Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ANALYSIS OF THE REGULATORY FRAMEWORK IN THE FIELD OF ELECTRONIC DOCUMENT FLOW

1 1
1
The article discusses the features of legal support for the development of the information society, the main provisions of normative legal documents related to the development and implementation of electronic document management related to this concept (electronic document, electronic signature, machine-readable power of attorney). Management processes have been almost completely automated in recent decades, and digitalization is a global trend of digital transformation in public administration.
electronic document
electronic signature
electronic document management
machine-readable power of attorney
digital transformation
information society
digital platforms

Процессы управления в последние десятилетия практически полностью автоматизированы, а цифровизация выступает общемировым трендом цифровой трансформации в государственном управлении. Внедряемые в России стратегии «цифрового правительства» (цифровая трансформация государственного управления) [12] направлены на рационализацию и интеграцию всех процессов управления, ключевые цели социально-экономического развития страны реализуется параллельно с развитием и освоением цифровых технологий. В связи с чем переход в глобальное информационное общество в новом цифровом веке требует развития правового обеспечения реализуемой в настоящее время концепции «электронного правительства» и совершенствования правовой сферы, регламентирующей электронный документооборот.

Целью статьи является анализ существующей нормативно-правовой базы в области электронного документооборота и ее изменений.

В настоящее время существует ряд нормативно-правовых документов, которые можно считать базовыми в области электронного документооборота (ЭДО), исследование юридических аспектов перехода на ЭДО необходимо в силу того, что внедрение ЭДО - это комплексная система бизнес-процессов, коммуникаций, ориентированных, в первую очередь, на юридически значимый внешний документооборот. Любой электронный документ (юридически значимый) должен отвечать нормам и требованиям (в отношении содержания, формы, подписания документов, процессов, связанных с отправкой и получением, использованием и хранение), которые установлены на законодательном уровне.

К внешнему документообороту относится межведомственное взаимодействие, предоставление государственных услуг населению. Электронная система предоставления услуг в настоящее время доступна более чем для 34 млн россиян, начиная с мая 2018 года реализуется федеральный проект «Цифровое государственное управление» [15], который является составной частью «Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [14]. Электронные безбумажные формы учёта и обмена информацией в настоящее время используются в государственных и муниципальных органах власти, успешно внедряется электронная система отчётности, действует Единая система межведомственного электронного взаимодействия, для организаций разрабатываются ГИСы и АИСы, необходимые для учёта и обработки информации.

Обращение к государственным услугам, участие в государственных закупках, все действия с соглашениями, контрактами и договорами, получение разрешительных документов и регистрационные действия, участие в судебных процессах и переписка с государственными органами являются областью, где действует электронный документооборот, он распространяется на все направления и бизнес-процессы, имеющие юридическое значение.

Несмотря на большое количество нормативно-правовых документов, которые регулируют и регламентирует обмен информацией без бумаги, не существует единого федерального закона об электронном документообороте. При этом отдельные моменты электронного документооборота, определения и действия с электронными документами содержатся в нормах Гражданского, Налогового кодексов, в ряде федеральных законов и постановлений Правительства РФ, при этом идет регулярное обновление нормативно-правовой базы, что создаёт трудности при анализе правовой регламентации электронного документооборота.

Понятие электронного документа содержится в федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - в пункте 11.1 статьи 2 [4]. Это представленная в электронной форме документированная информация, которую может воспринимать человек, применяя электронные вычислительные машины, при этом информация может передаваться по информационно-телекоммуникационным сетям, быть доступной для обработки в информационных системах.

Схожее определение электронного документа можно на найти в Концепции развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности, котораяя была принята в 2020 году [13]. Суть электронного документа представлена в ГОСТ Р 7.0.97-2016 [16], он трактуется как документ в цифровой форме, возможность его использования существует при наличии электронно-вычислительной техники, а также специализированных устройств, которые могут воспроизводить изображение, звук или текст. Сущность понятия электронного документа состоит в представлении его как документированной информации, представленной в цифровой форме, которую можно распознать при помощи специализированных электронных вычислительных машин, сетей или информационных систем.

Несмотря на наличие понятия «электронный документ», в российском законодательстве официально не закреплено понятие «электронный документооборот», хотя он указывается во всех значимых правовых документах, определяющих приоритеты стратегии развития информационного общества в России [10]. Если обратиться к Трудовому кодексу РФ, то в его нормах существует понятие электронного документооборота, но оно соотносится с областью трудовых отношений. Это создание, подписание, использование и хранение работодателем документов, которые ему представляет работник при поступлении на работу ( статья 22.1 ТК РФ) [3].

Понятие «электронный документ» встречается в нормативно-правовой базе гораздо чаще, хотя не везде даётся его определение, чаще речь идёт о подписание электронных документов цифровой подписью, что также регламентируется рядом нормативных актов.

Например, право подписывать документы электронным аналогом подписи (ЭП) установлено статьей 160 ГК РФ, её дублирует статья 434 указанного документа [1], в которой допускается заключение письменного договора в виде электронного документа.

