Основные исследования по развитию потенциалов здоровья человека проведены на кафедре клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена под руководством В. А. Ананьева [1]. Выработанные положения нашли своё выражение в комплексной программе «Цветок потенциалов», включающей в себя основные задачи и методы психологии здоровья. В программе взаимоувязаны 7 потенциалов, отражающих различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека. Эти семь потенциалов здоровья представляют зоны, в которых проявляет себя компетентность человека в отношении обстоятельств своей жизни. Гармоничное развитие всех семи сфер В.А. Ананьев называет «холистическим здоровьем» индивида, а раскрытие лишь некоторых – «фрагментарным здоровьем». В основе формирования всех потенциалов лежат процессы социального научения.
Изучение развития творческого потенциала здоровья детей в двигательной деятельности является частью исследований целостного развития личности, поэтому и рассматривать проблему следует опираясь на классические труды психологов, изучавших проблему развития творческих способностей ребёнка в целом.
Психологический аспект проблемы творческого развития дошкольников связан с исследованием творчества как психического процесса и совокупности свойств личности. Эти вопросы изучали: Л.С. Выготский [3], О.М. Дьяченко [4], С.Л. Рубинштейн [8], Б.М. Теплов [9]. Творческие потенциалы ребёнка они рассматривали как важную часть его психического развития. Все указанные учёные изучали интеллектуальные и художественные способности ребёнка, его воображение.
Общепринятым в психологии способностей считается подход Б.М. Теплова, который отмечал: «Именно способности, как индивидуально-психологические особенности любого человека, позволяют дифференцировать его от других людей, увидеть его индивидуальность» [9, 358]. Учёный подчёркивал, что судить о способностях можно только по их проявлению, именно это проявление делает деятельность успешной, результаты оригинальными, полезными.
В.Т. Кудрявцев утверждал, что «речь может и должна идти об освоении не только уже сложившихся, но и ещё только складывающихся, пребывающих в процессе становления форм культуры, более того – о своеобразном участии ребенка в их порождении» [5,72]. Эта позиция близка точке зрения Л.С.Выготского, считавшего, что подлинным субъектом детского творчества дошкольников выступает единая система - самостановящаяся общность «ребёнок-взрослый». Данная позиция утверждает, что ребёнок не интериоризирует готовый креативный потенциал взрослого, а «расширено воспроизводит» его в актах содействия со взрослым как свою собственную, изначально внутреннюю потенцию и силу – объясняет В.Т. Кудрявцев [5]. Он особо подчеркивал роль воображения в развитии творческих потенциалов дошкольника и выделил всеобщие, исторически сложившиеся формы творческих способностей: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей; надситуативно-преобразовательный характер творческих решений и мысленно-практическое экспериментирование.
По мнению О.М. Дьяченко [4], Н.Е. Вераксы [2], Н.Н. Поддьякова [7] развитие творческих способностей дошкольников связано с появлением символов и готовности к замещению в предметной, продуктивной и игровой деятельности. Учитывая это, под творческими способностями, О.М. Дьяченко понимает «использование символа как средства, благодаря которому ребёнок может создавать художественные образы, оперировать средствами преобразования ситуации (диалектическими структурами, позволяющими решать противоречивые ситуации и обнаруживать феномены развития в мире)» [4, 68].
Научных исследований по развитию творческого потенциала здоровья детей в двигательной деятельности немного. Есть близкие по смыслу работы: М.В. Мащенко, В.А. Шишкина исследовали «двигательное творчество» дошкольников; В.Т. Кудрявцев изучал «двигательное воображение» как основу творческой осмысленной моторики; О.М. Гребенникова разрабатывала проблему «творческой активности» в двигательной деятельности; С.Ю. Федорова рассматривала вопрос «двигательной одарённости».
Все названные учёные отмечают возможность и необходимость развития двигательного творчества, для этого, пишет В.А. Шишкина, «важно не допускать трафаретности в движениях, играх детей, учить их самостоятельно приобретать двигательный опыт в разнообразной предметно-игровой среде» [11, 42].
В.Т. Кудрявцев и Б.Б. Егоров опубликовали программу «Развивающая педагогика оздоровления», основанную на идеях Н.А. Бернштейна, А.В. Запорожца, П.Ф. Лесгафта, Ю.Ф. Змановского. Цель программы, утверждают авторы, «состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья на основе их творческой активности. Именно на этой основе у детей может культивироваться осмысленное отношение к собственному телу, его состояниям и возможностям» [5, 6.].
