Введение. Принцип «не навреди» является непреложным требованием при оказании любой медицинской услуги. Медицинская помощь не должна причинять ущерб ни одному пациенту, однако имеющиеся данные однозначно свидетельствуют о том, что бремя предотвратимого вреда пациентам крайне велико в системах здравоохранения как развитых, так и развивающихся стран мира. Это порождает серьезные проблемы человеческого, морально-нравственного, этического и финансового характера.
Безопасность пациентов определяется как «ненанесение предотвратимого вреда пациенту и снижение до приемлемого минимума риска причинения неоправданного ущерба в связи с оказанием медицинской помощи».
Цель исследования: анализ системы безопасности пациентов КГП «Костанайская областная больница».
Материал и методы исследования. В исследовании использованы социологический метод (интервью), информационно-аналитический.
Результаты исследования и их обсуждение.
С целью изучения знаний сестринского персонала касательно международных целей безопасности и ее организации в КГП «Костанайская областная больница» было проведено социологической исследование. Исследование проводилось с помощью анкеты, которая состояла из 13 вопросов, включавшие информацию по уровню знаний о международных целях безопасности пациентов.
Согласно результатам исследования, большинство медсестер были в возрасте 25-34 лет (65%), медсестры до 24 лет составили 25% опрошенных, 35 и более лет было 10% опрошенных.
Большинство медсестёр считают, что информация в здравоохранении имеет плохую защиту и ее можно взломать (70%), 20% опрошенных считают это невозможным, 10% опрошенных сомневаются.
В настоящее время каждый пациент может посмотреть всю медицинскую информацию, касательно своего здоровья и здоровья своих детей в мобильных приложениях. Однако надежность данных приложений до конца не изучена.
Использование мобильных приложений не считают безопасным 55% опрошенных, 45% респондентов доверят мобильным приложениям.
Однако стоит отметить, что, несмотря на уровень недоверия сестринского персонала к технологиям цифровизации, большинство опрошенных считают, что данные технологии улучшили организацию здравоохранения (80%), лишь 20% медсестер считают по-другому.
Знание сестринского персонала о международных целях безопасности пациентов показало, что 75% опрошенных имеют представление по данной тематике, лишь 25% опрошенных не знали о данном понятии.
Барьерами, препятствующие повышению качества и безопасности пациентов в большинстве случаев оказались: традиционный взгляд на врачебные ошибки (68%), недостаточные финансовые ресурсы (52%), отсутствие знаний системы здравоохранения о безопасности пациентов (42%),отсутствие предварительно установленной безопасности пациентов (32%),отсутствие накопления накопленных или электронных медицинских карт (20%).
Факторы, способствующие повышению качества и безопасности пациентов, по мнению медсестер, служат: организационное и профессиональное развитие (50%), ориентация проектов обеспечения безопасности и качества на нуждающихся местах (47%), поощрение и поддержка посетителей (30%), постоянное наставничество и контроль проекта (73%).
Согласно результатам исследования, 85% медсестер указывают на использование идентификационных полосы с цветовой кодировкой для идентификации пациента, 15% медсестер ответили, что в их практике данные штрих кода не используются.
Помимо фамилии, имени и отчества пациентов, как идентификатора для верификации пациентов, используют и другие идентификаторы, такие как ИИН (60%), 33% опрошенных затруднялись с ответом, что может свидетельствовать об отсутствии полноценных данных в области целей безопасности, 7% ответили, что других идентификаторов не используют.
Помимо защиты информации о пациентах, в международные цели безопасности входит и гигиенический аспект защиты пациентов от инфекций.
Данные исследования показали, что 85% опрошенных всегда соблюдаютгигиенический уход рук перед каждой процедурой, в целях безопасности и профилактики инфекций, 15% опрошенных ответили, что лишь иногда соблюдают данные мероприятия, что является строгим нарушением и требует дальнейшей отработки.
Соблюдение принципов международной защиты пациентов подразумевают и правильное хранение лекарственных средств повышенного риска. Большинство медсестер (95%) указали, что все лекарственные средства повышенного риска хранятся в соответствии с протоколами.
Результаты исследования показали, что 70% медсестер считают, что руководство больницы заботится о безопасности пациентов, однако стоит отметить, что 30% опрошенных указали обратное.
Большинство пациентов отправляют информацию о пациентах онлайн (78%), однако остались специалисты, которые передают информацию на бумажном носителе (14%), 5% опрошенных указали телефон (5%).
Почти у всех специалистов на персональных компьютерах установлены программы для защиты информации от вирусов (98%), что повышает уровень безопасности данных.
Из общего числа участников 59,8% с [95% ДИ (54,9–64,5%)] имели хорошие знания о конфиденциальности со средним баллом 3,91 (SD ± 1,39) (из максимальных 7 баллов). Из опросника знаний большинство респондентов 358 (87,3%) сказали, что «доступ к медицинским записям должен регулироваться законом», а 183 (44,6%) утверждали, что немедицинская информация также является конфиденциальной. Кроме того, 291 (71%) медицинский работник был осведомлен о том, что сторонние компании не имеют доступа к результатам обследования пациентов (например, страховые компании) без согласия пациента. Однако только 115 (28,0%) участников знали, что политикам не разрешается свободный доступ к медицинским записям.
Отдельно хотелось бы отметить, 71% медсестер считают, что третья сторона не может получить доступ к результату анализов и прочего без согласия пациента, в то время как 29% считают обратное.
Так же стоит отметить, что 73% медсестер считают, что конфиденциальность может быть нарушена при заразностипациента,27% медсестер считают обратное.
Выводы или заключение Международные цели безопасности пациентов, преследуют шесть основных направлений: правильно идентифицировать пациентов, улучшить эффективную коммуникацию, повысить безопасность препаратов с высокой степенью опасности, обеспечить безопасную операцию, снизить риск инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, снизить риск причинения вреда пациенту в результате падений.
В настоящее время не наблюдается критической массы обнаружения в усилении программной безопасности пациентов. Для поддержки программного обеспечения безопасности пациентов, где это возможно, больницам необходимо будет тщательно продумать, каким образом обслуживается персонал и экологические службы, включенные в состав группового наблюдения за инфекционным заболеванием и для обеспечения безопасности пациентов.