Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ANALYSIS OF THE FEASIBILITY OF INTEGRATING THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM WITH THE OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH MANAGEMENT SYSTEM FOR THE ORENBURG STATE UNIVERSITY

1 1
1 FGBOU VO "Orenburg State University"
integrated management systems
occupational safety
health protection
risks
methodology

Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (СМБТиОЗ) – это система управления охраной труда и профессиональной безопасностью сотрудников, которые подвержены риску в результате деятельности организации [1]. Цель внедрения СМБТиОЗ – это устранение или минимизация риска угрозы здоровью сотрудников в организации.

В Российской Федерации нормативным документом, регулирующим требования к системе менеджмента безопасности и охране труда является ГОСТ Р ИСО 45001-2020 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья».

Функционирование СМБТиОЗ в деятельности организации позволяет обеспечивать наличие рабочих мест, с безопасными для здоровья условиями труда, предотвращать производственные травмы и ущерб, а также постоянно улучшать показатели эффективности в области СМБТиОЗ [2].

К цели и ожидаемым результатам внедрения СМБТиОЗ в образовательных организациях относят, прежде всего, предотвращение травм и ущерба для здоровья сотрудников и обучающихся, а также обеспечение безопасных для здоровья условий труда. Поэтому для организации крайне важно исключить или минимизировать риски в области СМБТиОЗ за счет принятия результативных предупреждающих и защитных мер.

Основное назначение учебных заведений – подготовка специалистов для всех отраслей экономики, успешное выполнение этой задачи невозможно без создания в учебных заведениях безопасных условий трудовой деятельности. Охрану труда в учебном заведении обязаны обеспечить: администрация вуза, заведующие кафедрами, заведующие лабораториями, преподаватели, руководители вспомогательного персонала [3].

Обзор информации научных статей [3, 4] показывает, что сотрудники и обучающиеся образовательных организаций большую часть жизни проводят на работе (учебе). Справедливо полагать, что от качества воздушной среды, температурных, световых и физико-химических характеристик помещений образовательной организации во многом зависит состояние здоровья сотрудников и обучающихся.

В специализированных учебных аудиториях и других помещениях образовательной организации обучающиеся и сотрудники могут подвергаться негативным факторам: недостаточная освещённость, воздействие ионизирующих излучений от персональных компьютеров, загазованность, электро- и пожарная опасность и другим нежелательным и опасным факторам.

В настоящее время специалисты по безопасности труда [4] выделяют пять факторов риска помещений, которые могут оказывать существенное влияние на здоровье и самочувствие обучающихся и сотрудников. К ним относятся:

– микроклиматический фактор, включающий температурно-влажностные характеристики, данные по инсоляции помещений (освещённости помещения солнцем), состояние приточно-вытяжной вентиляции;

– радиационный фактор, определяющий наличие в помещении источников рентгеновского, альфа-, бета- и гамма-излучения. Это могут быть естественные и искусственные радионуклиды, находящиеся в строительных и отделочных материалах, а также радиоактивный газ – радон;

– электромагнитное излучение, источники которого могут располагаться как внутри помещения - бытовая аппаратура (телевизоры, радиоаппаратура, персональные компьютеры и другое), так и вне её – линии электропередачи, трансформаторные будки и т.д.;

– микробиологический фактор, тесно связанный с микроклиматическим. В условиях повышенной влажности и температуры, слабой инсоляции и вентиляции в помещении могут образовываться колонии микроорганизмов и грибков;

– токсикохимический фактор, определяющий наличие в воздушной среде жилых помещений паров вредных веществ, аэрозольной пыли и микроскопических волокон асбестсодержащих материалов.

Все вышеперечисленные факторы риска, возникающие в помещениях, воздействуют как на психоэмоциональное и биоэнергетическое состояние человека, так и на его здоровье. 20% всех заболеваний специалисты связывают с воздействием негативных условий, в которых человек находится. Так, например, отклонение микроклиматических характеристик (температура, влажность воздуха, инсоляция) от нормы приводит к увеличению простудных заболеваний. А воздействие электромагнитного поля способствует развитию сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, приводит к расстройству нервной системы и другим заболеваниям [4].

Реализация приведенных опасных факторов и угроз может привести к увеличению числа заболеваний, к снижению показателей здоровья сотрудников и обучающихся, а также к сокращению средней продолжительности жизни [4]. Таким образом, проблема безопасности труда и охраны здоровья даже в образовательных организациях является актуальной.

В опубликованных ранее исследованиях на кафедре метрологии, стандартизации и сертификации ФГБОУ «ОГУ» [5], выявлена и обоснована целесообразность разработки и внедрения интегрированной системы менеджмента (ИСМ) в деятельность ФГБОУ ВО «ОГУ», что позволит повысить степень ключевых показателей деятельности образовательного учреждения (повышение уровня знаний студентов и квалификации преподавательского состава).

Внедрение и функционирование ИСМ, разработанной на основе систем менеджмента качества и безопасности труда и охраны здоровья обеспечили бы результативность реализуемой государственной политики в области охраны труда, направленной на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечение социальной защиты трудоспособного населения и обучающихся на основе организации скоординированного взаимодействия субъектов управления на всех уровнях.

Моделирование процесса интегрирования системы менеджмента качества с системой менеджмента безопасности труда и охраны здоровья для ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» выполнили с помощью методологии IDEF0.

Для описания процесса «Разработать модель интегрированной системы менеджмента для ФГБОУ ВО «ОГУ»» с помощью методологии IDEF0 были выявлены входы, выходы, ресурсы и управляющие воздействия, влияющие на процесс (таблица 1).