Об электронной форме документа говорится в статье 93 Налогового кодекса РФ, который может быть представлены для проверки сотрудникам ФНС РФ [2]. Например, счёт-фактура может быть представлена в электронном виде, что допускается нормы статьи 169 НК РФ [2].

Все электронные документы в обязательном порядке подписываются электронной подписью (имеющей такую же юридическую силу, что и ручная подпись), виды ЭП, которые используются при подписании различных документов, перечислены в Федеральном законе от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» [5]. Указанный закон можно считать основным нормативным актом, который напрямую относится к правовой регламентации электронного документооборота.

Также отметим Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором нормы статьи 9 допускают оформление первичных бухгалтерских документов в электронной форме, необходимым условием выступает наличие электронной подписи на таких документах [6].

Отдельные направления электронного документооборота регламентируются актами Правительства РФ, министерств и ведомств, где конкретизируются требования к формам документов, которые необходимо представить для различных целей. Например, для получения государственной услуги по линии налоговой службы существуют утверждённые ФНС РФ формы и требования к документам. В каждом регионе существуют региональные нормативные акты, которые также регламентирует вопросы электронного взаимодействия с региональными и местными органами власти.

Таким образом, в России существует большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих электронный документооборот на федеральном, региональном уровнях, а также ряд нормативных документов отдельных организаций локального уровня, регламентирующих внутриорганизационной электронный документооборот. Специфику оформления в письменной форме сделок и договоров регламентирует ГК РФ, процесс создания электронных первичных документов определён в нормах Федерального закона «О бухгалтерском учёте», регулирование электронного документооборота содержатся в отдельных федеральных законах, приказах министерств и ведомств.

Так как область безбумажного документооборота постоянно развивается, происходит ряд изменений в нормативных документах. Например, за последние несколько лет ряд изменений коснулся Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ, что связано с ужесточением требований к цифровым носителем информации, их структуре, формам и защите [7, 9]. Динамика изменений представлена на рис. 1.

Рис. 1. Динамика изменений в Федеральном законе от 06.04.2011 № 63-ФЗ

Также ужесточаются требования к удостоверяющим центрам (УЦ), которые ответственны за выдачу э(наличие лицензии, финансовое обеспечение, право собственности на аппаратные средства электронной подписи, наличие определённого количества штатных работников, требования к деловой репутации руководителя и учредителей УЦ) [5].

С 1-го января 2022 года перестали действовать электронные подписи, которые выдавались не аккредитованным коммерческим удостоверяющим центром. С 1 января 2022 года произошли изменения в порядке оформления электронной подписи: например, введена дифференциация порядка оформления ЭП для отдельных категорий руководителей и лиц, замещающих государственные должности РФ или субъектов РФ, органов местного самоуправления, руководителей государственных некоммерческих организаций, имеющих право электронной подписи.

В ходе проведения реформы электронной подписи Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ было введено понятие «машиночитаемая доверенность» (МЧД), представляющая собой электронный документ, доверенность, которая содержит преречисление полномочий сотрудников организации, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (КЭП) руководителя организации [7]. Данный инструмент организациями при обмене электронными документами начали применять с 1 марта 2022 года. Изначально предполагалось, что переходный период, когда организации подготовят информационные системы к работе с новой формой электронной доверенности, завершится 1 января 2023 года. Но переходный период затянулся в связи с неготовностью ряда государственных органов осуществлять электронный документоборот с использованием МЧД, он был продлён до 31 августа 2023 года путём принятия изменений в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63 ФЗ (изменения коснулись сроков перехода к МЧД) [9]. Таким образом, если ранее только физические лица могли подписывать документы квалифицированной электронной подписью с МЧД, а без МЧД КЭП требовалась от сотрудников и руководителей юрлица, и ИП, то с 1 сентября 2023 года подписывать документы КЭП без МЧД могут ИП и руководители юрлица, для физических лиц ничего не изменилось (только с МЧД) [7].

Электронный документооборот обязателен для организаций и фирм в 2022 году в том случае, если они работают с маркированными товарами, что определено постановлением Правительства РФ № 2464 от 31.12.2020 [11]. Система «Честный знак» в данном случае аккумулирует все сведения, связанные с оборотом маркированных товаров, которые хранятся в Единой государственной информационной системе. На электронный документооборот с 2022 года перешли перевозчики, грузополучатели и грузоотправители.

В настоящее время существует несколько цифровых платформ, которые могут выбрать как физические лица, так и компании для перехода на электронный документооборот: «СФЕРА EDI», «СФЕРА курьер», «Кадровый электронный документооборот» (КЭДО), «СФЕРА отчётность», «Подписант».

Таким образом, электронный документооборот в настоящее время регламентируется рядом документов, которые претерпевают изменения в результате трансформации правового поля. В 2022 году произошло наиболее много изменений в законодательстве, которые коснулись получение электронных подписей, введения МЧД, внедрения форматов электронных перевозочных документов. Государство ставит перед собой на перспективу долгосрочную цель - цифровизацию документооборота, что касается не только органов государственной власти и государственного управления, но и бизнеса, в связи с чем электронный документооборот уже внедряется как обязательный на основании норм федерального законодательства, которое требует систематизации в понятиях и принятия единого документа об электроном документооборте.