Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ADVANTAGES OF USING INFORMATION SYSTEMS IN A FINANCIAL ENTERPRISE

1 1
1
The study reveals the results of an analysis of the relevance and benefits of introducing information technology products in enterprises aimed at conducting business and financial activities. The authors reveal the main directions and possibilities for introducing information technologies to replace human labor and describe in detail the prospects for this process.
e-commerce
technology evolution
information technology
business

Введение. Современное общество в целом стало очень сложным и динамичным, что повлияло на необходимость заранее предвидеть пути и результаты этого развития. Как следствие, компании, чтобы соответствовать ожиданиям клиентов (наличных и потенциальных), постоянно ищут способы повышения своей конкурентоспособности путем объединения информации и создания эффективных баз данных, содержащих учетную информацию для организации в целом и клиентов в частности. В связи с тем, что объем использования информации постоянно растет, растет и необходимость поиска путей и средств более эффективного использования информации и одним из результатов таких поисков, являются прикладные информационные технологии. Уже сейчас они применяются в самых разных сферах деятельности – науке, промышленности, торговле, образовании, медицине, туризме, финансовом деле и т.д. Их применение приводит к снижению трудоемкости использования информационных ресурсов, к которым относятся программы, документы, графические изображения, видео и т.д.

Цель исследования — оценить преимущества и недостатки процесса внедрения и развития информационных ресурсов в сфере организации и автоматизации работы предприятия.

Материал и методы исследования

В ходе исследования, были проанализированы научные работы отечественных и зарубежных ученых, был проведен анализ истории становления электронной коммерции и проблемы, связанные с ее внедрением в бизнес процессы на каждом этапе развития.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследователи под понятием информационной системы в узком смысле можно понимать перечень компонентов, а именно базы данных, системы управления базами данных, прикладные программные продукты специального назначения. В данном аспекте информационная система рассматривается как программно-аппаратный комплекс, предназначенный для автоматизации отдельных видов функционала сотрудников предприятия. Во ином случае это совокупность персонала, разного обеспечения, информационных технологий, используемая для своевременного обеспечения сотрудников нужной управленческой информацией. В этом смысле часто используется понятие информационно-поисковой системы, предназначенной для накопления, обработки и информации определенной области знаний в зависимости от запросов пользователей и требований сотрудников [3, c. 132]. С помощью таких систем осуществляется хранение, ввод и выдача нужной информации пользователю без ее существенных преобразований. Это могут быть информационные системы бронирования мест в отелях, предварительной продажи билетов, библиотечного обслуживания и т.д.

Свойства и возможности информационных систем зависят от структуры информации, причем данные должны быть структурированы в виде определенной базы данных. Не структурированность данных значительно ограничивает способности автоматизированной обработки информации. Во избежание этого нужно устранить неоднозначности в записи данных, а также сформулировать определенные договоренности относительно способов представления данных в информационной системе. Следует отметить, что информационные системы имеют определенные отличия от обычных компьютерных программ. По мнению В. Петрова, отличия состоят в функциональных возможностях и способах реализации. В то же время, все информационные системы обладают определенным перечнем одинаковых свойств:

- назначение информационных систем, прежде всего, состоит в сборе, хранении и обработке информации;

­ информационные системы в большей степени для конечных пользователей, которые обладают начальными умениями работы за компьютером и часто отличаются низкой степенью владения информационными технологиями;

­ целью любой информационной системы является обработка информации и выдача ее пользователю в зависимости от его информационных потребностей;

­ в свойствах информационных систем зависят от структуры, обрабатываемой и хранящейся в них информации [2, с. 6].

Следует заметить, что в связи с стремительным развитием информационных технологий во всех областях деятельности и появлением достаточного количества новых методологических подходов к проектированию, разработке, внедрению и оценке эффективности автоматизированных информационных систем управления, сегодня по-другому расцениваются требования к функциональным возможностям комплексных систем, к интеграции разных компонентов. В силу того, что вопросами построения информационных системы обычно занимались специалисты в области информационных технологий, до недавнего времени такие задачи воспринимались технической и технологической точкой зрения. В данном случае под информационными технологиями понимается совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение информации. С учетом опыта последних лет можно сказать, что эта задача является более методологической или концептуальной, где одних знаний в области прикладных информационных технологий недостаточно. На последующих этапах разработки информационных систем сложность и трудоемкость определяются по мере развития самой информационной промышленности, то есть относительно низкими.

