В рамках выполнения магистерской диссертации на кафедре метрологии, стандартизации и сертификации обоснована [1] необходимость разработки мероприятий и внедрению системы менеджмента противодействию коррупции в Органе инспекции (ОИ) ООО «ЦМТ». ОИ является важным структурным подразделением организаций и представляет собой аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, которое используется для оценки параметров инспекции с целью предоставления информации о соответствии проверяемых объектов регламентам, стандартам, техническим требованиям, схемам инспекции или условиям контрактов. Область деятельности ОИ весьма обширна и требует различных подходов к анализу всех видов её деятельности. Применительно к деятельности ОИ ООО «ЦМТ» (пункт 3 Положения об ОИ ООО «ЦМТ» [2]) область деятельности ОИ включает в себя: санитарно-эпидемиологическую экспертизу, исследование, испытание и оценку. Следует отметить, что санитарно-эпидемиологическая экспертиза – основной вид деятельности ОИ ООО «ЦМТ». Номенклатура инспекций, на проведение которых аккредитован ОИ, приведена в подтвержденной Области аккредитации ОИ ООО «ЦМТ» (фрагмент обобщенной информации из Области аккредитации представлен в таблице 1).
Таблица 1 – Фрагмент номенклатуры видов инспекций применительно к объектам (систематизировано автором статьи)
№ п/п |
Наименование вида инспекции |
Область инспекции/ стадия инспекции |
1 |
2 |
3 |
1 |
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза, обследование, оценка, испытание, исследование |
Промышленные, общественные, социальные, учебные, жилые здания, строения, сооружения, помещениях, промышленные объекты, в том числе производственные и технологические процессы, виды деятельности (все стадии) |
2 |
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза, Санитарно-эпидемиологическая оценка, оценка риска здоровью населения |
Проектная, техническая и иная документация (на стадии проектирования) |
3 |
Санитарно-эпидемиологическое обследование, исследование, испытание, оценка, экспертиза |
Воздух (атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях, воздух рабочей зоны, селитебной территории) (все стадии) |
4 |
Санитарно-эпидемиологическое обследование, исследование, испытание, оценка, экспертиза |
Почва городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий, отходы, виды деятельности по обращению с отходами (все стадии) |
5 |
Измерение расстояния, ширины, длины, высоты, площади, площади на рабочее место, площади на работника, площади на человека, площади на посадочное место. площади на койко-место, объема |
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сель- |
Продолжение таблицы 1.
1 |
2 |
3 |
|
помещений, объема помещений на рабочее место, объема помещений на работника, объема помещения на человека, объема помещений на посадочное место, объема помещений на койко-место |
ских населенных пунктах; питьевая вода централизованных систем горячего и холодного водоснабжения (все стадии) |
Деятельность ОИ весьма разнообразна, основные этапы выполняемых работ ОИ ООО «ЦМТ» представлены ниже:
1) анализ заявления, договора (контракта);
2) планирование инспекции;
3)проведение предварительной экспертизы документов, в том числе проектной документации (при экспертизе в целях её государственной регистрации и заявкам);
4) обследование объекта, экспертиза проектной документации;
5) проведение исследований (испытаний), измерений (при необходимости);
6) гигиеническая оценка результатов лабораторных и инструментальных исследований (при наличии);
7) оформление экспертного заключения.
Проанализировав основные этапы проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, мы выделили те из них, на которых возникновение коррупционных ситуаций наиболее вероятно (таблица 2).
