Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

BURNOUT SYNDROME IN 1.2-YEAR STUDENTS OF N.N. BURDENKO VSMU

1 1
1 Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko
Emotional burnout is one of the urgent problems of our time. Freshmen, moving to a new social environment – the university, experience stress. For second-year students, the team may change, new academic subjects appear that did not exist before, which also affects the emotional state of the student. Medical students are most susceptible to emotional burnout due to a large amount of educational information, night shifts, lack of sleep, poor nutrition. [1]. The high-intensity educational process leads to a pronounced stress effect on the body of medical students, which is manifested in some of them by a breakdown of adaptive mechanisms with further disruption of the normal functioning of organs and systems, including the development of emotional burnout syndrome. This, in turn, has a negative impact on academic performance. The purpose of the study is to identify and compare the syndrome of emotional burnout in students of the 1.2 courses of the VSMU named after N. N. Burdenko according to the V. V. Boyko test, consisting of 84 questions, where for each statement you need to choose the answer "Yes" or "No". Results: in the first year, the phases of emotional burnout "Resistance", "Exhaustion" are expressed, in the second – "Tension", "Exhaustion". Conclusions: first-year students are just beginning to experience long-term stress, while 2nd-year students begin to develop chronic stress.
burnout
stress
burnout syndrome
students
tension
resistance
exhaustion

Введение: Эмоциональное выгорание – состояние, возникшее в результате длительного воздействия определенного фактора - профессионального стресса. Оно возникает, когда все системы организма начинают угнетаться. Люди испытывают эмоциональное, физическое, психическое истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

1 фаза стресса – «Напряжение». Для неё характерны следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.

2 фаза – «Резистенция», формирует у человека неадекватную эмоциональную реакцию на происходящее, формирование состояния «экономии эмоций», снижения требований к собственной личности в профессиональной сфере.[2]

3 и последняя фаза – «Истощение» наблюдается психосоматические и психогенные нарушения. Оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. [3]

Крайней степенью выгорания может быть депрессия, и на самой последний стадии человек просто не имеет шансов восстановить интерес к своему делу, тяжело включается в какую-либо деятельность [4].

Цель исследования: определить и сравнить синдром эмоционального выгорания у студентов 1,2 курсов ВГМУ им.Н.Н.Бурденко.

Материалы и методы исследования: Проводился опрос учащихся 1,2 курса – 89 человек, на базе ВГМУ им.Н.Н.Бурденко по тесту В. В. Бойко, состоящего из 84 вопросов, где на каждое утверждение нужно выбрать ответ «Да» или «Нет». Синдром эмоционального выгорания включает в себя три фазы, описанные раннее.

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 баллов и меньше - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более - сложившийся симптом
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или всем синдроме «эмоционального выгорания». По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов фаза не сформировалась,
37-60 баллов - фаза в стадии формирования,
61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Результаты исследования и их обсуждение: результаты студентов 1 курса: Первая стадия "Напряжение" отсутствует у 36%. Формируется у 34%, сформировалась у 31%. Результаты второй стадии "Резистенция": не сформировалась – 18%, формируется – 49%, сформировалась – 33%. Третья стадия "Истощение" отсутствует у 49% , формируется у 40%, сформировалась у 11%.

Результаты студентов 2 курса: первая стадия "Напряжение" отсутствует у 55% людей, формируется у 16%, сформировалась у 28%. Результаты второй стадии "Резистенция": не сформировалась – 17%, формируется – 38%, сформировалась – 47%. Третья стадия "Истощение" отсутствует у 36%, формируется у 36%, сформировалась у 28%.

Выводы: Таким образом, первая стадия "Напряжение" лучше сформировалась у студентов 1 курса. Вторая стадия "Резистенция" - у студентов 2 курса. Третья стадия "Истощение" также лучше сформировалась у студентов 2 курса. Это связано с тем, что первокурсники только начинают испытывать длительный стресс, в то время, как у студентов 2 курса, начинается формироваться хронический. Профилактикой эмоционального выгорания может быть обмен профессиональной информацией с другими службами и подразделениями, улучшение межличностной коммуникации, расширение мировоззрения человека, что делает мир человека многогранным. [5]