Актуальность. Среди молодежи увеличилось число тех, кто, забыв о духовном богатстве, стремится к достижению материального богатства. В результате такие задачи как создание семьи, счастливая жизнь, достойное воспитание детей остаются на втором плане, а вперед выдвигается идея про то, как деньги могут исполнить все задуманное и кажется, что она всех устраивает. Участились негативные явления, конфликты. Дети, оставшиеся без присмотра, испытывают разного рода неприятности, попадают в беды, в итоге родителей сожалеющие о своих действиях становится не мало. Семья и все в ней происходящее послужит для ребенка образцом в его последующей жизни. Как говорится в пословице «что видел в гнезде, то и будет ловить, когда вылетит», перед сегодняшним обществом возникла необходимость в подготовке к укреплению семьи, чувству ответственности и основных задач семьи.
Известно, что в правильном воспитании будущего поколения роль семьи является большой. Если в семье будет крепкое согласие, единство, развитие, то в обществе тоже создастся согласие, единство, развитие. В ходе исследовании в научном направлении проблем связанных с воспитанием детей многие века проводились раззадорившиеся исследования ученых, но несмотря на это и в нынешние дни роль семьи в воспитании детей остается одним из актуальных тем.
Как гласит определение «Семья - это небольшая группа людей, объединенных узами брака, и соединившая в себе биологические и естественные родственные связи», следовательно, чтобы семья была крепкой она должна создаваться из людей, которые становятся друг другу родными, то есть проявляющие заботу друг о друге, с взаимопониманием, умеющие в разных ситуациях прощать недостатки другого. При отсутствии таких условий, семья не сможет выполнить свои основные обязательства. Семьи по их статусу отличаются друг от друга, иными словами исходя из материального положения, условий существования, психологической обстановки семьи, возрастного и личной особенности каждого человека, выполняемых задач. По исследованию ученых статусами семьи являются: Социально-экономический статус (материальное положение семьи) Социально-психологическая обстановка (беседы людей в семье, их взаимоотношение, взаимоуважение и содействие) Социально-культурное положение (обладание знаниями, цивилизованность членов семьи) Выполнение ситуационной роли или отношение с ребенком.
Основными обязательствами семьи в обществе являются:
1. Репродуктивный. Одним из основных задач семьи является иметь ребенка, размножение потомства того или иного рода.
2. Экономический и жизненно-бытовой. Родители как основатели семьи живут (добывают средства к существованию) имея определенную профессию или работу. Занятие сельским хозяйством, животноводством, торговлей, кустарным ремеслом и выполнение другой работы, обеспечение семьи, их каждодневные потребности, создание необходимых условий жизни для детей, а также почтение традиций, поддержание связей с родственниками, финансирование всего этого родители возлагают на себя.
3. Социализация. Обучает ребенка приспособиться к жизни в обществе. Воспитывает для достижения целей в обучении, получении знаний, выборе профессий и обладать им, а также стремлению найти свое место в обществе. Стать самостоятельным человеком возможно только при соблюдении общественных правил.
4. Воспитание. Самым первым воспитателем ребенка является - его мать и отец. Который первым заботится о здоровье ребенка. Создает его будущее, условия для его становления как личности. Обучает нормам поведения, воспитанности. 5. Психотерапевтический. В доме ребенок чувствует себя свободным и выполнит работу, которая ему по силе. Необходимо создать обстановку для того, чтобы ребенок рядом с родителями мог чувствовать себя человеком, у которого есть надежная безграничная опора. Совместный отдых родителей с детьми после работы, проведение времени вместе и забота о завтрашнем дне защитит их от разных негативных явлениях и психологических факторов. Для построения счастливой жизни в семье родителям нужно быть взаимовежливыми, уметь любить, уважать, понимать и помогать друг другу. Семья - это святое. Семья - это маленькое государство. Если в этом государстве будет мир и покой, то такая семья может стать образцовой семьей для народа. А долг всего человечества - это создание семьи. Продолжение человеческого рода, правильное воспитание детей, продолжение эстафеты жизни является великим человеческим долгом каждой личности.
