Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INVESTMENT DEVELOPMENT OF THE REGION AS A FACTOR OF SOCIAL AND ECONOMIC STABILITY AND SECURITY

1
1 Surgut State University
The issues concerning the investment activity of KhMAO-Yugra are considered, special attention is paid to the indicators determining the degree of investment activity of the region (investment attractiveness of the region). Investment security acts as the main component of the economic security of any type of territory. The favorable investment climate depends on the risks and threats, respectively, the fewer risks and threats in the investment sphere of the region, the more favorable the investment climate will be, contributing to the increase of investment attractiveness, activity and economic security of the region.
financial security
investment process
investment activity
socio-economic development
investments in fixed assets

Актуальность: инвестиционное развитие региона является ключевым фактором социальной и экономической стабильности и безопасности. Вложения капитала в различные отрасли экономики региона способствуют росту производственных мощностей, увеличению производства и, как следствие, созданию новых рабочих мест. В свою очередь, это повышает уровень жизни людей и повышает социальную стабильность, что является важным фактором для уменьшения напряженности в обществе и обеспечения благополучия. Кроме этого, инвестиционное развитие является фактором обеспечения безопасности региона. Развитие экономики и повышение уровня жизни жителей способствует уменьшению преступности и улучшению социальной среды в регионе. Все это в свою очередь повышает привлекательность региона для инвесторов и вкладывающих средства в проекты развития, что благоприятствует дальнейшему развитию экономики и повышению уровня жизни населения.

В современной экономической политике России инвестиции выступают ключевым звеном, определяющим решение комплекса проблем развития страны и ее регионов, модернизации экономики и осуществления структурных сдвигов, внедрения современных достижений технического прогресса, повышения показателей экономической безопасности.

Регионы Российской Федерации отличаются большим разнообразием географического положения, природно- климатических условий, демографической ситуации, потенциалом развития. Самостоятельность и безопасность региональных систем в экономическом плане во многом зависит от социально-экономического потенциала, размеры и структура которого определяют место региона в территориальном разделении труда, конкурентоспособность производимых в регионе товаров и услуг, а также способствуют комплексному социальному и экономическому развитию региона. Возможности для устойчивого развития региона зависят от его совокупного потенциала, чем больше потенциал — тем больше возможностей для устойчивого развития, обеспечения своей экономической самостоятельности и безопасности имеет регион.

Экономическая безопасность — это набор условий и факторов, обеспечивающих достойные условия жизнедеятельности индивида, социально-экономическую и военно- политическую стабильность общества и государства, способность противостоять влиянию внешних и внутренних угроз (согласно ФЗ «О безопасности»)

Экономическая безопасность состоит из множества элементов, которые взаимосвязаны между собой и в совокупности обеспечивают стабильное функционирование экономики изащиту ее от угроз. Вместе с тем, системообразующей, на мой взгляд, является финансовая

безопасность. Финансовая безопасность играет важную роль для регионов. Регионы должны иметь финансовую стабильность, чтобы обеспечить развитие своей экономики, устойчивое социально-экономическое развитие и высокий уровень жизни своих жителей, она очень важна, поскольку обеспечивает экономическое развитие региона, защиту интересов его жителей и способность региона к адаптации к изменяющимся экономическим условиям ивызовам. Одним из факторов, способствующим финансовой безопасности, являются инвестиции в основные фонды. Инвестиции чрезвычайно важны для финансирования экономического роста и обеспечения экономической безопасности. Одной из актуальных проблем российской и региональной экономики - дефицит инвестиционных ресурсов. Многие регионы обладают богатой минерально- сырьевой базой, трудовыми и интеллектуальными ресурсами, но при этом не имеют достаточных финансовых ресурсов.

Одним из ведущих в системе важнейших экономических показателей для региона должен быть объём вовлекаемых в экономику инвестиционных ресурсов.

 

Диаграмма 1

Структура инвестиций по основным видам деятельности, %

Согласно диаграмме за рассматриваемый четырехлетний период в структуре инвестиций большую часть занимает добыча полезных ископаемых - около 85%

Экономическая безопасность региона напрямую связана с объёмами реального инвестирования, обновлением основного капитала, оживлением инвестиционной активности, повышением эффективности инвестиционных процессов. Инвестиционны процессы – пусковые, именно они являются толчком к развитию экономики региона, к активности хозяйствующих субъектов, во многом определяя ход других экономических процессов.

Таблица 1 Объем инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации Ханты-Мансийскому автономному округу, миллионов рублей

Способ оценки

2018

2019

2020

2021

2022

в фактически действовавших ценах

 

930 721

 

986 456

 

1 006 037

 

1 056 856

 

1 329 382

в сопоставимых

ценах к уровню 2018 года

930 721

966 166

1 007 044

973 163

1 270 919

За рассматриваемый период (2018-2022 гг.) инвестиции в основной капитал в регионе ХМАО увеличились с 930 721 до 1 329 382 млн.рублей. То есть общая сумма

инвестиций в основной капитал по рассматриваемому региону в ценах фактических периодов повысилась на 398 661 млн.рублей - это 42,8 % роста. Однако, в сопоставимых ценах к уровню 2018 года все немного иначе, общая сумма инвестиций в основной капитал по рассматриваемому региону повысилась с 930 721 до 1 270 919 млн.руб., общая сумма инвестиций повысилась на 387 882 млн.рублей - процент роста составил 36,6 %.

