Введение Особенностью современной образовательной деятельности является широкое внедрение компьютерной техники в жизнь современного студента. В связи с эти возникает потребность в совершенствовании учебного процесса, перевод его на более новый качественный уровень. Одним из способов улучшения уровня усвоения учебного материала является применение современных информационных технологий, задачей которых является сбор, обработка, хранение, передача и использование информации. Внедрение интерактивных систем коммуникации и информационных мультимедийных технологий в деятельность учебных заведений способствует значительному росту образовательного и профессионального уровня подготовки выпускников [1]. Мультимедийных технологии существенно активизируют учебный материал, предоставляя учебный материал обучающемуся в нескольких взаимодействующих формах (графика, анимация, звук, видео) в интерактивном режиме. Применение мультимедийных средств в образовании и обучении перспективно как для общего образования и самообразования, так и для профессионального развития специалиста. В связи с этим разработка электронных учебных пособий с использованием мультимедийных технологий является актуальной задачей современной образовательной деятельности.
Цель исследования Целью данного исследования является разработка электронного учебного пособия «Дискретная математика» с использованием мультимедийных технологий.
Материал и методы исследования
К информационным технологиям в наше время предъявляются очень высокие требования. Они должны обеспечивать широкое внедрение в практику педагогических и психологических разработок, направленных на улучшение процесса обучения, усовершенствование форм и методов организации учебного процесса, а именно должны позволить студентам, выполнять свободный выбор уровня сложности и средства изучения материала; овладевать умением самообразования; получать помощь при выполнении домашних заданий и проверять усвоенный материал. Выполнение поставленных требований возможно при использовании в процессе обучения компьютерной техники и одного из главных направлений информационных технологий – мультимедийных технологий [2].
Результаты исследования и их обсуждение
Мультимедийные средства обучения предоставляют возможность имитации окружающей реальности. Имитация действительности с помощью мультимедийных средств происходит в диалоговом режиме. У студента есть возможность постоянного взаимодействия с программой. В любой момент обучающийся может запросить необходимую информацию, получить ее в удобном для себя виде, а также получить оценку программы правильности действий обучающегося.
Одним из видов мультимедийных технологий являются видеоуроки, которые могут совмещать в себе подачу информации несколькими способами: текст; неподвижные изображения (рисунки и фотографии); движущиеся изображения (мультипликация и видео); звук [3].
В качестве примера применения видеоуроков в процессе обучения рассмотрим разработку электронного учебного пособия «Дискретная математика». Пособие «Дискретная математика» разработано в виде гипертекста, последовательность обработки которого зависит от выбора обучающегося или результатов выполнения тестовых заданий. Гипертекстовая технология была разработана для представления информации в WWW-пространстве и, в первую очередь, для создания Web-документов [4]. Для разработки учебного пособия использован язык гипертекстовой разметки HTML (Нурег Техt Маркер Language) [5]. Преимуществами языка HTML являются: универсальность формата, небольшой объем, возможность использования под любой операционной системой. Для редактирования использован текстовый редактор блокнота. Для обеспечения отображения активных частей документа выбраны Java – скрипты. Главное окно электронного учебного пособия представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Главное окно электронного ученого пособия «Дискретная математика»
Электронное учебное пособие «Дискретная математика» состоит из структурных элементов, позволяющих самостоятельное освоение учебного материала по дисциплине «Дискретная математика»: теоретический материал, глоссарий, контрольные вопросы, лабораторные работы, а также тестовая проверка уровня усвоенного материала.
Из главного окна ученого пособия «Дискретная математика» можно сделать переход в любую часть содержания учебника с помощью вертикального меню. Главное меню содержит ссылки на лекции и их подтемы, тестирование по теме, видеоуроки, глоссарий. Для более глубокого понимания материала предлагается посмотреть видеоурок путем нажатия кнопки «Видеоурок» в меню пособия (рис. 1). Разработка видеоуроков выполнена для электронного пособия в компьютерной среде Camtasia Studio [6]. Особенностью использования видеофайлов является сопровождение их звуком. Назначение звукового сопровождения – взаимное сочетание зрительной и звуковой информации для более подробного объяснения учебного материала. Благодаря возможности несколько раз получить объяснение учебного материала, достигаемого посредством внедрения в учебный процесс видеоуроков, повышается качество усвоения материала и эффективность учебного процесса.
Выводы или заключение Преимуществами предлагаемого способа применения мультимедийных технологий в процессе обучения является повышение эффективности усвоения учебного материала по дисциплине «Дискретная математика» за счет использования видеоуроков. Использование электронного учебного пособия «Дискретная математика» предоставляет обучающемуся возможность самостоятельного изучения материала в удобное для него время; возможность возврата к не полностью усвоенному материалу. Сочетание звуковой и зрительной информации, что значительно увеличивает процент усвоения материала.