Также важно в семье совместное проживание людей из разного поколения, материальные ресурсы, психологическая обстановка, жизненно-бытовые условия, выполняемые обязательства, личностные и возрастные особенности каждого человека. Человек всю жизнь нуждается в воспитании. Новорожденному ребенку в семье очень необходима материнская и отцовская любовь, их забота, так как никто другой не может дать такого. Это естественное явление. Родители всегда борются за здоровье ребенка. Семья является источником нравственного, умственного воспитания ребенка. Научит анализировать положительные и отрицательные стороны явлений происходящих в окружающей его среде. Когда ребенок маленький возрастом, он все воспринимает прямо. Различать хорошее от плохого обучают родители. Начиная с 3-х лет, ходят в дошкольное учреждение. Но всё же основными воспитателями считаются родители, которые заботятся о его всестороннем развитии.
Доктор педагогических наук, профессор И.Б. Бекбоев в своем статье о воспитателе отметил следующее: «Воспитатель - это не повелитель или господин, а берейтор, тренирующий коня, сокольник по тренировке ловчих птиц». Значит, воспитание ребенка нелегкий труд, которому нужно учиться и изучать. Ещё давно в истории педагогики о воспитании ребенка в семье иностранные, советские великие педагоги, мыслители высказывали свои мнения. Они: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Н.К. Крупская, В.Г. Белинский, А.С. Макаренко, В.Г. Сухомлинский, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и другие. Также когда дети только начинают ходить в школу родители помогают ему в адаптации к новым условиям.
В семье родители строят свои отношения с детьми на основе правдивости, справедливости, ответственности. Вполне возможно то, что у ребенка могут внезапно возникнуть разного рода вопросы. Не оставляя их без внимания нужно давать ответы воспитательного воздействия. Ребенку необходимо проявлять чуткое отношение, чтобы он приучился самостоятельно размышлять, понимать. Ребенок многое начинает познавать c детства. Насколько они будут следовать обычаям предков зависит от родителей. Получение ребенку благословение народа, проведение обряда обрезания, выдача девушки замуж, лично увидев такие обычаи лучше будет понимать его смысл. Проводить праздники в семье, день рождения, встреча нового года, празднование праздника Нооруз, от полезного совместного отдыха дети учатся почитанию и уважению близких. Они выражая свои хорошие пожелания о их заботе стараются порадовать друг друга. Чтобы вместе встречать такие праздники родителям нужно уделять время. Дети как член семьи, помогая в домашнем быту, с ранних лет приучаются к труду. С самых малых лет ребенку нужно давать ту работу, которую он сможет выполнить. Когда взрослые сами трудятся, а ребенок продолжит играть сам по себе, погружаясь в свои мечты, то в будущем этот ребенок может стать эгоистичным, избалованным, ленивым, желающий легкой жизни. Обучение труду в семье, во-первых, позволит накопить себе жизненный опыт, во-вторых, тот кто уважает свой труд уважает и труд другого.
Издавна в семейном воспитании старшее поколение семьи (дедушка, бабушка, брат, сестра, родители) обучало детей домашнему труду, жизненному опыту. С момента появления ребенка на свет при заботливом отношении матери (правильное соблюдение режима), её материнской любви появляются его первые привычки. Члены семьи - его первые воспитатели. И отец, и мать имеют одинаковые обязательства в его воспитании. Членам семьи в воспитании ребенка нужно поставить одинаковые требования. Когда один из членов семьи с ребенком будет ласково обращаться, второй требовательным, ребенок приспособившись с кем удобно, может стать двуличным. Поэтому в семье все должны правильно ставить требования.
В воспитании также требуется индивидуальный подход к ребенку исходя из его личностной особенности. Следует приучать гиперактивного (чрезмерно озорной) ребенка к сдержанности, спокойного ребенка быть более шустрым. Во время воспитания в детском саду родители должны быть в тесной связи с воспитателем и вместе находить решения по устранению недостатков ребенка. Говоря в заключении, что каждый родитель желает в будущем видеть своего ребенка лучшим. А вот характер, воспитанность ребенка, чтобы сочетались с желанием так в этом большая роль родителей. В становлении воспитанного, образованного ребенка зависит не только от членов семьи, но и от окружающей среды ребенка, строющих других людей, общество всегда должно заботиться в выработке специальных программ.