Дифференцированный подход в обучении широко распространяется в учебных заведениях. Главной задачей обучения становится раскрытие потенциала каждого ученика. В настоящее время учебные заведения стараются создать комфортные условия для развития ребенка, как будущего гражданина с активной жизненной позицией, человека, разбирающего в обычной жизни и готового к разным сферам коммуникации и деятельности. В среднем звене у школьников начинается переходный возраст, при котором особо важно уделять внимание каждому ученику, так как в этот период формируется задатки качеств личности.
Дифференцированный подход в обучении предполагает учет всех особенностей учащихся, таких как индивидуальный темп обучения, стиль познавательной деятельности, предпочитаемые способы усвоения информации, интеллектуальные и когнитивные способности.
Дифференцированный подход в обучении — это методика, при которой учитель адаптирует образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами и способностями каждого ученика. Главная идея заключается в том, чтобы предоставить каждому ученику оптимальные условия для успешного усвоения материала и развития.
Цель дифференцированного подхода в обучении заключается в раскрытии индивидуального потенциала каждого ученика. Дифференцированный подход направлен на то, чтобы учитель учитывал особенности каждого ученика и создавал среду, которая позволяет ему максимально реализовать свои способности. Данный подход способствует развитию самостоятельности и творческого мышления обучающегося, а также повышает мотивацию и интерес к обучению. Дифференцированный подход в обучении позволяет ученикам чувствовать себя успешными и осознавать важность и практическую ценность учебного материла. Дифференцированный подход в обучении помогает создать благоприятную среду для разнообразия индивидуальных потребностей и успешного развития каждого ученика, способствуя временному и персональному успеху в образовании.
При дифференцированном подходе важным является группировка учащихся. Этот метод предполагает разделение студентов по уровню знаний и навыков, чтобы обеспечить им оптимальное обучение иностранному языку. В.Ю. Астафурова [1] выделяет следующие основные формы реализации дифференциации обучения: внутренняя (без выделения стабильных групп) и внешняя (с выделением стабильных групп). Н.В. Жиленко [3] утверждает, что при группировании, они совместно усваивают материал, у них повышаются навыки коммуникации и сотрудничества, каждый ученик включается в процесс обучения. Данная методика сотрудничества была разработана американскими педагогами, характерными чертами данной методики они назвали ощущение личной ответственности обучающихся и их потребность в качественном выполнении своей части
Группировка учащихся в дифференцированном обучении помогает создать подходящую атмосферу и условия для каждого ученика, чтобы они могли максимально эффективно изучать иностранный язык в соответствии со своими потребностями и целями.
Дифференцированное обучение иностранному языку включает использование как групповых, так и индивидуальных заданий. Индивидуальные задания позволяют ученику работать над своими сильными и слабыми сторонами самостоятельно.
Дифференциацию с учетом психологических особенностей и темперамента ребёнка целесообразно реализовывать на уроках с детьми среднего звена. Так, Соколова Е. Е. [4], говорит в своей научной статье, что индивидуальные задания стоит подбирать по типу темперамента, характеру, мировоззрению, типу восприятия. Например, дети-аудиалы воспринимают рифмы в словосочетаниях и звуковые сочетания, дети-визуалы ориентируются на цвет, интроверты получают письменное задание, экстраверты получают задания с взаимодействием с классом. При этом при качественной выработке существующих навыков можно пробовать давать полностью противоположные задания для развития новых качеств ученика.
Таким образом, и групповые, и индивидуальные методы в дифференцированного подхода способствуют улучшению успеваемости учащихся, так как каждый ребёнок включен в учебный процесс и обладает ответственностью перед самим собой, что полезно в обоих методах.
Для успешного дифференцированного обучения иностранному языку важно использовать разнообразные материалы и ресурсы. Так, Гальскова Н. Д. [2] утверждает, что к 90 гг. прошлого века все более актуальными становятся такие личностные характеристики обучающегося, как «визуальное мышление», «информационная культура», «иноязычная информационно-коммуникационная компетентность». Но если с середины 90-х гг. в учебный процесс по иностранным языкам активно внедряются видео- и аудиокурсы, разрабатываются новые обучающие и контролирующие компьютерные программы, то в настоящее время активно исследуются дидактические свойства и функции новых мультимедийных и гипермедиальных технологий в сфере обучения иностранным языкам, разрабатываются различные аспекты использования интернет-ресурсов для развития иноязычной коммуникативной компетенции, строятся образовательные системы по иностранным языкам, базирующиеся на цифровые технологии.
Использование дифференцированного подхода в обучении иностранному языку имеет множество преимуществ и может привести к положительным результатам.
1. Дифференцированный подход позволяет преподавателю учитывать индивидуальные потребности каждого ученика.
2. Дифференцированный подход способствует развитию самостоятельности и ответственности у учеников.
3. Дифференцированное обучение способствует активному взаимодействию школьников на языке, что способствует развитию их коммуникативных навыков.
4. Дифференцированный подход предоставляет школьникам возможность выбирать материалы, задания и способы обучения, которые больше соответствуют их интересам и предпочтениям. Повышение мотивации и интереса помогает учащимся быть более активными и вовлеченными в учебный процесс, что, в свою очередь, способствует более высоким результатам.
5. Дифференцированный подход позволяет обучающимся использовать различные способы и стратегии изучения языка, что может привести к более эффективному усвоению материала и улучшению навыков.
Никулеску Брандуса-Оана [10] пишет, что при сравнении традиционного и дифференцированного подходов можно выявить положительное и качественное улучшение взаимодействия педагога и ученика во время учебного процесса. К тому же данный подход обуславливается особенностью отношения самого ученика к иностранному языку. Дети в средней школе начинают осознавать значимость предметов, задачей педагогов становится заинтересовать и раскрыть потенциал ребенка.
У каждого возраста есть свои психологические и индивидуальные особенности, поэтому очень важно понимать, как найти подход к ученику и дать больше знаний, чтобы развивать способности ребенка.
Стоит упомянуть и о недостатках дифференцированного подхода:
1. Недостаток времени и ресурсов. Иоана Тюроу [7] утверждает, что на дифференцированный подход на практике уходит гораздо больше времени педагога, так как приходится составлять разноплановые задания по одной теме, при этом ученики должны быть распределены по определенной схеме навыков и умений, а педагог в свою очередь должен правильно разделить свои задачи на уроке и коммуницировать сразу со всеми группами.
2. Учет уровня навыков и знаний учащихся.
3. Поддержка и мотивация обучающихся. Гунтур Тимбола [6] говорит, что нужно предоставлять дополнительные материалы и ресурсы, которые могут расширить понимание и интерес к предмету у учеников, а также важно вовлекать родителей и опекунов в учебный процесс, обмениваясь информацией о прогрессе и проблемах учеников. Включайте их в планирование и поддержку учебных целей.
Дифференцированный подход в обучении иностранному языку очень востребован в современном обществе. Большинство педагогов обращаются к данному методу, чтобы увеличить знания школьников, раскрыть потенциал каждого ученика и сделать комфортным его пребывание в учебном заведении. На данном этапе разработано множество методик и практик в сфере дифференциации, разработаны уровни для обучения по уровневой схеме.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.