Есть технология В.Н. Шебеко «Развитию творчества дошкольников в двигательной деятельности» [104]. Её цель: «развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, обучение умению выполнять физические упражнения (двигательные действия) в условиях их творческого преобразования» [10, 4].
В концептуальных положениях технологии автор подчёркивает важную роль познавательных (интеллектуальных) потребностей и познавательной мотивации в развитии творческого потенциала детей в двигательной деятельности; ориентацию ребёнка не на то, что надо, а на то, что возможно; направленность на развитие воображения, как главного компонента творчества; необходимость учёта возрастных особенностей детей. Автор настаивает, что стержень процесса творческого развития в двигательной деятельности - активность самого ребёнка, возможность экспериментировать, опробовать различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых вариантов [10].
В качестве средств развития творческого потенциала детей в двигательной деятельности В.Н. Шебеко выбирает: физические упражнения; подвижные игры; двигательные инсценировки; проблемные ситуации, игровое экспериментирование. Автор подробно характеризует каждое из средств, особо подчёркивая роль игрового экспериментирования, которое в ходе разрешения двигательных задач обеспечивает не простое копирование физических упражнений, показанных педагогом, а помогает найти собственный способ достижения цели.
В Белгородской области для реализации проекта «Моделирование и апробация педагогической системы воспитания здорового дошкольника» сотрудниками кафедры дошкольного и начального общего образования БелИРО были разработаны 7 программ, соответствующих каждому из потенциалов здоровья, выделенных В.А. Ананьевым. Программа развития творческого потенциала называется «Движение – это творчество!», она определяет задачи и содержание деятельности в данном направлении. В дошкольных учреждениях, включённых в проект, обеспечено методическое сопровождение их реализации, создана информационно-методическая и предметно-пространственная развивающая среда.
Свой вариант технологии развития творчески направленной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста создала Т.А. Можарова [6]. Она даёт такое определение указанной технологии: «- это педагогический процесс в образовательном пространстве самостоятельной двигательной деятельности детей на основе гибких алгоритмов взаимодействия его субъектов, обеспечивающий поэтапный рост показателей уровней развития творчески направленной двигательной деятельности» [6, 17]. Автор акцентирует внимание на самостоятельной двигательной деятельности, т.к. считает, что именно здесь творческий потенциал ребёнка может раскрыться в наибольшей степени. Цели, которые определены в технологии предполагают развитие мотивации, специфических двигательных умений, навыков и рефлексии, для осознания каждым ребёнком своего творческого двигательного потенциала.
Управление двигательной деятельностью детей осуществляется опосредованно на принципах взаимодействия и равноправного партнёрства. В соответствии с тем, какая структура действий становится ведущей для педагога автор технологии выделят три модуля взаимодействия (табл. 1.5).
Таблица 1.5.
Структура действий педагога (модули в технологии Т.А. Можаровой)
Модуль |
Цель |
Реализация |
Информирующий
|
Актуализация двигательного опыта, через осознание арсенала собственных двигательных умений, чтобы увидеть перспективу своего развития. |
на репродуктивно-творческом уровне |
Поддерживающий
|
Поддержка позитивных творческих мотивационных творческих установок . |
на творческо-репродуктивном уровне |
Направляющий
|
Создание условий для появления самостоятельных целей на творческую двигательную деятельность. |
на творческом уровне
|
Итак, обобщая результаты современных исследований развития творческого потенциала здоровья детей в двигательной деятельности можно утверждать, что учёные единодушны в значимости развития творческих способностей детей дошкольного возраста и настаивают на том, что они нуждаются в совершенствовании указанных качеств в двигательной деятельности не меньше, чем в целостном физическом, интеллектуальном или художественном развитии. И даже если сегодняшний дошкольник в будущем не станет великим спортсменом, учёным-математиком, художником или артистом, он обретёт творческий подход к решению любых жизненных задач, в том числе связанных с собственным здоровьем. Благодаря этому ребёнок вырастет здоровой интересной личностью, способной находить нетрадиционные решения в сложных обстоятельствах, радоваться жизни.