Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE GAME METHOD AS AN EFFECTIVE MEANS OF DEVELOPING PHYSICAL QUALITIES IN OLDER PRESCHOOLERS

Polischuk Y.A. 1
1 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
The article reveals the role of the game method in the development of physical qualities of older preschool children. Definitions of physical development, its components (strength, agility, endurance, flexibility, speed) are given. The role of outdoor games in the development of physical qualities of older preschool children is described. It is concluded that the game method can become an effective means of developing physical qualities in older preschoolers only taking into account a number of conditions, which include compliance with regime moments when using it in preschool, taking into account the age and individual characteristics of older preschool children.
preschool childhood
physical development
physical qualities
game method
game
exercise
senior preschoolers

Дошкольное детство – это время активного физического развития ребенка. Наибольшие темпы физическое развитие ребенка приобретает в период старшего дошкольного детства. Для успешного овладения образовательной программой школы по курсу «Физическая культура» в период дошкольного детства необходимо сформировать в условиях ДОУ не только интерес детей к физической активности, но и развить у них совокупность физических качеств, необходимых для выполнения различных упражнений и сдачи нормативов.

Физическая активность и сформированность отдельных ее компонентов в виде тех или иных физических качеств в период дошкольного детства имеет важное значение. Если ребенок слабо развит физически, он часто болеет, быстро устает в процессе повседневной деятельности, поэтому отстает от сверстников по многим показателям физического развития и спортивным результатам. Его внимание неустойчиво, из-за рассеянности страдает объем памяти и качество запоминания. Все это свидетельствует о том, что слабое физическое развитие становится причиной низкой общей активности ребенка, снижения его интереса к окружающему миру [5, c. 112]. У ребенка, чье физическое здоровье низкое, способности и задатки развиваются медленнее, а освоение образовательной программы школы дается ему с трудом. Физическое развитие детей становится базой их умственного развития и работоспособности, необходимой для совершения различных бытовых действий и участия в разнообразных видах деятельности.

О физическом развитии детей старшего дошкольного возраста можно говорить как в широком, так и в узком смысле. В широком значении это понятие включает такие физические качества детей, как гибкость, сила, скорость выполнения действий, ловкость, выносливость. В узком смысле понятие «физическое развитие» используется для оценки степени развитости биометрических и антропометрических параметров детей: роста, массы тела, окружности грудной клетки, жизненной ёмкости лёгких [3, с.165].

В условиях современной действительности физическое развитие и физическое воспитание приобретают большое значение. Они рассматриваются исследователями в качестве основного средства укрепления и сохранения здоровья. Физическое развитие определяет уровень жизни человека, поэтому принципиально важное значение приобретает вопрос правильности организации физического воспитания детей в образовательных учреждениях дошкольного типа.

Ведущим видом деятельности детей на протяжении всего дошкольного детства является игра. Именно поэтому большинство образовательно-воспитательных задач в рамках программы ДОУ решается в игре. Физическое развитие школьников и тренировка физических качеств детей старшего дошкольного возраста также предпочтительно осуществлять в процессе игры [5, c. 89].

Система дошкольного образования принадлежит ведущая роль в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста. В ДОУ физическое развитие осуществляется посредством организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Главными задачами ДОУ являются:

- формирование у ребенка основ здорового образа жизни;

- совершенствование функций организма детей;

- охрана и укрепление здоровья ребенка [1, с.12].

Дети старшего дошкольного возраста еще не способны самостоятельно заботиться о своем здоровье и укреплять его. Им в этом необходима помощь взрослого, который определенным образом организует развивающую среду. Среда, в которой осуществляется физическое развитие детей, должна быть безопасной, отвечать потребностям детей, а также иметь необходимое оборудование и материалы. Такие исследователи, как Бениаминова М.В., Вавилова Е.Н., Грохольский Г.Г., Логвина Т.Р., Осокина Т.И., Рунова М.А., Хухлаева Д.В., Шишкина В.А. рекомендуют организовывать в ДОУ работу по формированию физических качеств старших дошкольников с применением игрового метода, который полностью соответствует возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей данной категории.

