Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

TEACHING FOREIGN LANGUAGE GRAMMAR IN SECONDARY SCHOOL

1
1

Грамматика – это фундаментальный элемент, который способствует развитию языковых навыков и коммуникативных компетенций учащихся, из-за чего он и будет актуален не только в наши дни, но и в ближайшем будущем. Если говорить в целом, то обучение иноязычной грамматике в средней школе необходимо для освоения языка на более высоком уровне и подготовки учащихся к дальнейшему овладению ни только уже изучаемого иностранного языка, но и для изучения других.

Грамматика – один из важнейших аспектов изучения иностранного языка. Как говорит Т.Г. Хохлова: «Грамматика организует лексику, она пронизывает весь язык. Это скелет, на котором держатся все слова, речевые высказывания, тексты» [5, с.1]. Кроме того, грамматика имеет цель в виде организации языка и механизмов речи. Соблюдение норм делает речь правильной и красивой и сближает речь обучающихся с речью самих носителей языка. Из-за чего мы можем прийти к выводу, что обучающиеся в средней школе просто обязаны изучать такой раздел иностранного языка, как грамматика.

Роль грамматики часто меняется под влиянием различных факторов, таких как эволюция лингвистической теории, учет государственной политики в образовании, анализ практических результатов изучения иностранного языка и других. Цель обучения грамматике заключается в том, чтобы научить учащихся говорить правильно и понимать написанный текст. Мы считаем, что главной задачей является развитие навыков и умений в организации связной и правильной речи, а не просто овладение грамматической системой и формами иностранного языка.

Мы знаем о том, что в обучении грамматике существуют два основных подхода – эксплицитный и имплицитный. Эксплицитный подход подразумевает под собой отработку грамматического навыка от изучения правил до отработки этих правил на практике в виде выполнения упражнений. Имплицитный подход включает в себя отработку без сознательного осмысления грамматического явления. Но, как правило, в большинстве случаев эти подходы не используют по отдельности, а сочетают их друг с другом. Как говорит И.Н. Овчинникова в своей статье: «Однако в реальной учебной ситуации приходится констатировать, что в обучении ИЯ преобладает эксплицитный подход» [4, с.195]. То есть, в большинстве средних школ преподаватели опираются на объяснение основ грамматического строя и их дальнейшую отработку, используя различные методические пособия.

Коммуникативный подход – это подход к обучению языку, который подчеркивает взаимодействие как средство и конечную цель обучения. В процессе речевой коммуникации люди пользуются грамматикой для построения высказываний, которые были бы понятны окружающим, в связи с чем коммуникация невозможна без знаний грамматики.

Интегрированный подход к обучению иностранному языку предполагает совмещение нескольких видов речевой деятельности. Такой подход считается более практичным, чем коммуникативный, так как он включает в себя и чтение, и говорение, и аудирование, и письмо не по отдельности, а все вместе, что тоже будет полезным при изучении грамматики. Интегрированные уроки не только повышают качество знаний учащихся и расширяют их кругозор, но и воспитывают любовь к предмету, развивают умения работать в коллективе и помогают точнее выражать свои мысли.

Современные технологии положительно сказываются на изучение грамматического навыка. Появление различных платформ, таких как ESLKidsWorld и Preply [2],[1] помогает учащимся лучше понимать и осваивать грамматику, выполняя различные задания. Кроме того, сами учителя могут брать с этих сайтов необходимую информацию, которая облегчит ученикам понимание предмета. Например, платформа LessonStream [3] дает возможность учителям обмениваться опытом друг с другом и на основе этого создавать конспекты проведения урока. Раньше такое невозможно было сделать без личных встреч и поездок куда-либо. А сейчас преподавателям нужно лишь открыть нужный сайт, и они уже полны вдохновения для проведения урока. Это так же влияет на обучение грамматике. Ни для кого из нас ни секрет, что учащиеся в средней школе порой сталкиваются с проблемой непонимания какой-либо грамматической темы. Но, используя вышеперечисленные сайты, учитель сможет подобрать необходимый метод работы с этим учеником, либо сам ребенок сможет лучше понять это, посетив один из сайтов. Все это говорит только о преимуществах использования современных технологий.

В заключение можно сказать, что обучение иноязычной грамматике в средней школе является неотъемлемой частью формирования компетентного и грамотного человека. Это обучение просто необходимо для того, чтобы подготовить учащихся к успешному продолжению изучения языка на более продвинутом уровне и расширить их будущие возможности, как в личной, так и в профессиональной сфере. Кроме того, изучение иностранных языков в целом укрепляет межкультурное взаимодействие и способствует развитию толерантности и уважения к другим культурам. В итоге это позволит им стать человеком с большим кругозором, человеком с большой буквы.