Ежегодно в среднем инвестиции в основной капитал региона составляли 1 061 890,4 млн.рублей, что указывает на высокий уровень инвестиционной привлекательности (так как относится к категории - группа IC3 (подтвержден), то есть высокая инвестиционная привлекательность – третий уровень - согласно аналитическому отчету Национального рейтингового агенства - X ежегодная оценка инвестиционной привлекательности регионов России).

В 2020 году объём инвестиций в округ составил 19,4% всех инвестиций России. Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составил 63,4%, привлеченных средств – 36,6%, из которых 0,6% – средства федерального бюджета.

Диаграмма 2

Максимальный рост инвестиций в сопоставимых ценах наблюдался в 2022 году исоставил 297 756 рублей от уровня предыдущего года, в 2021 году наблюдалось снижение инвестиций на 33 881 рублей относительно объема инвестиций 2020 года. Ежегодно инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах росли на 85 034,5 млн.рублей, что составило 8,1% ежегодного роста. Если сравнивать с общероссийскими показателями, то максимальный рост инвестиций наблюдался в 2022 году - 4 625 729,8 млн.рублей, минимальный в 2020 году и

составил 1 064 704 рублей. Ежегодно инвестиции росли на 2520 805, 375 млн.рублей, что составило 11,9% ежегодного роста. Но, конечно же, первоеместо по инвестициям занимает Москва, в экономику которой было вложено в 2021 году 1,7трлн рублей, что на 20% больше, чем годом ранее. Или 13% всех российских инвестиций.Причем темп роста в 20% сохраняется уже второй год подряд. Для сравнения, в 2015 году онсоставлял всего 9,4%. Всего за 4 года объем вложений в столичную экономику вырос в 1,85 раза.

Югра входит в группу регионов-лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в России (по итогам 2020 года регион занял шестое место, поднявшись сразу на восемь ступеней) – сообщает единый официальный сайт государственных органов Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

Главным вектором инвестполитики на 2022 губернатор Наталья Комарова обозначила инвестиции в инфраструктуру, так как именно развитие инфраструктуры является основой для привличения любых инвестиций. Важно принять решения в отношении эффективных масштабных инфраструктурных проектов. Перспективными эксперты посчитали 16 направлений: нефтегазохимия, добыча углеводородного сырья, горнопромышленный комплекс, электроэнергетика, промышленность строительных материалов, АПК, лесопромышленный и металлургический комплексы, машиностроение и ремонтоборудования, судостроение, информационные технологии, переработка ТКО, ЖКХ, туризм, креативные индустрии и низкоуглеродная экономика. «Если посмотреть на перспективы, то надо сказать, что задача по повышению инвестиций на 70 % к 2030 году в целом достижима.

В общем эти 16 направлений при полной реализации их потенциала действительно дают такой прирост инвестиций», – сообщил Дмитрий Рябых. По словам представителя ГК

«Альт Инвест» Дмитрия Рябых, основой для благосостояния Югры в далеком будущем могут стать два направления – крупных с точки зрения инвестиционного потенциала, но и связанных с рисками: горнопромышленный комплекс и низкоуглеродная экономика.

Таким образом, можно сказать о том, что те условия по ведению инвестиционной политики, которые создаются в регионе Югра, а также действия Правительства автономного округа, безусловно, нацелены на стимулирование инвестиций во все сектора экономики региона и повышения его инвестиционной привлекательности. Ханты-Мансийский автономный округ–Югра – динамично развивающийся регион России, обладающий рядом конкурентных преимуществ – это богатые природные ресурсы, мощный экономический потенциал, высокий кадровый и научно-технический потенциал. При этом следует отметить, что как и влюбом субъекте России, в Югре существует ряд проблем и факторов, ограничивающих развитие региона.

Острой проблемой развития региона явялется высокая зависимость от отраслей, связанных с добычей и переработкой нефти и газа. А это в свою очередь, может привести к тому, что регион будет оставаться уязвимым к колебаниям цен на энергоресурсы и изменениям в мировом спросе на нефть и газ. Географическое расположение автономного округа тоже играет свою роль. Суровый природный климат не вызывает большого доверия у инвесторов, ресурсы которых необходимы субъектам инвестиционной деятельности для реализации инвестиционных проектов. Кроме перечисленного к проблемам автономного округа можно отнести и ограниченную инфраструктуру. Югра находится в далеком от центра России месте и имеет ограниченную транспортную инфраструктуру, особенно для передвижения на большие расстояния, а также недостаточное разнообразие экономики региона. Инвесторы могут быть неохотны инвестировать в регион, имеющий узкую экономическую специализацию.