Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SOCIAL REHABILITATION OF PATIENTS WITH PSYCHONEUROLOGICAL INTERNET THROUGH CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

Egorova N.P. 1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University
An urgent issue is the social rehabilitation of persons with neuropsychiatric Internet. This category of people requires a special approach and more effective working methods. One of the means of social rehabilitation of patients with neuropsychiatric Internet is the means of cultural and leisure activities. This issue is considered in the article in more detail, the basic concepts and possibilities of the process are determined on the basis of the theoretical analysis carried out. The analysis of statistical data shows that today there are 687 neuropsychiatric boarding schools in Russia
social rehabilitation
patients of the neuropsychiatric internet
cultural and leisure activities
rehabilitation
neuropsychiatric boarding school

Достаточно значимым вопросом, который требует особого внимания является социальная реабилитация пациентов психоневрологической направленности. Ученые данной области активно занимаются поиском новых путей решения проблемы, часть из которых активно внедряется в практическую деятельность.

Анализ статистических данный демонстрирует, что на сегодняшний день в России насчитывается 687 психоневрологических интернатов (ПНИ) - отдельных социальных домов-интернатов для граждан и интернатов общего типа с отделением ПНИ. Из них для взрослых граждан - 576 и 111 для детей. По официальным данным, в России больше 160 тысяч человек живут в психоневрологических интернатах (ПНИ) (РИА новости). Социальная работа с психически больными осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О психиатрической помощи и защите гражданских прав при оказании помощи» [1].

Реабилитация является важным видом деятельности в области работы с пациентами психоневрологического интерната. Психоневрологический интернат является реабилитационным учреждением и конечная цель его деятельности - восстановление социального статуса пациента. В связи с этим необходимо уделять внимание данному процессу и раскрывать новые методы и средства работы, которые могут принести результат.

Одним из эффективных средств работы по социальной реабилитации пациентов психоневрологического интерната является культурно-досуговая деятельность. Учреждение вовлекает человека в культурно-досуговую сферу и возвращает веру в себя, преобразуя её из потерянного социального статуса. Культурно-досуговая деятельность может открыть широкие возможности для формирования важных качеств человека, улучшения его развития, восполнения ряда споосбностей. Тем самым можно рассмотреть различные виды направления данной деятельности и определить ее эффективность.

Особенности реабилитация в условиях психоневрологического интерната раскрываются в исследованиях Губаревой Е.А., Кучерявенко С.А., Морозова Е.В. и др. Социальная реабилитация лиц психоневрологического интерната раскрыта в научных трудах Рожковой Ю.В., Дементьевой Н.Ф., Хритининым Д.Ф.

Важно обратиться к определению понятия социальной реабилитации. Сущность реабилитации — не только восстановление здоровья, сколько восстановление возможностей для социального функционирования при том состоянии, которым располагает индивид. В научном труде Г.Н. Пономаренко определяется, что реабилитация – это «система медицинских, социальных и профессиональных мероприятий для достижения полного восстановления функций инвалида, нарушенных вследствие заболевания или травмы, либо оптимальное использование физического, психического и социального потенциала инвалида, его наиболее адекватная интеграция в общество» [3].

Социальная реабилитация является многогранным процессом, который играет решающую роль в удовлетворении сложных потребностей людей, сталкивающихся с социальными проблемами, в том числе и среди пациентов психоневрологического интернета средствами. Доктор исторических наук Е.И. Холостова и доктор философских наук Л.И. Кононова дают определение социальной реабилитации в широком и узком смысле [5].

В широком смысле – это создание условий в обществе для восстановления и развития способностей и навыков индивидов самостоятельного социального функционирования.

В узком смысле – это система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в процессе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования.

Рассматривая научный труд М.В. Фирсова, определяется, что по мнению автора социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, изменения социального статуса, поведения личности [4].

Ключевым аспектом социальной реабилитации является содействие интеграции человека в свое сообщество: поощрение социальных связей, укрепление позитивных отношений и поощрение участия в общественных мероприятиях по снижению изоляции. Развитие коммуникативных навыков позволяет адаптировать человека к социальной жизни, раскрыть его потенциал, важные качества, которые необходимы для нахождения в обществе.

Выделяются следующие задачи социальной реабилитации:

1. Содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь. Развитие бытовых навыков позволяет адаптироваться к жизни, к условиям внешней среды. Человек способен самостоятельно себя обслуживать, выполнять ряд немаловажных задач для удовлетворения потребностей, что позволяет чувствовать внутренний комфорт, взаимодействовать с другими людьми.

2. Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения. Таким образом может раскрыть значимые качества человека, помочь ему в самоопределении, в развитии собственного «Я». Человеку важно контролировать себя, определять свои чувства, свое эмоциональное состояние, уметь регулировать свое настроение, строить планы, развивать свои значимые качества.

