Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES BY MEANS OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN RURAL SCHOOLS

1
1

Инвалидизация в Российской Федерации является наиболее актуальной проблемой современного общества, данный вопрос остро стоит как со стороны государственных социальных служб, так и со стороны медицины, образования и психологии. В начале нового тысячелетия проблема граждан с различными ограничениями здоровья в РФ получила общенациональный глобальный характер. Нарушения в психофизиологическом состоянии обуславливают комплекс социальных, финансовых и морально-психологических задач как для самого ребенка с ОВЗ, так и для его семьи. При этом, следует отметить то, что поступательное социально-экономическое становление РФ невозможно без сохранения существующих и формирования грядущих полноценных трудовых ресурсов, в этой связи рост инвалидности представляет серьезную общегосударственную проблему.

Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь.

Российское общество не до конца перешло этап принятияграждан с ОВЗ, толерантностью обладает лишь незначительная часть населения, что негативно влияет на социализацию инвалидов и лиц с ОВЗ в российском обществе, особенно для детей с отклонениями и нарушениями развития, ведь их тонкая психологическая конституция является наиболее уязвимой и ранимой в этапе взросления и становления личности. Поэтому чрезвычайно важно помогать социализировать детей в условиях школьного образования для того, чтобы дать им возможность реализовать себя и свой потенциал в будущем, во взрослой жизни.

Важность процесса социализации рассматривалась известными педагогами и психологами, по мнению большинства авторов, процесс социализации в целом состоит в изучении отношений между человеком и социальной средой, его окружающей. Человек, в процессе социализации, усваивает и осмысливает социальный опыт, правила поведения, традиции и культуру. Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья – это более сложный и ответственный этап в построении социальной личности ребёнка.

Школьное образование на сегодняшний момент носит некий переходный характер для развития личности и получения полноценного образования лиц с ОВЗ, так, постепенно внедряемое в систему российского образования элементы инклюзии является основным и главным инструментом,который поможет детям с ОВЗ пройти успешную социализацию, получитьмаксимальный набор инструментов и навыков для полноценногоразвития личности, а самое главное – социализироваться и интегрироваться в современноесоциальноеобщество.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья строится через установление и освоение детьми с ОВЗ социальных ролей, определение их сущности, использование и применение таких ролей в реальной жизни. При этом, процесс социализации направлен не только на самих детей с ВОЗ, но и на других детей, воспитывая в них принятие «особенных» в общество, проявляя толерантность и проявляя терпимость.

Важно понимать, что процесс социализации детей не может быть построен по единому сценарию, учитывая различные категории отклонений, и выстраивается процесс социализации всего образовательного процесса в целом. Уровень отклонений или заболеваний тоже значительно различается, к примеру, есть дети, которые слепы на половину, но это не мешает им быть хорошими собеседниками, вести активную социальную жизнь, познавать мир через ощущения, а есть дети, которые частично глухи, но прекрасно воспринимают мир через зрительные органы. В связи с этим, и выстраивается необходимая программа социализации детей под различный тип их заболеваний и исключительно исходя из индивидуального протокола образования для каждого отдельного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Сложнее процесс социализации детей строится с детьми, которые имеют какие-либо психические отклонения. Им часто бывает некомфортно в кругу людей, они не уверены в себя, боятся порицания и презрения. Важно, чтобы такие дети уже были готовы к условиям школьной среды еще до его вхождения в неё. Данную роль в значительной степени играют сами родители, приобщая детей к социуму с раннего детства, а в последствие, учреждения дошкольного образования, детские сады также должны выстраивать специальные коррекционные программы адаптации детей с ОВЗ.

Социализация детей с ОВЗ происходит путем применения различных приемов коррекции их поведения, регуляции их психологического состояния в школе и в семье. Социализация детей с ОВЗ будет происходить намного эффективней при использовании максимального количества инструментов и приёмов. Для того чтобы учебное заведение могла провести коррекционную работу необходим высококвалифицированный педагогический состав образовательного учреждения, компетентного ввопросах социализации детей с ОВЗ и практический опыт работы педагогов и психологов с такими детьми. Для наиболее эффективного процесса социализации применяют различные приемы и технологии, в том числе здоровьесберегающие технологии.

Помимо этого, школа должна иметь специальное техническое оснащение для детей с ОВЗ, напримерМОУ СОШ с. Хмелевка имеет необходимую техническую и материальную базу, школе созданы условия для обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их способностями, интересами, состоянием здоровья и запросами родителей.Школа полностью отвечает всем современным стандартам обучения и готова к образованию детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья средствами здоровьесберегающих технологий в сельской школе.

Для детей с ОВЗ процесс социализации строится на многих важных аспектах, основным направлением деятельности социализации принято считать возможности здоровьесберегающих технологий. Учитывая состояние здоровья таких детей, здоровье для них порой играет первостепенную роль, и именно оно дает гарантию успешной социализации. Именно поэтому процесс социализации неразрывно связан с здоровьесберегающими технологиями.

Зздоровьесберегающий процесс обучения строится на получении знаний гигиены, физиологического строения и потребностей организма, психологических возможностей и эмоционального настроя. Также процесс обучения включает в себя получения знаний о определенных инструментах, которые помогают контролировать своей здоровье, поддерживать и сохранять его, распространять свои навыки и убеждения на отгружающих, прибегать к агитации здорового образа жизни, распространяя свой положительный опыт. По мнению автора, процесс здоровьесберегающего обучения должен закончиться сформировавшейся культурой здоровья школьника.

Основной ориентир данных технологий нацелен на то, чтобы сохранить и поддержать с ОВЗ. При этом весь процесс здоровьясбережения должен происходить строго на основании эмоциональной и психологическом здоровье школьников. Данный процесс подразумевает коллегиальную работу учителей и родителей ребёнка. Данные технологии строятся на трех основополагающих базовых элементах: это обучение, воспитание, оздоровление.

Важно объединять эти три важные элемента, чтобы процесс обучения был сопряжен с воспитательными элементами и оздоровительными процедурами, ведь для эффективного обучения важно чтобы у детей было хорошее здоровье, без значительных отклонений, которые не помешают им при развитии и формировании необходимых компетенций.