Введение. Мы решили подробно разобраться, в первую очередь, с термином «патриотизм». Человек, любящий родину, родное государство, который готов на подвиг и личные жертвы во имя отчизны. Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.
Актуальность. В условиях обострения социально-экономической ситуации в стране и мире воспитание патриотизма у молодежи является одним из приоритетных направлений государственной и образовательной политики.
«Человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины» [8, С. 143]. С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм
Объект исследования – процесс воспитания патриотов.
Предмет исследования – вахта памяти.
Целью проекта является формирование и развитие эффективного инструментария патриотического воспитания молодёжи на основе социального опыта «сопричастности» и «соучастия» посредством организации «дальневосточной смены» «Вахта Памяти.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Провести анкетирование среди студентов ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта».
3. Анализировать работу летнего лагеря «Вахта памяти. «Ржев-Дальний Восток».
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может быть полезным педагогам, классным руководителям, работникам воспитательной службы, студентам.
База исследования: военно -патриотический клуб «Боотур» ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта».
Патриотизм поднимает вопросы, характерные для философов: как определить патриотизм? Как он связан с аналогичными установками, такими как национализм? Какова его моральная ценность: является ли он морально ценным или, возможно, даже обязательным, или это скорее позиция, которой нам следует избегать. В статье о патриотизме в Историческом словаре философии, в которой рассматривается использование термина с 16-го века до наших дней. Более того, из нескольких цитируемых известных философов только один, Дж. Г. Фихте, дал предмету больше, чем мимолётное упоминание – и большая часть того, что сказал Фихте, на самом деле относится к национализму, а не к патриотизму (см. Busch and Dierse 1989).
Так как я являюсь членом студенческого военно -патриотического клуба «БООТУР» хочу рассказать вкратце об этом клубе.
Студенческий военно -патриотический клуб «БООТУР» (далее - Клуб) является студенческим общественным объединением кафедры педагогики и психологии (зав. кафедрой - Макарова Т.А.) ФГБОУ ВО ЧГИФКиС, созданный с целью организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию студентов.
Клуб создан 1 декабря 2022 г. по инициативе кафедры педагогики и психологии, по приказу ректора Готовцева И.И.
Проект Вахта памяти. «Ржев -Дальний Восток» - это совместный проект Правительства Якутии и Администрации Ржевского района Тверской области, который реализуется с 2020 г. на базе военно -патриотического лагеря имени нашего земляка, Героя Советского Союза Ф.М. Охлопкова.
Чем больше убегает лет, тем меньше помнят о героях Великой Отечественной войны. А ведь люди тогда шли на подвиги, проявляли мужество и удивительную самоотверженность. К примеру, знаете ли вы имя снайпера, который стал угрозой немцев? Всего один человек справился с 1,5 тысячи немцев. Один выстрел – одно попадание. С началом войны Федора призвали на фронт. Он оказался в дивизии, собранной из сибиряков. Зимой 41-ого ребят перебросили на Калининский фронт. В арсенале Федора были винтовка, пулемёт, автомат.
На счёту Охлопкова десятки напряжённых дуэлей с немецкими снайперами. За первый год в роли снайпера Федор Матвеевич уничтожил порядка 160 фашистов. Умение победить в снайперской дуэли – высшее мастерство. Но на «охоте» от стрелков требуется не меньше знаний и опыта.
Порой Федор прибегал к разученному приёму – он притворялся мёртвым.
В 44-ом Федора Матвеевича сразила пуля. После ранения на фронте не оказался. Федор Охлопков – один из участников исторического Парада Победы 24 июня 1945 года. Звание Героя Советского Союза ему дали только через 20 лет. Умер герой в 60.
Дальневосточная смена проходит под эгидой Министерства науки и высшего образования России и при активной поддержке Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России», благотворительного фонда «Фонд ветеранов Крайнего Севера «Эрэл (Надежда)» и Северо -Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова с участием Всероссийского добровольческого молодёжного общественного движения «Волонтёрская Рота Боевого Братства».
Цель проекта - формирование и развитие эффективного инструментария патриотического воспитания молодёжи на основе социального опыта «сопричастности» и «соучастия» посредством организации «дальневосточной смены» «Вахта Памяти. Ржев – Дальний Восток» на базе военно -патриотического лагеря им. Ф.М. Охлопкова в Ржевском районе Тверской области
Задачи проекта:
• объединение молодёжи разных регионов;
• воспитание патриотического духа молодых людей;
• знакомство их с историей нашей страны;
• поисковая деятельность.
В Ржевском районе Тверской области в военно -патриотическом лагере имени легендарного якутского снайпера, Героя Советского Союза Федора Охлопкова с 3 по 16 июля 2023 г. состоялась смена «Вахта памяти. Ржев - Дальний Восток».
Рисунок 1. Количество студентов Дальнего Востока
Смена объединила студентов из вузов Дальневосточного федерального округа в 2023 г. впервые ее участниками государственного также ребята из Донецкой Народной Республики. В состав смены вошли студенты Северо -Восточного федерального университета, Арктического государственного института культуры и искусств Арктического агро - технологического университета, Бурятского государственного университета, Забайкальского государственного университета, Амурского государственного университета, Дальневосточного федерального университета, Тихоокеанского государственного университета, Приамурского государственного университета,
Донецкого транспортно -технологического колледжа, Шахтерского колледжа кино и телевидения, а также Донецкого государственного университета.
Рисунок 2. Количество студентов с Республики Саха (Якутия)
Итоги анкетирования «Патриот».
Нами проведено анекетирование “Патриот” Климовой Светланы Витальевны среди студентов ФГБОУ ВО “Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта. Всего приняли участие 58 студентов. Анкетирование состоит из 7 вопросов.
Рисунок 3. Мои земляки
Рисунок 4. Родина
Рисунок 5. Патриот
Рисунок 7. Патриотические ценности
Рисунок 8. Есть ли патриоты?
Рисунок 9. Истинный патриотизм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной целью данного проекта это поисковая деятельность. С металлоискателем и лопатой в лесу приходит ощущение, что ты по крупицам восстанавливаешь историю, с особой осторожностью и трепетом выкапывая каждый сигнал. И каждый раз, держа в руках находки, к тебе приходит понимание, какие ожесточенные бои шли много лет назад прямо под твоими ногами. В этом и заключается основное влияние проекта, каждый сам для себя осознает ту войну, те сражения, те жертвы и ту боль наших предков.
Сегодня в России нет более важной идеи, чем патриотизм. Убеждён, что такой масштабный проект как «Вахта памяти. Ржев-Дальний Восток» вносит весомый вклад в сохранение исторического и культурного наследия России, что в свою очередь способствует личностному становлению и воспитанию подрастающих поколений на основе высоких ценностей гражданственности, любви к Родине, уважения в её героям.
Таким образом, решены поставленные нами задачи исследования:
1. Изучили литературу по теме исследования.
2. Провели анкетирование среди студентов ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта».
3. Анализировали работу летнего лагеря «Вахта памяти. «Ржев-Дальний Восток».