Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE INFLUENCE OF THE DEVELOPING ENVIRONMENT ON THE SENSORY DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Levina A.N. 1
1 MBDOU Kindergarten "Teremok"
This article examines the essence of the concept of "developing environment", examines the peculiarities of the influence of the developing environment on the sensory development of children of younger preschool age, as well as defines the "developing environment" by different authors. The developing environment is an organized space that provides stimulation and implementation of integrated types of children's activities, in which the child can show creative and practical activity in the implementation of the content of integrated activities, taking into account the formed experience
the developing environment
the influence of the developing environment on sensory development
younger preschool age

Введение

Цель: Выявить влияние развивающей среды на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации − одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка, со взрослыми, сверстниками.

Предметно-пространственная среда детского сада, влияет на развитие ребенка, на его всестороннее развитие, тем самым, обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие, по этому, очень важно, понимать, как развивающая среда влияет на сенсорное развитие детей. Но для начала необходимо понимать, что такое «среда».

Так, согласно «Толковому словарю русского языка», (авторов С.И.Ожегов, Н.Ю.Швецова), под «средой» понимается ─ совокупность природных условий, то есть окружение, в котором протекает деятельность общества и организмов, на которых влияют социально-бытовые условия, обстановка.

В современной же педагогике, часто используются такие понятия как: «развивающая предметно-пространственная среда», «развивающая предметная среда детства», «развивающая среда». Под выше перечисленными понятиями, ведущие профессора и педагоги понимают, некую «систему», в которой, формируется определенная обстановка, где наблюдается взаимосвязь объектов и предметов, которые в свою очередь, способствуют формированию деятельность ребенка, а именно, развивающая среда это:

- система условий, которая обеспечивающая полноту развития деятельности ребенка и его личности;

- естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и во времени;

- организованная совокупность материальных объектов, предметов, находящихся в определенных пространственных взаимоотношениях и обеспечивающих процесс формирования творческой активности.

У ребенка в младшем дошкольном возрасте мир предметов и явлений благоприятным образом влияет, на его сенсорное развитие. В детских садах воспитатель старается создать в своей группе, необходимую для восприятия и умственного развития сенсорную среду. Для того чтобы развивать у ребенка восприятие, необходимо создать такие условия, где дети могут получить многочисленные сенсорные впечатления. Поэтому воспитатели в группах с детьми младшего дошкольного возраста, знакомят дошкольников, с различными играми и упражнениями, тем самым обогащают их восприятие, используя разнообразные упражнения и игровые задания, дидактические пособия и многое другое. В таких играх дети могут использовать необходимые предметы и материалы, которые способствуют сенсорному развитию. Важно, чтобы обучение было направленно на всестороннее развитие. Так дети будут действовать с предметами, целенаправленно рассматривая, ощущая данные предметы.

Воспитатель может помочь ребенку младшего дошкольного возраста, больше воспринимать неотъемлемые сенсорные, разнообразные впечатления, так ребенок знакомится с сенсорными эталонами. Только так, ребенок будет осознано воспринимать явления и предметы, но и еще запоминать, распознавать эти приобретенные знания, навыки и умения о предметах и явлениях, именно так ребенок научится пользоваться этими знаниями, в разных жизненных ситуациях. Игровые задания, направленные на сенсорное развитие, помогают ребенку рассмотреть и понять яркость красок группы в детском саду, а так же рассмотреть красоту природного и животного мира.

Ребенку может быть интересен, каждый предмет и объект материального и не материального мира, может иметь для него ценность, так как имеет разные сенсорные свойства. Поэтому ребенок, может сенсорно развиваться вне детского сада. Для того чтобы ребенок развивался вне детского сада, необходимо создать условия дома, для этого будет полезна и эффективна работа с родителями. Воспитатель организует работу с родителями с учетом индивидуальных особенностей родителей. Для этого подойдут консультации, беседы, памятки.

