Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

TRADITIONAL POTTERY IN THE GORODETSKY DISTRICT OF THE GORKY REGION IN THE 1960S AND 70S.

1
1 Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
This article analyzes the transition from the traditional pottery center of the Gorodetsky district of the Gorky region to the industrial stage of development in the 1960s. Not through the creation of a large-scale production, but through interaction with the factory of another folk craft - Gorodetsky Painting. As an example of joint products of potters and artists, the clay kvass set with Gorodetsky painting of 1970 from the collection of the Nizhny Novgorod Museum-Reserve is considered. The set entered the museum after being exhibited at the regional exhibition dedicated to the centenary of the birth of V.I. Lenin. The set consists of a jug and three mugs. The author assumes that it was made by the potters of the village of Smirkino, Gorodetsky district. Then the author comes to the conclusion that the artistic solution of the set is the result of an experiment designed to enrich both crafts with new materials and techniques. The purpose of such experiments was to find ways to transform and adapt folk art to the new conditions of social life. They did not break the tradition in any way, but rather reproduced it in a new historical era.
clay dishes
village of smirkino
gorodetsky painting
folk crafts
nizhny novgorod museum-reserve

Введение

В 1960-е годы в РСФСР начался новый этап в развитии народных промыслов, который характеризуется фабричной формой организации производства, использованием достижений техники и современных материалов наряду с традиционными. В этот период артели мастеров, созданные в 1920-40-е гг., преобразовывались в цеха и даже полноценные фабрики. Однако так происходило не со всеми народными промыслами, но это не значит, что они не вступили на указанный этап.

Цель исследования

Рассмотреть один из вариантов развития традиционного гончарства на промышленном этапе, характеризующийся его взаимодействием с другим промыслом.

Материал и методы исследования

Исследование строится на анализе предметов из коллекции Нижегородского музея-заповедника – глиняного набора для кваса с городецкой росписью 1970 года (илл. 1-4, ГОМ 18414/1-4). Сравнение набора с работами гончаров деревни Смиркино Городецкого района Горьковской области этого же периода позволяет сделать предположение об их авторстве. Оно также подтверждается сведениями о том, что смиркинские мастера были надомниками фабрики «Городецкая роспись» в 1960-70-е гг. Именно в такой форме надомничества выразился переход данного гончарного центра на промышленный этап развития. Илл. 1.

Илл. 2. Илл. 3. Илл. 4.

Результаты исследования и их обсуждение

Со второй половины ХХ в. спрос на глиняную посуду в РСФСР все стремительнее падает. Постепенно налаживается производство бытовых изделий из стекла, пластика и других практичных и долговечных материалов. При этом интерес к народному искусству возрастает как к источнику своеобразной эстетики. И предметы находят свое место в интерьере городской квартиры как элементы декора и сувениры на память о туристических поездках. Для приспособления к новым условиям гончарам приходилось менять ассортимент изделий, в том числе идти на смелые эксперименты в области формы и декорирования.

В коллекции глиняной посуды Нижегородского музея-заповедника находится набор для кваса с городецкой росписью, состоящий из кувшина и трех кружек. Предметы поступили в 1971 году с Областной выставки, приуроченной к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина [1, л. 48]. Роспись предметов выполнена на фабрике «Городецкая роспись» в г. Городец, однако сами предметы изготовлены, предположительно, мастерами деревни Смиркино Городецкого района.

Деревня Смиркино и соседние селения в окрестностях Городца представляли собой самобытный гончарный центр, полноценное становление которого завершилось в XIX в. Мастера работали с местной глиной, обжиг производился «в горновых напольных печах с перекрытым сводом, что обеспечивало хорошее качество изделий» [2, c. 141]. Наиболее распространенным декоративным приемом мастеров Смиркино было кропление – «ангобная подглазурная роспись (местное название – роспись белой глинкой)». «Маховая роспись состоит из простейших черт и пятен. Необожженные сосуды кропили, быстро нанося пятна-«ляпушечки», концевые полоски. Для скорости использовали фигурно вырезанные штампы. Выверенность ремесленных навыков создавала узнаваемый стиль» [3, c. 100].

Однако с началом перехода промыслов на промышленный этап развития ситуация меняется. Особенность Городецкого района заключается в том, что здесь не образовалась керамическая фабрика или цех, но при этом гончары, продолжавшие работать в своих полученных по наследству мастерских, были вовлечены в фабричное производство в качестве надомников: «В 1960-1970-х гг. многие «смиркинские мастера работали надомниками в гончарном цехе на семинской фабрике «Хохломской художник». … Глиняные кувшины смиркинских мастеров расписывали на фабрике в Городце» [4].

Предметы набора для кваса близки по своим формам и исполнению к работам гончаров Смиркино из коллекции музея. Присутствуют на них и традиционные элементы декора: пояс зубчатого штампа на кружках и две рельефные полосы на тулове кувшина. Эти приемы декорирования описываются со слов смиркинского мастера Алексея Викуловича Иванова в книге «Дети и народное творчество» 1985 г.: «Теперь мы ее побасчим», - Алексей Викулович взял самодельный деревянный штампик, и горлышко вазы украсили зубчики. Другим штампиком, чуть больше, он провел неширокую полосу по центру, словно опоясав свое изделие узорчатой лентой» [5, c. 122-123].

Взаимодействие промыслов не ново на этой территории. Широко известны в литературе глиняные кувшины с росписью XIX в. из деревни Репино. Но здесь ситуация иная. В 1960-1970-х гг. гончарный промысел в Смиркино постепенно приходит в упадок. Еще работают мастера, владеющие уникальными навыками, но у них нет учеников. Гончарная артель не превратилась в цех или фабрику. А городецкая роспись в этот период находится в расцвете. Продукция фабрики пользуется спросом, и приемы росписи переносятся с традиционного материала – дерева - на глину. Это становится одним из механизмов сохранения гончарного промысла.

Предметы в данном случае утрачивают свойственные традиционным глиняным изделиям строгость и лаконичность, и приобретают нарядность, декоративность за счет заполнения практически всей поверхности яркими цветами и листьями. Стоит отметить, что и форма, и декор рождены на одной территории традиционного бытования обоих промыслов, что дало их органичное сочетание. Красно-коричневая полива, более светлого тона, как на кувшине, или темного, как на кружках, выступила прекрасным фоном для ярких красок росписи, которая, в свою очередь, подчеркнула формы предметов. На двух кружках автор росписи подчеркнул и декор, нанесенный гончаром. Само по себе изготовление наборов и сервизов также характерно для этого периода. Это попытка создавать изделия, которые найдут спрос у городских жителей, у туристов.

Выводы или заключение

Несмотря на то, что ни в Смиркино, ни в других гончарных центрах Городецкого района не было создано полноценного фабричного гончарного производства и мастера продолжали работать в своих индивидуальных мастерских, этот промысел все же вступил на промышленный этап в 1960-е гг. через контакт с крупными фабриками народной росписи. Рассмотренный в данной статье глиняный набор для кваса демонстрирует художественные особенности взаимодействия гончарства и городецкой росписи, тем самым иллюстрируя новые тенденции развития народного искусства. Они не нарушают традицию, которая является основой любого народного промысла, а показывают пути ее трансформации в новую историческую эпоху для сохранения и передачи следующим поколениям.