Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SENSORY DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Levina A.N. 1
1 MBDOU "Kindergarten "Teremok""
This article examines the essence of the concept of "sensory development", the features of the development of perception, as well as the definition of "sensory development" by different authors. It is difficult to overestimate the importance of sensory development in early preschool age. There is a close connection between sensory development and speech development in early preschool age, for this it is necessary for children to use all the senses: perception of objects, eye contact with the necessary object, fine motor skills of the fingers.
sensory development
perception development
sensory standards
early preschool age

Введение

Цель исследование, рассмотреть понятие сенсорное развитие. Сенсорное развитие, одно из самых важных особенностей развития восприятия и представлений об окружающем мире, которое формируется в период дошкольного детства. Дошкольное детство − один из самых важных этапов в жизни ребенка, который в значительной мере определяет его последующее развитие. На протяжении младшего дошкольного возраста этого происходит глубокое развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка, его масса тела и объем головного мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Вмести, все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, способствует овладению новыми навыками, умениями и видами деятельности.

По мнению советского психолога А.В. Запорожец, дети младшего дошкольного возраста на протяжении своих первых лет жизни, ярко выраженно происходит интенсивное развитие сенсорного восприятия. Оно, характеризуется прежде всего, не только количественными изменениями, но и заметными качественными изменениями структуры и конечно же содержания соответствующих процессов. Процесс изучения такого развития, имеет важное значение, как в теории, так и в практике дошкольного образования. Онтогенез сенсорного развития способен создать важные направления для возникновения мышления, формирования важных способностей, а так же совершенствования практической деятельности, у детей младшего дошкольного возраста. Например: при восприятии ребенком музыки он непосредственно учиться, прежде всего, слушать и следить за ходом мелодии, улавливать рисунок ритма и динамики, выделяет характер звуков по их высоте. А вот при восприятии речи, ребенок уже пытается услышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Примечательно и то, что при развитии восприятия происходит совершенствование умений определять направления в находящемся пространства, последовательность событий и промежутки времени, взаимное расположение находящихся вокруг них предметов.

Осваивая сенсорный опыт, дети младшего дошкольного возраста формируют навыки и умения развития восприятия. В данном процессе основную роль играет характер овладения детьми общепринятыми сенсорными эталонами в находящейся социальной среде, а так же способами их применения для обследования воспринимаемого детьми объекта и возможного создания копии, его образа.

В различной методической литературе существуют различные подходы к определению понятия «развитие». В Новой философской энциклопедии Института философии РАН творчество определяется следующим образом: развитие − высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Всякое развитие характеризуется специфическими объектами, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью.

Психологический словарь трактует определение развитие восприятия − в течение жизни человека восприятие проходит сложный путь развития. Особенно интенсивно оно происходит в первые годы жизни ребенка. При этом в онтогенезе человеческого восприятия решающую роль играют не столько созревание и приспособление врожденных анатомо-физиологических механизмов, сколько усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Возникновение более высоких уровней детского восприятия связано с изменениями в характере детской деятельности.

Автор методик по сенсорному развитию Е.А. Янушко, под процессом восприятия: понимает «непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира, запоминание, мышление, воображение также строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки, поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие».

Наиболее глубокое определения восприятия отражено у профессора Л.А.Венгер, который, в своих трудах говорит, что: «с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание», и это действительно так. К примеру, все другие не менее важные формы познания, такие как мышление, запоминание, воображение – все они строятся на основании «образов восприятия». Они являются результатом переработки полученной информации в результате восприятия. Поэтому полноценное умственное развитие, практически невозможно без опоры на всестороннее восприятие окружающей действительности. Восприятие и ощущение поддается развитию, особенно в период младшего дошкольного возраста. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки предметов и их свойства, которые определенным образом воздействуют на его органы чувств.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Существует тесная связь между сенсорным развитием и развитием речи именно в младшем дошкольном возрасте, для этого необходимо детям задействовать все органы чувств: восприятие предметов, зрительный контакт с необходимым предметом, мелкую моторику пальцев рук. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Можно привести пример игр, которые можно применять для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, они представлены на рисунках 1, 2, 3, 4, 5.

Рис. 1. Игра «Шнуровка»

На рисунке 1, изображен пример игры для эффективного сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Игра «Шнуровка», способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, а также закрепление основных цветов, геометрических фигур.

Рис. 2. Игра «Крупная мозаика»

На рисунке 2, изображен пример игры для эффективного сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Игра «Крупная мозаика», способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, а также закреплению основных цветов.

 

Рис. 3. Игра «Пирамидка»

На рисунке 3, изображен пример игры для эффективного сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Игра «Пирамидка», способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, такая «зарядка» для рук способствует быстрому запуску речи. Развитие логики, внимания и памяти, ребенок учится сравнивать фигуры по величине и цвету, выстраивать логическую цепочку.