Таблица 2 – Возможные ситуации возникновения (угрозы) беспристрастности проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы ОИ ООО «ЦМТ»
Этапы проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы ОИ ООО «ЦМТ» |
Возможные ситуации угрозы беспристрастности |
1.Анализ и рассмотрение заявки, договора (контракта) |
Назначение человека, имеющего конфликт интересов |
2.Проведение предварительной экспертизы документов, в том числе проектной документации (при экспертизе проектной документации в целях ее государственной регистрации и заявкам) |
Предоставление недостоверной информации (подлог документации). Консультирование по несоответствиям проектной и иной документации. |
3.Обследование объекта, экспертиза проектной документации |
Регистрация недостоверных результатов (сокрытие (умалчивание) соответствий/несоответствий). Консультирование по несоответствиям |
Следует отметить, что выделенные угрозы имеют отношение к различным типам ОИ. В настоящей момент в ОИ ООО «ЦМТ» функционирует система менеджмента качества, разработанная и внедренная в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции» [3], которая требует соблюдения принципа беспристрастности и независимости, оценки рисков беспристрастности в соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012. Эта система позволяет ОИ должным образом выполнять его инспекционные функции и исключать конфликт интересов.
В ОИ ООО «ЦМТ» в данный момент разработана и внедрена система обеспечения независимости и беспристрастности ОИ при осуществлении деятельности, которая позволяет ОИ должным образом выполнять его инспекционные функции и исключать конфликт интересов. Данная система предусматривает: ответственность и обязательства высшего руководства; утверждение Политики независимости и беспристрастности; ведение работ по идентификации рисков для беспристрастности, а также принятия, действия для их устранения и минимизации, посредством разработки корректирующих/предупреждающих действий; независимость оплаты труда сотрудников ОИ от стоимости выполненных работ; возможность персонала сообщать анонимно и в письменной произвольной форме о ситуациях, о которых работники знают и которые могут вовлечь их или ОИ в конфликт интересов; независимость стоимости услуги от результатов экспертизы;невозможность проведения работ при обнаружении угрозы беспристрастности; определение и анализ высшим руководством ОИ возможные конфликты интересов, возникающие при проведении работ; разработка мер по предотвращению и разрешению конфликтов интересов. Кроме этого, разработаны методы управления по устранению и минимизации угроз беспристрастности (регламентированы в Приложении 1 Руководства по качеству ОИ ООО «ЦМТ» [4]).
Требования Международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции. Требования и руководство по их применению» [5] применимы к организациям любой отрасли. Этот стандарт помогает разработать и внедрить отдельную систему или же интегрировать её с уже имеющейся в организации системой менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012). МС ISO 37001:2016 не поможет исключить коррупцию в полной мере, но позволит предложить ряд мероприятий и средств контроля и борьбы с ней.
Необходимость разработки антикоррупционной политики и её документирования обусловлена прежде всего расширением области сотрудничества ООО «ЦМТ» с другими организациями, предъявляющими новые требования в этой области. Кроме этого, компания ООО «ЦМТ» стала сотрудничать с более крупными потребителями, у которых обязательным условием для оказания услуг является наличие у поставщика антикоррупционной политики. Поэтому наличие антикоррупционной политики для ООО «ЦМТ» следует рассматривать как возможность повышения уровня доверия со стороны имеющихся потребителей и привлечения новых.
Для того чтобы разработать антикоррупционную политику ООО «ЦМТ» планирует проведение следующих мероприятий, базирующихся на требованиях МС ISO 37001:
1) создание группы по внедрению Системы менеджмента противодействия коррупции в ОИ;
2) проведение диагностического аудита по требованиям МС ISO 37001:2016;
3) обучение группы по внедрению и интеграции системы менеджмента антикоррупционной политики (СМ АП) с существующей в ОИ системой менеджмента;
4) документирование политики, процедур СМ, пересмотр и при необходимости внесение изменений в имеющиеся процедуры;
5) ознакомление персонала с политикой и процедурами;
6) внедрение политики и процедур;
7) проведение внутреннего аудита СМ;
8) проведение анализа со стороны руководства СМ (предоставление общих выводов о результативности внедрения СМ).
Таким образом, деятельность ОИ в основном соответствует международным требованиям в области антикоррупционной политики. Однако обширная область деятельности ОИ предполагает анализ и документирование рисков, а также анализ угроз беспристрастности.