |
Главный метролог
|
Под картой процесса (КП) понимается представление характеристик процесса, соответствующего поставленной цели, в виде карты. Требования данной КП, как документа системы менеджмента качества (СМК), рекомендуется распространить на все структурные подразделения ООО ОМЦ «СТП». Разработчиками КП, как правило, являются руководители организации, в нашем случае – главный метролог ООО ОМЦ «СТП».
Результаты картирования процесса «Поверить СИ в местах осуществления временных работ» для ООО ОМЦ «СТП» представлены в виде КП (таблица 3).
Таблица 3 – Карта процесса «Поверить СИ в местах осуществления временных работ»
Выводы
Применение нотации IDEF0 позволило формализовать процесс поверки СИ в местах осуществления временных работ для ООО ОМЦ «СТП» с представлением его в виде более простых, детально описанных процессов и подпроцессов. Полученная информация использована при картировании бизнес-процесса применительно к организации ООО ОМЦ «СТП». Применение этого инструмента управления качеством позволило структурировать основные параметры рассматриваемого бизнес-процесса. В качестве показателей результативности бизнес-процесса приняты объективные характеристики, оцениваемые количественно. Полученную информацию целесообразно использовать в практической деятельности ООО ОМЦ «СТП» при разработке документированной процедуры поверки СИ в местах осуществления временных работ.