Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE RELATIONSHIP OF CORRECTIONAL PEDAGOGY WITH OTHER FIELDS OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

1
1
In this article, the author describes the relationship of correctional pedagogy with other sciences, including medical. The article also highlights the issues of literacy and competence of a correctional teacher. The key qualities that a teacher should possess are indicated. Correctional (special) pedagogy is a field of pedagogy that studies the conditions of education and upbringing necessary for children with various psycho-physical disabilities to achieve the highest possible level of personal development, education and readiness for independent adulthood.
correctional pedagogy
psychology
sociology
philosophy
medicine

Введение. Коррекционная (специальная) педагогика- это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психо-физическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.[1]

Цель исследования: определить с каким науками связана коррекционная педагогика.

Материал и методы исследования. При написании стать использовалась эмпирические методы. Были изучены материалы и публикации по данной тематике в печатном виде и в сети интернет.

Результаты исследования и их обсуждение. Коррекционная педагогика, как и многие другие науки тесно связана с другим. В частности, она связана со многими психолого-педагогическими дисциплинами и даже с медициной. Коррекция, как часть педагогического процесса, первостепенно связана с общей педагогикой. У них одни цели, задачи, формы и методы бучения и воспитания. [2] Несмотря на множество сходств в этих науках, коррекционная педагогика вносит весомые изменения, как в саму методику и технологию преподавания, но оставляет неоценимый вклад в содержания обучения ребёнка в зависимости от его возможностей, умений и в соответствии с характером нозологии у конкретного воспитанника. Коррекционная педагогика разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия в различных отраслях специальной педагогики (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогике, логопедии и др.). [3]

Так, например, методы и приемы тифлопедагога могут во многом отличаться от методов и подходов к работе олигофренопедагога. И наоборот.

Главная задача коррекционной педагогики – помочь ребенку с трудностями освоить программу, применяя при этом различные подходы. В основном, это организация дифференцированного обучения. [4]

Как и любой специалист, коррекционный педагог не начинает работу непосредственно с занятий, вначале он выясняет причины поведенческих или общеразвивающих отклонений ребенка. В этом ему помогают знания общей психологии, которые педагог получает на курсе «Общая психология». Без них трудно начать работу с детьми с любой нозологией. Трудно помочь ребенку, не зная первоисточник причины отклонений в развитии детей. Эти знания помогают не только эффективно спланировать работу и добиться положительных результатов, но и грамотно продиагностировать ребенка, выявить недочеты и трудности в обучении, выявить закономерности психического развития мальчиков и девочек, как с нормой развития, так и с патологиями, грамотно выстроить цикл коррекционных мероприятий.

Знания общей психологии позволяют нам утверждать, что для детей с недостатками в развитии характерны такие особенности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего физического развития, замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др. [5]

Не стоит уменьшать и значимость взаимосвязи коррекционной педагогики и философии, которая помогает педагогу обобщить единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии детей и подростков.

Коррекционный педагог очень часто прибегает к результатам социологических исследований при проектировании работы с той или иной нозологии, подводя результаты коррекции и делая отчеты о проделанной работе. В этом неоценимую помощь оказывают социологи, профессионально орудуя теоретическими знаниями и изучениями общественного мнения, закономерностей и опросов в обществе.

Сложно отрицать и связь коррекционной педагогики с такими науками, как социальная педагогика и социальная психология. Эти две науки помогают изучить воспитательные силы общества, как взаимодействуют между собой частные, общественные и государственные организации и учреждения, имеющие главную задачу - создать все необходимые условия для раскрытия личности. В свою очередь, социальная педагогика изучает включенность людей в социальные группы, а также характеристики самих этих групп, которые в последующем в своей работе используют коррекционные педагоги.[4]

Основа основ с медицинской точки зрения для коррекционной педагогики – это педиатрия. Зачастую коррекционный педагог работает в тандеме в врачом, а перед началом работы с тем или иным ребенком направляет его для консультаций или обследования к врачам для «отсечения» возможных медицинских диагнозов, осложняющих работу педагога. Или же, для выяснения опасности с медицинской точки зрения для жизни ребенка (например, часто детям с различными неврологическими заболеваниями противопоказан логопедический массаж) [6].

Среди других врачей с которыми необходимо взаимодействовать коррекционному специалисту есть невролог, отоларинголог, окулист, сурдолог, клинические психологи и логопеды.

Взаимосвязь коррекционной педагогики и медицинских отраслей сложно переоценить. Но главные отрасли, связанные с нарушением сенсорной чувственности ребенка – это офтальмология и оторингология.

Выводы или заключение. В данной статье отмечены далеко не все науки с которыми тесно сотрудничают коррекционные педагоги.. Как известно, первоисточник каждой нозологии и нарушения, как психического, так и физического, намного шире и объемней, и как следствие, симбиоз меж научных учений намного разнообразнее и богаче.

В своей практике коррекционный специалист должен не только обладать знаниями в других областях, но и активно сотрудничать со специалистам разных сфер. В частности, в детских садах должна вестись совместная работа с воспитателями, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем. Касаемо школы, в первую очередь, это классные руководители, учителя – предметники, дирекция школы. Только коллективная работа поможет воспитанникам и ученикам с проблемами в обучении достичь стабильных, положительных результатов. Выстроить грамотную коррекционную работу, дополняя работу коллег с пользой для ребенка – вот главная задача данной коллаборации.

Работа коррекционного педагога непроста, но от этого она кажется все более привлекательной для абитуриентов. Но не все, к сожалению, по окончании ВУЗа идут работать по специальности. Многие, сталкиваясь с трудностями меняют профессию или направление деятельности, часто происходит профессиональное выгорание специалиста, ведь видимые результаты у некоторых воспитанников могут появится через большой промежуток времени или не появится совсем (в зависимости от нозологии). Поэтому коррекционному педагогу важно обладать таким чувством, как само регуляция, стрессоустойчивость.

Таким образом, мы видим насколько грамотным, всесторонне развитым должен быть педагог коррекционной педагогики. Он должен обладать знаниями во многих отраслях и компетенциями многих других специалистов.