В нынешнем мире одной из актуальных, а также наболевших проблем является умственная отсталость у детей. Психическое недоразвитие воздействует не только на интеллектуальные возможности ребенка, но и в целом на развитие личности.
Эмоциональные проблемы, такие как агрессивное поведение, депрессия или тревожность, достаточно часто встречаются у детей с легкой степенью умственной отсталостью. У детей с интеллектуальными нарушениями развитие личности протекает в более медленном темпе, чем у нормально развивающихся детей, поэтому такие дети имеют проблемы с эмоциональным фоном [4]. Двигательная активность помогает справиться с этими проблемами, так как она способна вызывать выделение гормонов счастья – эндорфинов, удовольствия и радости. Кроме того занятия физическими упражнениями помогают в построении социальных связей, учат взаимодействию в команде, а также вырабатывают навыки самоконтроля и управления эмоциями.
Цель исследования – изучить влияние физических упражнений на эмоциональное состояние детей с умственной отсталостью легкой степени.
Методы исследования использовались следующие: анализ научно-методической литературы, наблюдение, анализ эмоционального состояния, тестирование, метод математической статистики [1].
Исследование проводилось в городе Архангельск в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31».
В исследовании приняли участие ученики 2А класса.
Детям перед началом работы было предложено изображение с различными эмоциями в виде пиктограмм (шкала настроения). Каждый испытуемый указывал на ту картинку, которая у него ассоциировалась со своим внутренним состоянием в данный момент. Показатели были выше средних значений, что означает хорошее эмоциональное состояние уже в начале урока.
Однако при наблюдении можно сказать следующее: большинство учеников, несмотря на достаточно высокие оценки эмоционального состояния перед началом занятия, были не активно, зажаты, не общительны и скованы. Уже в процессе разминки дети стали раскрепощаться и больше контактировать с преподавателем и друг с другом. После окончания занятий вновь была проведена оценка эмоционального состояния. У 75% учащихся эмоциональное состояние улучшилось, в то время как у 25% – незначительно ухудшилось. По наблюдениям можно сказать, что дети стали более активны, разговорчивы. Некоторые ученики даже спели песню преподавателям, хотя в обычной жизни обучающиеся 2А класса почти не используют разговорную речь.
Все пиктограммы были интерпретированы в числовые значения, где «1» означает очень плохое настроение, а «10» – отличное настроение.
Результаты исследования представлены в виде диаграммы на рисунке 1.
Рисунок 1 – Эмоциональное состояние учащихся до и после занятий физической культурой
Результаты влияния физических упражнений на эмоциональное состояние детей с интеллектуальными нарушениями показывают, что занятия двигательной активностью оказывают благоприятное воздействие на самочувствие детей, что, в свою очередь, играет важную роль в становлении личности ребенка. Регулярные занятия физической культурой могут способствовать улучшению настроения, снижению уровня тревожности, депрессии и повышению самооценки. К тому же физическая активность отлично помогает детям с легкой степенью умственной отсталостью легче справляться с эмоциональными перегрузками и со стрессом
Таким образом, необходимо включать физические упражнения в комплексы по реабилитационным мероприятиям для детей с умственной отсталостью легкой степени. Постоянные занятия двигательной активностью помогут ребёнку не только улучшить свое физическое состояние, но и повысить качество жизни в целом.
Проведенное практическое исследование включало в себя сравнение показателей эмоционального состояния детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями до занятий физической культурой и после занятий. Результаты тестирования и наблюдения показывают, что физические упражнения оказывают положительное влияние на настроение обучающихся.