Хочется напомнить для того чтобы ребенок развивался нормально, необходимо создать такие условия и дома и в детском саду, для того чтобы они могли заинтересовать ребенка, необходимо обеспечить и стимулировать его во всех проявлениях. Нормально развивающийся ребенок стремится к определенному, оптимальному уровню стимуляции, а окружающие его взрослые этот уровень ему обеспечивают, снабжая ребенка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Но что будет, если полноценная сенсорная среда для ребенка не создана, и он не получает достаточное количество разнообразных стимулов для восприятия. В этом случае имеет место «сенсорная депривация», или другими словами, «сенсорный голод». Термин «сенсорная депривация», чаще всего встречается в обедненной среде в условиях недостатка слуховых, зрительных, осязательных и других стимулов, или при расстройствах функций основных органов чувств. В такую среду, попадают дети, оказавшиеся в детском доме или в других учреждениях закрытого типа. Обедненная среда, вызывая «сенсорный голод», вредна для человека в любом возрасте, однако для ребенка она становится наиболее губительной. Поэтому, очень важно развивающую среду наполнять множеством доступных, ярких, игрушек для ребенка младшего дошкольного возраста.

Так, в раннем возрасте ребенку необходимо взаимодействовать пальчиками с множеством разнообразных игр, упражнений. Для этого очень подходят развивающие яркие мозаики, крупные пазлы,разнообразные рамки-вкладыши, пирамидки, шнуровки, а так художественно-эстетическое развитие: рисование, лепка и разнообразные дидактические игры. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Детские игрушки занимают высокое значение в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Огромная роль игры для развития ребенка связана с тем, что деятельность в воображаемой ситуации освобождает ребенка от связанности воспринимаемой ситуацией. В игре ребенок учится действовать в мыслимой, т.е. мнимой, придуманной, а не в видимой ситуации. Дети, с которыми никто никогда не играл, не могут взять на себя основную роль, придумать сюжет, построить воображаемый мир. Именно поэтому, отсутствие игрового взаимодействия с воспитателем или сверстниками, серьезно обедняет внутренний мир ребенка: не умеющие играть дети часто скучают, не умеют себя занять, требуют внешней организации, «прилипают» к экранам телевизоров или компьютеров.

Приведем пример развивающих игр влияющих на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в пределах развивающей среды дошкольной образовательной организации, на рисунке 1, представлен пример игр.

https://upload2.schoolrm.ru/resize_cache/631204/c3bed4c46e3bebf9034448fed65e7b8e/iblock/729/7293569a7f36e956be7276d9f0fa0259/8befb99432469cbe5a28ea578b2bbdb4.JPG

Рис. 1.

На рис. 1, представлена развивающая среда, для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в образовательной организации. Представлены игры и игрушки, такие как разные виды пирамидки, крупные мозаики, куб-сортер, рамки-вкладыши и др.

Приобщение к игре — очень важная задача, решать которую нужно начинать именно в раннем возрасте, когда игра только отделяется от предметной деятельности, а дети быстро и с удовольствием «подхватывают» игровые действия, показанные взрослым.

Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений. Это объясняется тем, что именно в процессе поступления в мозг и переработки информации различной модальности, поступающей из внешнего мира, происходит активное развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга в младенческом и раннем возрасте. Участки мозга ребенка, которые не получают достаточного количества стимулов извне, перестают нормально развиваться и, как следствие, атрофируются. Если не реализуется потребность ребенка во впечатлениях, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Именно в период дошкольного детства значение развивающей среды особенно велико. Развивающая среда создает благоприятные условия для познания мира и развития ребенка в процессе его самостоятельной и совместной деятельности. Хорошо организованная и продуманная среда способствует развитию самостоятельности и инициативности, так же помогает проявлять свои творческие способности в изобразительной деятельности, игре, словотворчестве, конструировании.

Созданию адекватной предметной среды в дошкольной педагогике всегда уделялось важное место. Однако в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) появились новые ориентиры и приоритеты в дошкольном воспитании и предметной среды:

- содержательная насыщенность материалов для разных видов детской деятельности. Например: игры (ролевой, или с правилами), познавательной деятельности и физической активности. Такие материалы должны соответствовать возрастным возможностям детей и иметь хорошее качество.

- «трансформируемость» среды, то есть изменений пространства в зависимости от сюжета игры, а так же, от меняющихся возможностей и интересов детей;

- вариативность предметно-пространственной среды предполагает наличие в группе различных зон — для конструирования, игры и пр., и обязательным наличием разнообразных материалов, игр, оборудования, предоставляющих свободный выбор детям;

- безопасность предметно-пространственной среды обеспечивается правильной организацией безопасного пространства и соблюдением требований СанПиН.