Педагоги ДОУ, на плечи которых ложится ответственность за физическое развитие детей старшего дошкольного возраста, должны иметь соответствующий уровень квалификации [2, с.16].

Наша цель - изучение условий использования игрового метода для формирования физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с помощью игрового метода.

Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что процесс развития физических качеств у старших дошкольников с помощью игрового метода будет результативным, если:

- он будет организованы в соответствии с системой режимных моментов ДОУ;

- при его организации будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – важный этап в становлении физических качеств детей. Именно поэтому, в соответствии с требованиями ФГОС, в ДОУ необходимо проводить диагностику развития у детей физической подготовленности в целом и отдельных ее компонентов в частности.

Под физическими качествами старших дошкольников принято понимать отдельные характеристики, отражающие качественную сторону двигательных возможностей ребенка. Физические качества проявляются в таких видах деятельности детей, как ходьба, бег, прыжки в длину или в высоту, метание мяча, лазание, участие в подвижных играх. При этом от степени развития физических качеств дошкольника зависит результативность его движений. Основными физическими качествами являются:

- Скорость движения. Это качество отражает способность ребенка совершать движение в минимальный временной промежуток. Это качество с трудом поддается развитию, так как зависит от генетических характеристик нервной системы и физических природных данных человека.

- Гибкость. Данное качество определяет степень подвижности суставов тела. От нее зависит умение ребенка результативно выполнять круговые движения ,повороты корпуса с хорошей амплитудой.

- Выносливость. Это качество отражает общее физическое состояние организма. Выносливость связана с работоспособностью и сердечно-сосудистой системой организма. Выносливость необходима для продолжительной физической активности ребенка.

- Сила. Это физическое качество помогает человеку оказывать сопротивление внешним факторам с помощью мышечных усилий.

- Координационные способности. Эта группа физических качеств обеспечивает успешность овладения ребенком новыми видами деятельности. Она проявляется в его умении быстро согласовывать движения в изменяющихся условиях, выполняя их рационально и точно [2, c. 24].

В работе со старшими дошкольниками игровой метод как средство развития физических качеств предполагает вовлечение детей в подвижные игры. Подвижная игра – это активная сознательная деятельность ребенка, в которой ему необходимо четко следовать правилам и согласовывать собственные движения с движениями сверстников. Как отмечает в своих работах П.Ф. Лесгафт, подвижные игры готовят старших дошкольников к самостоятельной жизни, так как они побуждают их к определенным физическим действиям, умственным операциям через эмоциональную насыщенность и привлекательное для данного возраста содержание. Подвижные игры готовят детей к трудовой деятельности, так как приучают детей действовать по определенному алгоритму и в определенной последовательности [4, с. 65].

Подвижные игры тренируют у старших дошкольников умение молниеносно принимать решение, изменять собственную двигательную активность в соответствии с изменение активности партнеров, прогнозировать развитие игры. В процессе игры не только совершенствуются физические качества детей, но и появляется возможность для формирования у них новых способов движения. Кроме того, подвижны игры оказывают воспитательное воздействие на детей.

Особым достоинством игрового метода как средства развития физических качеств у старших дошкольников является то, что его можно использовать как в помещении, так и на улице. Если подвижные игры проводятся на свежем воздухе, их польза для здоровья детей будет выше.

Таким образом, игровой метод – это важнейшее средство комплексного развития физических качеств у старших дошкольников. Данный метод оказывает положительное влияние не только на физическое развитие дошкольников, нои на их личностное развитие, ведь процесс любой подвижной игры решает задачи нравственного воспитания и морально-этического развития детей. Игровой метод как средство развития физических качеств у старших дошкольников одновременно способствует и укреплению их здоровья, так как подвижные игры полны разнообразными движениями, которые стимулируют работу дыхательной и кровеносной систем организма.

Игровой метод – незаменимое средство развития физических качеств у дошкольников. Он способствует не только совершенствованию их двигательных, скоростных, силовых показателей, развитию ловкости, гибкости и координационных способностей, но и развивает мышление, смекалку, расширяет представление детей об окружающем мире.