Введение
Развитие ребенка начинается с раннего детства, практически с рождения, а некоторые исследователи считают, что оно начинается еще в утробе матери. Важнейшим условием личностного роста является общение со сверстниками и взрослыми, именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных ситуациях. Плодотворным материалом для организации такого общения является искусство. Это объясняет непреходящую востребованность проектов, направленных на развитие детей, начиная с младшего школьного возраста, осуществляемых на основе вовлечения аудитории младшего и среднего возраста в музыкальную, театральную, художественную и иные формы творческой деятельности. Не случайно отечественный рынок дополнительного образования предлагает много разных возможностей для развития внутреннего мира ребенка. Немало их и в Ростове-на-Дону.
Цель исследования.
Представить новый проект «Музыкально-игровой студии “Третий звонок”», которая открылась в Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова в январе 2023 года и обосновать факторы, которые способны сделать данный проект успешным на высоко конкурентном рынке дополнительных услуг города.
Материал и методы исследования
Исследование строится на материале эмпирического опыта проектирования детской студии музыкальной направленности с использованием общенаучной методологии, а также сравнительного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение.
Какие шаги явились наиболее важными при подготовке студии к ее открытию? Мы начали с анализа рынка аналогичных услуг и формулирования уникальности своего торгового предложения в сравнении с нашими конкурентами. Для того, чтобы выяснить актуальность создания данного проекта было решено провести опрос среди родителей, так же среди учащихся студентов. Опрос проводился посредством соцопроса в социальной сети ВКонтакте. Респондентам был задан следующий вопрос: «Востребованность детских развивающих студий в современном обществе» .
Подведя итоги статистики, было выявлено, что 89% проголосовало за вариант ответа «востребованы». 9% проголосовали за вариант «затрудняюсь ответить». И 2% проголосовали за вариант «не востребованы». На основании всего вышесказанного можно констатировать, что большая часть людей признают актуальность и эффективность развивающих студий для детей.
Далее было выявлено, что среди огромного количества предложений раннего развития детей в городе Ростове-на-Дону: центр «Линия»-рисование, «Ирбис»-театральное и цирковое образование, «поколение Абакус»- шахматы, арифметика, музыкальное развитие детей «Рост без границ», «Family name», «Астракидс» «Смайлик61», «Академия успеха» и др. нами была обнаружена только одна студия, которая по ряду своих характеристик приближалась к задуманной нами проектной модели.
Выстраивая свою модель студии по сравнению с выявленными конкурентами, важным представлялось четкое определение целевой аудитории. И здесь было выяснено, что многие театральные и музыкальные кружки, студии, организации ориентированы на развитие детей с пяти с до семи лет, а более ранняя возрастная категория не охвачена данной услугой. В силу этого было решено расширить нижний возрастной предел до 4-х лет.
Сравнение велось и по параметрам методической ориентированности конкурентных организаций. Так было выявлено, что большинство групп раннего музыкально-эстетического развития личности для детей от 3 до 6 лет направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка, опираются они на принципы экспериментальной педагогики Жак-Далькроза, Марии Монтессори, Карла Орфа, Анжелики Фюлен, Шиницио Судзуки, Мориса Мартено, преимущественно специализируясь на какой-то одной методике.
В связи с этим стратегией нашего проекта стало объединение методических принципов, заимствованных из разных методических источников.
Важной составляющей проекта на стадии его разработки было определение его содержательного наполнения. Как уже было сказано, в ряду конкурентов был выявлен только один субъект, предметный цикл которого совпадал с нашим проектом. В этой студии, обозначим ее как Студия –Х, предметный цикл включает комплекс смежных искусств, обусловливающих всестороннее развитие творческого потенциала ребёнка, художественно-эстетического вкуса, музыкальности, ассоциативного мышления и воображения, быстроты реакции, лидерских качеств. Изюминка данной студии в том, что ребенок погружен в атмосферу живой музыки и через нее находит себя и развивает свой будущий потенциал. Все это очень важно, но по формам деятельности, в которые ребенок вовлечен, несколько размыто.
Продумывая свою концепцию, мы решили четко обозначить свою цель и дифференцировать аналогичные Студии-Х задачи по развитию и воспитанию вкуса, мышления, воображения и т.д. в соответствии с разными видами деятельности.
Итак, цельбыла сформулирована следующим образом: развить личность ребенка посредством формирования музыкально-ритмических, театрально-сценических навыков, развить творческий потенциал и коммуникативные качества ребенка.
В соответствии с этим, занятия включают:
- музыкально-игровую деятельность;
- художественно-речевую деятельность;
- работу над постановками,
- основы театральной культуры.
Отличительной особенностью нашей студии является музыкальная театрализация, учитывающая особую роль в социуме разнообразных театральных практик, в том числе и музыкальных[1]. Данная установка была избрана в силу того, что дети с самого младшего возраста поглощены компьютерными играми, буквально живут с гаджетами в руках [2]. Это имеет и свои положительные стороны, но и отрицательные, так как они приучены играть по готовым схемам, что затормаживает развитие воображения – основы креативного мышления [3].