3. Развитие коммуникативных навыков. Необходимо помочь человеку адаптироваться в обществе, что будет способствовать более быстрой реабилитации. Когда человек способен взаимодействовать с другими субъектами социума, ему легче приспосабливаться к окружающей действительности, развиваться и формировать позитивное восприятие.

В рамках социально-реабилитационной деятельности специалисты выделяют различные уровни:

- уровни индивидуальной работы, работы в группах, коллективах, общинах. Формы работы могут быть различны и зависят от цели, которой необходимо достичь. Зачастую групповая работа также оказывает положительный эффект на человека, дает широки е возможности. Однако, в некоторых случаях, может проводиться работа только индивидуально с пациентом.

- медико-социальный, профессионально-трудовой, социально - психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально – правовой уровни.

Таким образом, можно сказать, что общая концепция социальной реабилитации различных граждан основывается на скрининге групп риска и диагностике имеющихся социальных патологий и ограничений.

Социальная реабилитация пропагандирует права и потребности отдельных лиц, предоставляя им возможность стать активными участниками процессов принятия решений, касающихся их жизни. Это включает в себя пропаганду социальной справедливости и работу по снижению социальной стигматизации, связанной с определенными условиями.

Культурно-досуговая деятельность может стать эффективным способом социальной реабилитации лиц исследуемой реабилитации. Культурно-досуговое направление воспитательной деятельности в интернате должно осуществляться таким образом, чтобы стимулировать клиентов к активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации. Данная форма работы развивает активность, познавание, мышление, ряд других немаловажных качеств, крайне необходимых в процессе реабилитации пациентов.

Культурно-досуговое направление воспитательной деятельности в интернате должно осуществляться таким образом, чтобы стимулировать клиентов к активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации. В свою очередь социализация позволяет взаимодействовать с окружающими, уметь адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

В процессе посещения занятий и мероприятий культурно-досугового направления, пациенты расширяют кругозор, свое коммуникативное пространство. Помимо этого, раскрывается творческий потенциал, умения и навыки, которые в дальнейшем предоставляют возможность получить больший эффект.

Культурно-досуговую деятельность инвалидов составляет общение, отдых, вечера встреч, прогулки, физкультурно-оздоровительная деятельность (игра в шашки, шахматы, дартс, теннис и др.), интеллектуально-познавательная деятельность активного (чтение, экскурсии, занятия в кружках, студиях, издание газеты) и пассивного характера (просмотр телевизора, прослушивание музыки и др.), любительская деятельность прикладного характера (шитьё, фотодело, тестопластика, конструирование, моделирование), активная общественная деятельность. Любой вид деятельности может иметь различные формы работы, проводиться в определенной последовательности, включаться в работу с той или иной группой пациентов. Социальный работник может самостоятельно подбирать форму работы со своим пациентом, а также брать во внимание его пожелания, интересы и возможности.

Создаются кружки по следующим направлениям:

· двигательная активность – занятия на спортивных тренажерах, гимнастика, ритмика, танцы и другие. Спорт всегда являлся эффективным средством реабилитации, он способен восстанавливать жизненно-важные функции организма, повышать уровень здоровья, поддерживать внутреннее состояние.

· развитие социально-бытовых навыков – занятия по обучению навыкам самообслуживания, домоводству, пользованию бытовыми приборами и техническими средствами социальной реабилитации и другие. Сформированная социально-бытовая адаптивность клиента предполагает развитие у него способности автономно организовать обеспечение себя, развивать самостоятельность, самообслуживание без помощи других лиц. Это позволяет более уверенно чувствовать в себя в социальной среде, испытывать благополучие и комфорт.

· развитие трудовых навыков – обучение шитью, вязанию, работе на компьютере, изготовлению сувенирной продукции, выращиванию растений, лепке, изготовлению аппликацией, бисероплетению и другие. Данные умения способствуют развитию творческого мышления, развитию моторики, воображения, которые важны для человека и его реабилитации. В то же время, данная творческая деятельность способна повысить положительный эмоциональный фон человека.

Главная задача данного реабилитационного направления деятельности — приобщение инвалидов к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры.

Таким образом, можно прийти к выводу, что культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой, важной, эффективной частью социальной реабилитации лиц психоневрологического интерната. Важно уделять ей особое внимание и развивать данное направление деятельности в области социальной реабилитации пациентов психоневрологического интерната. Необходимо разрабатывать программу работы, которая будет содержать все необходимые аспекты данного процесса и брать во внимание особенности данной категории лиц, их индивидуальные особенности, уровни самоорганизации и развития.