Рис. 4. Игра «Счеты»

На рисунке 4, изображен пример игры для эффективного сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Игра «Счеты», способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, такая «зарядка» для рук способствует быстрому запуску речи. Развитие логики, внимания и памяти.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны − усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.

По мнению Е.А.Янушко, сенсорное развитие − это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Педагоги и психологи (А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина, Н.Н.Поддьяков, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др.) пришли к выводу, что для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Е.А. Янушко определяет сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны − это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия[61,с.14].

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (О.Декроли, М.Монтессори, Ф.Фребель,), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина Е.И.Тихеева, А.П.Усова, и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания[13, с. 3].

Л.А.Венгер считает, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда[13,с.3].

Понятие о сенсорном развитии может быть выделено в сопоставлении со сходным понятием о сенсорном воспитании. В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному. С.А.Козлова, Т.А.Куликова дают такое определение. Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Проводимые психологические исследования разными ученными, показали возможные последствия того, что если не обучать восприятию ребенка, то тогда ему приходиться долго остаться с поверхностными, иногда отрывочным полученными знаниями. При этом он не может создать необходимой основы предназначенной для его общего умственного развития, а так же овладения разными видами деятельности. Примером такой деятельности является: лепка, рисование, конструирование, развитие речи, аппликация и др. То есть, для полноценного усвоения знаний, умений и навыков ребенка указанного возраста необходимо обучать восприятию. Как нам известно, основное место в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста занимает тот процесс, когда ребенок начинает знакомиться с основными сенсорными эталонами и тому, как их можно и нужно использовать. К ним, конечно же, относятся: геометрические фигуры и величины, цвета, и их оттенки, цветовые тона.

На основе анализа практической деятельности в детском саду, пришли к выводу, что наибольший интерес вызывает у детей развивающие игры и упражнения, направленных на сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Например: игровые действия с предметами и материалами (магнитные конструкторы или деревянные, песок, конструкторы «Лего», и другие); различные эффекты и явления, такие как: снег, свет, звук, дождь, радуга, лед и так далее; так же влияет активное наблюдение за различными животными и растениями, к примеру за: кошкой, собакой, лошадьми, насекомыми или птицами; сюда, можно отнести и жизнь, и действия людей, их, намерения, желания, то есть чувства, создание человеком различных моделей и построек, поделок; создание коллекций, (коллекции: динозавров, предметов быта и прочее).

Любая деятельность ребенка младшего дошкольного возраст, конечно же, неотъемлемо зависит от его восприятия окружающего мира, что и оказывает влияние на сенсорное развитие. Эта зависимость прослеживается во многих видах деятельности, но очень отчетливо ее можно увидеть в продуктивных видах деятельности. То есть в тех, которые требует преимущественное развитие определенного вида, так называемых анализаторов, которые обеспечивают тонкость и точность «дифференцировок». В процессе развития «чувственного познания» неотъемлема, велика роль развития речи. Слова взрослых фиксируется в сенсорном опыте, который приобретается детьми, тем самым обобщают его, к примеру: «Это треугольник. Он имеет одинаковые три стороны, при этом он имеет острый пик (верхушку) какой бы стороной вы бы его не положили».

Заключение

Можно сделать вывод о том, что признаки и свойства предметов, которые мы взрослые словесно обозначаем, для детей, могут способствовать тому, что дети осмысливают их, воспринимают и различают. Особенность сенсорного развития детей заключается в том, что они упорядочивают его хаотичное представление. А при взаимодействии с внешним миром полученные ими знания, тем самым развивают их внимание, а так же наблюдательность. Такие качества, являются основой для интеллектуального и умственного развития, тем самым обеспечивает усвоение «сенсорных эталонов».

Таким образом, проанализировав ряд указанных понятия и термины, а именно: «Сенсорное развитие», есть не что иное как, − процесс развитие у детей способностей к чувственному познанию мира, а так же развитие их: слуха, осязания, обоняния, зрения, и чувства вкуса. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит, от уровня сенсорного развития детей, от того как ребенок видит, слышит или осязает окружающее. На каждом возрастном этапе, ребенок не осознавая, оказывается чувствительным, к различного рода воздействиям. При этом каждая возрастная ступень ребенка становится, конечно же, благоприятной для его дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания. Можно выделить некоторую закономерность, «чем меньше ребенок, тем большое значение в его жизни имеет чувственный опыт». Поэтому в теории и практики сенсорного воспитания сложилось традиционное содержание. Оно непосредственно заключается в знакомстве с величиной, цветом, фактурой, формой, запахом, вкусом, тяжестью, с ориентированием в пространстве, и конечно же с тем, как «звучат» предметы окружающего мира. При этом основной задачей остается, конечно же повышения чувствительности у детей соответствующих анализаторов (тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой чувствительности, и других.), которая проявляется в изучении и умении различать признаки и свойства.