В статье рассмотрены основные проблемы воспитания патриотизма, в учреждении дополнительного образования. Актуальность исследования подтверждается тем, что современное состояние на фоне различных кризисов общества, когда обостряются международные отношения во всем мире, наиболее актуальной становится проблема патриотического воспитания в России, из-за долговременного пропагандирования в различных источниках массовой информации иностранной культуры и любви к западным ценностям.
Патриотизм в современном российском обществе становится национальной идеи и находит отражение в государственных документах.
Спортивно-патриотическое воспитание является в настоящее время педагогическим феноменом. Оценка влияния спортивно-патриотического воспитания на общекультурное развитие детей является определяющим компонентом нашего исследования. На сегодняшний день вопросы воспитания отражают приумножение физиологических, психологических, а также физических ресурсов, которые позволяют сделать процесс коррекции совершенствования функциональных ресурсов более оптимальным. Обобщая процесс воспитания подрастающего поколения, можно утверждать, что существует большое число новых технологий, позволяющих обеспечивать формирование физически и нравственно здорового поколения [l1-14].
Спортивно-патриотическая культура является составной частью общей культуры, которая определяет в себе категории спортивного (физического) воспитания и повышения патриотической культуры и патриотического духа в целом. В процессе спортивно-патриотического воспитания происходит не только формирование физически здорового человека, но и нравственного, через путь совершенствования его духовной сферы.
Целью данной статьи является изучение вопроса воспитания патриотизма у подростков в учреждении дополнительного образования
Ключевые слова: патриотизм, подростковый возраст, воспитание дополнительное образование.
Во многом, безопасность страны зависит от уровня воспитания граждан, от патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования.
Вопросы патриотического воспитания личности были освещены такими учеными как: (Сухомлинский В. А., Ушинский К. Д., Беспалова Т. В., Котруца Л.Н.), и другими. Так, Т. В. Беспалова указывает на различные формы патриотизма у обучающихся могут проходить этапы от знания народных традиций к уважению законов общества, государства [3].
По мнению этих исследователей, патриотизм связан с отношением к Родине и деятельность, направленная на благо Родины, забота об интересах страны и готовность ее защищать. Героическое историческое прошлое страны находит свое отражение в произведениях военной литературы таких поэтов и писателей как: (Берггольц И., Исаков М., Маршак С., Симонова К., Суркова А., Твардовский А., Щипачева С.) и многие другие.
Государственные программы в сфере образования свидетельствуют о проблеме патриотизма как мощного ресурса консолидации общества на государственном уровне. Идея патриотизма в российском обществе имеет огромное значение в нравственном, социальном, физическом развитии личности человека, что является одним из важнейших составляющих идеи общенационального уровня Российского государства [6].
Воспитательное воздействие на патриотизм осуществляется большим числом политических и социальных институтов. К таким институтам относятся: семьи, средства массовой информации, государственная власть, институты предпринимательства, система образования государства и отрасль физической культуры и спорта [7].
Учитывая специфику спорта и физической культуры, необходимо говорить о высоком воспитательном потенциале, который является мощнейшим механизмом формирования мировоззренческих фундаментов личности. К таким фундаментам относятся патриотизм личности и его гражданственность. Такое воспитание рассматривается как спортивнопатриотическое [7].
Спортивно-патриотическое воспитание это систематическая, многоплановая, скоординированная и целенаправленная деятельность государственных органов власти, общественных объединений и других организаций по формированию духовно и физически развитой личности, морально устойчивой, способной к реализации своего творческого потенциала с высоким уровнем патриотизма и гражданственности [3].
В настоящее время работа в направлении спортивно-патриотического воспитания подростков в отдельных субъектах Российской Федерации оказывается малоэффективной или вовсе отсутствует.
Как нами замечено, в докторских и кандидатских диссертациях, которые посвящены патриотическому воспитанию молодежи редко затрагиваются вопросы спортивно-патриотической направленности именно в период старшей школы. Отметим, что в некоторых научных работах по патриотическому воспитанию приводятся отдельные факты использования спортивной культуры в строгом сочетании с воспитательной работой школы [6].
Учитывая многообразие организационных форм воспитательной работы и образования в целом, хотелось бы отметить, что высоким потенциалом для взаимосвязи патриотического и физического воспитания подростков обладают организации спортивного профиля, к которым относятся спортивные школы.
В нашей стране вопросы истории спортивных школ широко освещены в учебных пособиях и учебниках по истории физической культуры и спорта, а также в работах некоторых отечественных авторов. В ряде имеющихся докторских и кандидатских диссертаций приводятся отдельные факты использования средств физической культуры в патриотическом воспитании деятельности спортивной школы [22]. Работа учреждения дополнительного образования спортивно-патриотического направления интересует внимание многих педагогов в настоящее время. Реформы в системе образования коснулись целостной организационной структуры патриотического воспитания, В этой связи актуальным становится вопрос поиска постановления новых задач, форм и методов организации работы спортивных школ.
Имеющиеся публикации по взаимосвязи патриотического и физического воспитания в рамках спортивных школ рассматривают вопросы, которые относятся в основном к среднему и младшему школьному звену. Вопросы спортивно-патриотического воспитания подростков до сих пор являются дискуссионными [4].
Подростковый возраст является благоприятным периодом как для реализации воспитательных задач, направленных на формирование целостной личности учащихся, так и для развития большинства основных двигательных качеств [5].
В связи с вышесказанным, продолжает быть актуальной проблема разработки новых эффективных методик по взаимосвязи физического и патриотического воспитания подросткового возраста в одной из форм дополнительного образования - посредством спортивных школ и поиска таких средств и методов обучения, которые способствовали бы комплексному развитию двигательных качеств, создавали положительный эмоциональный фон и формировали нравственные, патриотические и гражданские качества личности детей.
Теоретический анализ и опыт работы в организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности позволил выявить противоречие между необходимостью актуализации патриотического воспитания подростков, укрепления физического потенциала школьников и отсутствием механизмов и эффективных методик, позволяющих успешно его реализовывать, в условиях спортивной школы. Поэтому накопленный в практике спортивной школы опыт воспитания средствами физической культуры и спорта с подростками нуждается в научно-методическом обосновании.