Для расширения и обогащения детских представлений о театральном искусстве и музыке были подобраны различные формы и виды совместной деятельности, позволяющие им делать «открытия», осваивать новую информацию через разные каналы восприятия, а именно: упражнения на перевоплощение, рисование, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, фотографий, детских рисунков, чтение сказок, просмотр видеозаписей, выражение своего состояния, чувств через движения тела, в танце, мимические игры, музыкальные ролевые игры, игра на инструментах, упражнения на формирование правильного речевого дыхания, артикуляционная гимнастика и др.
Итак, основу нашего УТП составили – возрастная рамка целевой аудитории, синкретичность методики и содержательное наполнение.
Проведя анализ востребованности, можно сделать вывод, что раннее развитие ребёнка – актуальная предпринимательская ниша.
Маркетинговая политика реализации проекта состоит из следующих компонентов:
1 Ценообразование – важнейшая составляющая маркетингового плана. Задача состоит в том, чтобы ценовая политика была гибкой, соотносилась с «потребительской корзитой» региона и сопоставлялась с ценовой политикой конкурентов.
2. Схема продаж нацелена на расширение форм предложений (ассортимента занятий) для возрастной категории детей от 4х до 7 лет. Кроме того планируется введение гибкой системы скидок.
3. Реклама, с учетом ее особой роли в социуме [4], и иные способы продвижения продукции. Перед открытием детского развивающего центра планируется провести рекламную пиаракцию. Продвижение продукта будет осуществляться с помощью рекламы в офф-лайне и Интернете, а также использования метода «Цепной реакции» (когда один клиент рекомендует фирму другому потенциальному покупателю).
4. Формирование имиджа – как возможность выхода на приоритетные позиции на рынке дополнительных образовательных услуг.
Итак, подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что у нас сформирован план проекта:
- создать афишу и буклеты об открытии студии;
- провести рекламную компанию, направленную на информирование об открытии студии «Третий звонок»;
- собрать необходимое количество детей (от 5-и человек);
- провести первое ознакомительное занятие;
- изучить возможности детей, чтобы скорректировать дальнейшие занятия;
Стратегия проектазаключается вформировании у детей интереса к музыке и театру, а также, максимальном развитии их личностных качеств через совместную творческую деятельность.
Музыкально-игровая студия «Третий звонок» состоит из интегрированных занятий, которые включают в себя следующие блоки:
Разминка: ходьба, танцевальные движения, пластические упражнения с предметами. Все происходит под музыкальное сопровождение. Эти упражнения направлены на развитие чувства ритма и координации.
Дыхательная гимнастика: упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.
Игра-импровизация: проходит в виде музыкального сопровождения детской песенки на инструментах (треугольник, металлофон, укулеле, бубен, дудка). Все происходит под аккомпанемент, дети подыгрывают в такт или поют хором.
Артикуляционная гимнастика: упражнения на развитие артикуляционной моторики, позволяет научиться смыкать и размыкать губы, спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.
Мимическая гимнастика: упражнения на укрепление мышц лица, развитиемимики лица.
Инсценировка –средство воздействия словом. Воздействие на сознание чувства ребёнка художественным словом, несомненно, велико и возрастает, если слово сочетается с восприятием ярких зримых образов, с музыкой и живописью, когда жизнь предстаёт перед ребёнком в непосредственном действии на сцене.
Изобразительное искусство: просмотр и прослушивание музыкальных произведений с последующим закреплением образов путем рисования.
Занятие в музыкально-игровой студии «Третий звонок» длится 2 часа один раз в неделю.
Выводы и заключение
Музыка и театр – одни из значимых факторов в формировании эмоционального мира ребенка. В процессе музыкально-театральных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. Происходит также развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, двигательного. Совершенствуются навыки связной, выразительной речи, темп, звукопроизношение; улучшается целенаправленность движений, плавность, координация. Такие занятия благотворно влияют как на психоэмоциональное состояние детей, поскольку с помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, так и на физическое его воспитание (музыкально-ритмические упражнения и движения под музыку улучшают осанку ребенка, четкость ходьбы, пение укрепляет голосовые связки). Всесторонность музыкально-театрального воспитания является одним из эффективных путей нравственного обогащения формирования личности ребенка, активизации его умственной деятельности, повышения жизненного тонуса. В целом участие детей в играх музыкально-театрального характера приносит радость, вызывает интерес и увлекает их.
Ожидаемые результаты проекта:
- реализация данного проекта позволит создать на базе консерватории популярную студию развития детей;
- привлечение новых лиц и будущих потенциальных студентов;
- проведение новых форм мероприятий, будет способствовать повышению удовлетворенности пользователей качеством проводимых мероприятий;
- повышение имиджа консерватории.
В заключении хотелось бы сказать, что совместная музыкально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В процессе занятий музыкальной, театральной деятельностью активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру, развиваются психические функции личности ребенка его творческие способности.