Предметно-пространственная среда представляет собой, организованное пространство, которое обеспечивает стимулирование и реализацию интегрированных видов детской деятельности, в которой ребенок может проявить творческую и практическую активность в реализации содержания интегрированной деятельности с учетом сформированного опыта.

Специфика данной среды заключается в том, что она стимулирует проявление детьми интегративных качеств личности, таких как: решительность, характер действий, отношение деятельности, самому себе как ее субъекту, взаимоотношений с другими детьми.

Важные рекомендации по организации и оборудованию детского сада предложила, педагог Е.И. Тихеева. Ее перечень материалов, лег в основу оборудования детских садов советского периода и до сих пор оказывает значительное влияние на практику и теорию организации развивающей предметно-пространственной среды. В работах Е.И.Тихеевой предложена специально-оборудованная дидактическая кукла, «приспособленная в целях обучения ребенка, например, знакомства с одеждой, ее назначением, названием, предметами домашнего обихода и т. д.»

Система Е.И.Тихеевой была достаточно прогрессивной и инновационной. Однако, до обоснования роли логических приемов умственных действий в развитии мышления ребенка, Е.И. Тихеева предложила при подборе материала использовать принцип парности, дидактически обеспечивающий сравнение, анализ, обобщение, взаимосвязанное умственное, сенсорное и речевое воспитание. С точки зрения Е.И.Тихеевой: «Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений…»

Таким образом, всестороннее развитие личности ребенка происходит на основе эстетического воспитания, которое тесно связанного с нравственным и умственным воспитанием. Воспитателю необходимо создавать условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в дошкольную организацию. В это же время продолжаются исследования вопросов оснащения детских садов специальным оборудованием, эффективным с точки зрения обучения и воспитания ребенка.

Не менее важное, значение на формирование личности ребенка влияет и предметно-игровая среда. Она влияет как на биологическую, так и на социальную природу ребенка. То есть, предметно-игровая среда, выступает в качестве фактора, функционально моделирующего содержание физического и духовного состояния ребенка. Сама среда, воспринимается не только как объективный фактор становления личности, но и как объект педагогического воздействия, в результате чего она становится средством воспитания, а советский педагог А.П.Пинкевич утверждает, что: «развивающая среда, создается в целях педагогического воздействия». Необходимо создавать сложное и безопасное пространство, в котором может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, становиться героем придуманных им сюжетов, применять свою фантазию в игровом пространстве. Пространство, должно иметь свободно определяемые элементы — своеобразные пространственные «переменные» в рамках игровой площади, которые давали бы простор открытиям и изобретательству.

Таким образом, для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста, необходимо чтобы дети могли правильно развиваться. Для этого подбирается необходимый материал: дидактические пособия, дидактические игрушки, различные игровые задания. Для этого очень важно, чтобы воспитатель учитывал возраст и возможности детей в группе. Для сенсорного развития детей важно правильно подобрать необходимый материал, он должен быть выполнен в разных формах и размерах, оформлен в разнообразных цветовых решениях. Хорошо если в группе предметы подбираются контрастно по одному из признаков, и при этом сходны по-другому.

Заключение

Развивающая образовательная среда должна отвечать следующим требованиям, среда, должна быть доброжелательная к ребенку и к воспитателю. Развивающая среда в которой, ребенок и воспитатель развиваются вместе, должна способствовать формированию единого целого. В такой среде, дети должны находятся в центре обучения, так же она, направляет детей, на активное участие в развитии и обучении. Среда, которая отвечает требованиям дошкольной организации, по предоставлению детям насколько возможно качественного обучения и развития. В соответствии с данной развивающей средой в стенах образовательной организации, образовательная среда должна создавать возможности для познания, развития у детей способности рассуждать и думать, для формирования уважения к другим детям и самоуважения, для совместной детской и детско‐взрослой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что полноценное и эффективное сенсорное развитие ребенка, протекает в процессе сенсорного воспитания, при целенаправленном формировании эталонных представлений о форме, цвете, величине, различных свойствах и признаках предметов или материалов, их положении в пространстве и т.п. При сенсорном воспитании происходит развитие всех видов восприятия, мышления и памяти, что в свою очередь дает основу для развития умственной деятельности ребенка, в том числе и речевого развития.