Под моделью ИСМ для ФГБОУ ВО «ОГУ» подразумевали разработку документации ИСМ на основе системы менеджмента качества и СМБТиОЗ.

Таблица 1 – Данные, необходимые для описания процесса с помощью IDEF0

Входы

Решение о необходимости разработки ИСМ

Ресурсы

 

Персонал

Материальная база

Программное обеспечение

 

Управляющие воздействия

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования»

ГОСТ Р 58542-2019 «Интегрированные системы менеджмента. Руководство по практическому применению»

ГОСТ Р ИСО 45001-2020 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению

Выходы

Модель ИСМ (документация ИСМ)

На рисунке 1 отображен процесс «Разработать модель интегрированной системы менеджмента для ФГБОУ ВО «ОГУ»», а на рисунке 2, его декомпозиция, в которой элементами процесса являются субпроцессы (провести аудит системы менеджмента (СМ), обучить сотрудников требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015, разработать проект ИСМ, оценить готовность организации (ФГБОУ ВО «ОГУ») к процедуре сертификации ИСМ, разработать документацию ИСМ).

Рисунок 1 – Схема процесса «Разработать модель интегрированной системы менеджмента для ФГБОУ ВО «ОГУ»»

Последовательность осуществления подпроцессов «Разработать модель интегрированной системы менеджмента для ФГБОУ ВО «ОГУ»» представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Декомпозиция процесса «Разработать модель интегрированной системы менеджмента для ФГБОУ ВО «ОГУ»» в нотации IDEF0

На первом этапе моделирования предполагается проведение аудита СМ в целях первичной оценки системы управления организации для дальнейшего эффективного планирования и реализации проекта по внедрению ИСМ. В ходе диагностического аудита:

1) проводится экспертная оценка документации, регламентирующей деятельность организации;

2) выявляются основные проблемные места;

3) оценивается эффективность мероприятий в рамках существующей СМ «на местах»;

4) определяются пути решения выявленных проблем с помощью ИСМ;

5) определяется соответствие отдельных элементов деятельности организации требованиям интегрируемых стандартов;

6) определяется перечень необходимой документации ИСМ.

По результатам аудита разрабатывается подобный отчет о соответствии деятельности организации требованиям нормативной документации с рекомендациями по дальнейшей разработке и развитию ИСМ и план-график разработки и внедрения ИСМ в организацию с подробным описанием всех работ.

На втором этапе моделирования проводится обучение сотрудников организации требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования».

Обучение высшего руководства и специалистов организации требованиям стандартов ИСМ проводится в целях единого понимания сотрудникам организации терминологии и требований стандартов и методов интеграции требований для эффективной реализации модели по внедрению ИСМ.

На третьем этапе моделирования в ходе совместной работы представителей организации разрабатывается необходимый для результативного функционирования ИСМ проект ИСМ.

Основной задачей четвертого этапа моделирования является оценка готовности организации к процедуре сертификации ИСМ. При этом, в ходе проведения аудита:

1) оценивается результативность и эффективность проведения работ по внедрению ИСМ;

2) анализируется применимость разработанной документации ИСМ к деятельности организации;

3) оценивается эффективность разработанных мероприятий по управлению рисками организации;

4) оценивается уровень внедрения ИСМ в существующую СМ;

5) оценивается подготовленность сотрудников отдела качества к сертификации, их знание терминологии ИСМ, ролей и обязанностей в системе и т.д;

6) проводится стажировка внутренних аудиторов ИСМ организации.

По итогам проведения четвертого этапа моделирования разрабатывается подробный отчет и план мероприятий по реализации корректирующих действий с целью устранения выявленных в ходе аудита несоответствий и предупреждения их появления при процедуре сертификационного аудита.

На заключительном этапе моделирования разрабатывается необходимая для результативного функционирования ИСМ документация, которая может включать:

1) руководство по ИСМ;

2) политика и цели в области ИСМ;

3) процедура управление документацией ИСМ;

4) процедура управление записями;

5) процедура внутреннего аудита ИСМ;

6) правила реагирования на инциденты, аварии и аварийные ситуации;

7) корректирующие действия;

8) предупреждающие действия;

9) процедуры по специальным требованиям стандартов;

10) необходимые положения и инструкции.

Результаты моделирования показали, что разработка документации ИСМ происходит по представленной организацией информации в ходе работы консультанта с представителями организации, согласно установленным в плане-графике мероприятиям.

В результате выполнения действий пятого этапа моделирования организация получает комплект документации ИСМ, разработанной с учетом специфики организации с распределенными функциями и обязанностями сотрудников на всех уровнях организации [6].

Этапы моделирования ИСМ на основе систем менеджмента качества и безопасности труда и охраны здоровья для образовательной организации на примере ФГБОУ ВО «ОГУ» позволили определить последовательность разработки и внедрения ИСМ для образовательной организации. Интегрируя системы менеджмента для последующего функционирования собственной деятельности, образовательная организация получает прозрачный и гибкий инструмент управления социально значимыми аспектами качества, безопасности труда и охраны здоровья. Функционирование такой ИСМ позволяет выполнять все требования в области безопасности труда и охраны здоровья сотрудников и обучающихся, а также оперативно реагировать на возникающие изменения. Прогнозируется снижение уровня травматизма, а также других рисков безопасности труда и охраны здоровья, связанных с ними потерь и непредвиденных расходов на ликвидацию последствий негативных сценариев. Заинтересованные стороны получают возможность оперативно получать информацию о деятельности образовательной организации в области качества и безопасности труда и охраны здоровья.