На предприятии использование информационных систем позволяет создать автоматизированное рабочее место (АРМ), под которым понимается комплекс техническо-программных средств, предназначенный для автоматизации профессиональной деятельности сотрудников организации или предприятия. АРМ обеспечивает создание, редактирование, поиск необходимых документов, вывод на печать или монитор.

Автоматизированные рабочие места, созданные для работников, работающих в сфере организационного управления, довольно распространенным явлением. Хранение и обработка кадровой и другой информации в автоматизированном режиме позволяет эффективно осуществлять подбор сотрудников, их перевод на другой участок или филиал, оперативно начислять заработную плату, формировать экономические отчеты. Их основное предназначение состоит в децентрализованной обработке информации на рабочих местах с использованием собственных баз данных. При этом допускается одновременное внедрение локальных сетей, а время от времени и глобальных сетей с массивными серверами. В настоящее время во многих организациях реализуется принцип распределения систем управления, где информация обрабатывается иерархически в зависимости от привилегий доступа. В то же время большая часть данных, полученных при обработке результатов, хранится на удаленных или локальных базах данных [1].

Структура АРМ состоит из технической, информационной, программной и организационной подсистем [4, с. 116]. К информационной подсистеме можно отнести информацию о массивах данных, хранящихся в локальных БД и системе управления базами данных. Программное обеспечение содержит системные файлы, утилиты, прикладные программы общего назначения, совокупность приложений, выполненные по принципам модульности и ориентированные на решение отдельного класса задач автоматизации рабочего места. Организационное обеспечение предназначено для организации деятельности предприятия, его развития, осуществления подготовки кадров, планирования функциональных обязанностей сотрудников, контроль за их работой и результативностью предприятия, регулирование управленческих процессов на основе анализа их эффективности, оформление инструкции для пользователей в виде нормативных документов.

Использование автоматизированного рабочего месяца менеджером, торговым представителем и т.п. позволяет получить следующие преимущества:

­ адаптация возможностей АРМ к требованиям пользователя;

­ удобство работы с информацией, хранящейся в одном месте;

­ относительно невысокие требования к аппаратному обеспечению;

­ относительно простое техническое обслуживание;

­ обычно использование автоматизированных рабочих мест предполагает ориентированность программного средства на возможности пользователя, не владеющего ИКТ на должном уровне;

­ локализация ПО позволяет обеспечить длительное хранение результатов и быструю обработку данных.

Среди информационных систем по работе с клиентами наиболее действенным и перспективным инструментом являются системы стандарта CRM (Customer Relationship Management). CRM-систему можно определить в виде определенного перечня подсистем, позволяющих собирать информацию о клиентах, хранить и обрабатывать ее, делать определенные выводы на базе этой информации, экспортировать ее в другие приложения или просто при необходимости предоставлять эту информацию в удобном виде.

По своей сути такие системы обеспечивают специфический подход к ведению бизнеса, при котором в центр деятельности компании ставится клиент. Функциональные возможности системы направлены на создание базы клиентов, которую можно использовать в качестве конкурентного преимущества предприятия. При внедрении CRM-систем как программного продукта автоматизации процессов на его основе компании получают прямые и косвенные эффекты, получаемые посредством поддержки существующей бизнес-модели. Для совершенствования отношений с клиентами необходима активность участвующих в процессе продажи сотрудников, чтобы не только заинтересовать клиента ассортиментом товаров, предложенным предприятием, но и завязать с ним долговременные отношения.

Выводы. Проведенное исследование позволяет утверждать, что, современные информационные системы предназначены для хранения, поиска и обработки информации. Внедрение информационных систем на предприятиях, государственных и частных предполагает автоматизацию отдельных процессов, связанных с ведением учета определенной сферы деятельности. Одним из распространенных видов информационных систем, предназначенных для работы с клиентами, являются CRM-системы, которые позволяют создать автоматизированные рабочие места и минимизировать определенные человеческие факторы (введение дополнительного контроля, ускорение процесса, уменьшение возможных ошибок и т.п).