Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

STUDYING THE FEATURES OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF YOUNGER

Butorina O.N. 1 Dmitrievskaya L.-. 2
1 Municipal Budgetary Educational Institution Severoonezhskaya school
2 Northern Arctic Federal University «SAFU», Arkhangelsk
Abstract: this article discusses the concept of "interpersonal relationships", "harmonious interpersonal relationships", psychological and pedagogical characteristics of younger adolescents, as well as the features of the manifestation of interpersonal relationships of younger adolescents. Subject of research: features of interpersonal relationships of younger adolescents. The object of the study: interpersonal relationships of younger adolescents. The following methods were used in the study: the study of literature and other sources on the research problem, synthesis, generalization; testing, observation; pedagogical experiment (ascertaining), methods of qualitative and quantitative data processing. The purpose, object and subject of the study determined his hypothesis: interpersonal relationships of younger adolescents can be harmonious if the features of this process are studied.
keywords: younger teenager
interpersonal relationships
harmonious interpersonal relationships
teacher
communication

Человек не может существовать без общества и взаимодействия с другими людьми в любом возрасте. Взаимодействия людей с окружающим их миром складываются в целую систему отношений. Их отражением являются межличностные отношения.

По словам С.Л. Рубинштейна «...первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека» [1, с. 99].

В педагогике и психологии умение строить межличностные отношения является важным вопросом, а также сам процесс воспитания людей, умеющих осуществлять продуктивные межличностные отношения и осваивать разные социальные роли, способных к эмпатии и рефлексии. Таким образом, вопрос изучения межличностных отношений – актуальный и важный вопрос педагогики и психологии. Особенно часто данная проблема в научных трудах поднимается на примере построения межличностных отношений среди детей. Так, этой проблемой в своих трудах занимались такие педагоги и психологи, как А.С. Макаренко, Я.К. Коломенский, Б.Н. Волков, А.Н. Леонтьев, Ю.П. Платонов, Г.М. Андреева, И.С. Кон и др.

Отметим, что развитие межличностных отношений в коллективе формируется в ходе общения. Именно оно является важной и неотъемлемой составляющей гармоничного развития личности каждого ребёнка, формирует отдельных психический функций и процессов психики детей.

Каждая личность в системе межличностных отношений осознает себя только в одной реальности, «здесь и сейчас», в системе отношений с другими личностями. Однако содержание таких отношений выступает в каком-либо из видов общественных отношений. Как следствие, межличностные отношения определяются тем или иным видом социальной деятельности. Отчасти социальную детерминированность межличностных отношений можно выявить через анализ ролевых позиций [2, с. 265].

То, как каждый строит межличностные отношения, определяет место в социуме или в отдельном коллективе. Чем успешнее это происходит, тем более значимое место человек занимает в обществе, тем больше в нём развиваются лидерских качеств. При этом успешность даёт каждому ощущать удовлетворение самим собой, от общения, а также создаёт эмоциональное благополучие.

Межличностные отношения – это непосредственные связи и отношения, которые создаются ежедневно между людьми в процессе общения, в том числе и косвенного. Успех в построении межличностных отношений проявляется в их гармоничности.

Отношения между членами какого-либо коллектива могут быть гармоничными или дисгармоничными. Гармония межличностных отношений представляет собой взаимную удовлетворенность отношениями, постоянный диалог, открытость, контакт, настрой друг на друга, заботу о благополучии партнера, отказ от всякого манипулятивного контроля и стремления к превосходству над ним, включение в самоценный контакт [3, с. 56]. Соответственно дисгармония межличностных отношений проявляется в отсутствии понимания, наличия контакта, наличии закрытости, нежелании общаться, быть вовлечённым в диалог.

Подростковый возраст представляет собой период онтогенеза, являющийся переходным периодом жизни человека, начиная от полового созревания до взрослости, и относится к числу кризисных возрастов. В современной возрастной периодизации подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 15-16 лет. Всем известно, что подростковый возраст относят к сложному времени, когда подросток проходит процесс взросления, приобретает жизненный опыт, а также сталкивается с рядом сложностей. Всё усугубляют возникающие на пути взросления сложности: переживания, кризисы, эмоциональная нестабильность, конфликтность и пр. Именно в этом возрасте дети начинают анализировать свои поступки, действия других людей, а также давать себе оценку как внешне, так и внутренне. Именно эти отличительные черты подросткового возраста могут вызвать высокий уровень тревожности и страха, что чаще всего приводит к замыканию в себе, боязни быть непонятым или осуждаемым.

В психологической науке получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков, проведены исследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подростков, особенностям воли, нравственным представлениям, мотивам деятельности подростков, многообразию факторов, влияющих на их развитие (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.С. Кон, С.В. Кривцова, Б.В. Кайгородов, А.М. Прихожан, Д.Б. Эльконин и др.) [4, с.42]. По мнению В. Штерна, в каждом подростке заложено стремление к значимости и признанию, в результате чего у него выражена потребность доказать свою значимость через конфронтацию с семьей, школой и авторитетами. Согласно К. Грооса, у подростков выражено «влечение к борьбе», которое проявляется в драчливости, тяге к соревнованию со сверстниками, противоречию и радикализму [4, с.15]. Это проявляется уже в первый период, именуемый младшим подростковым возрастом.

Уже с 11 лет начинаются конфликты, связанные, например, с выбором друзей, проблемами в обучении, несоответствии подростка ожиданиям родителей в целом [5, с.59].

Ш. Бюллер отмечает, что, важным в подростковом возрасте является созревание половых функций и половая идентификация. По мнению ученого, подростковый возраст представляет собой негативную фазу юношеского периода, которому свойственны тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, не подкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями [4, с.15].

Согласно концепции Д.Б. Эльконина, подростковый возраст связан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. По мнению ученого, центральным новообразованием в подростковом возрасте является возникновение чувства взрослости. В результате которого ребенок подросткового возраста начинает чувствовать себя взрослым, отвергает свою принадлежность к детям, требует признания своей взрослости и права на самостоятельность. Но так как стремление подростка к взрослости в большей степени сопряжено с получением прав, а не обязанностей взрослого человека, у него возникает чувство неудовлетворения данной потребности, что приводит к критическим проявлениям этого возраста [5, с.14].

Большое значение для развития личности в подростковом возрасте, по мнению Е.А. Левановой, является коллектив сверстников и общественное мнение, благодаря этому опыту у подростка возрастает понимание значения коллективных отношений, расположение товарищей, их оценка [4, с.16].

Любое нарушение в сфере взаимоотношений со сверстниками остро переживается. Как отмечает В.В. Столин, самооценка своего места в социуме играет одну из главных ролей в формировании личности подростка, определяя в значительной степени социальную адаптацию и дезадаптацию, являясь регулятором поведения и деятельности [6, с.38].

В подростковом возрасте тревожность вызывают боязнь проявлений собственной несостоятельности (я не могу, у меня не выйдет). При этом наиболее часты мысли о том, что такая несостоятельность проявится «при всех», публично.

Свойственна подросткам и сензитивность или повышенная чувствительность. Уровень сензитивности индивидуален.

Часто подросток воспринимает жизнь как время, наполненное опасностями и тревогами. Также тревожность и неуверенность подростка существенно снижает уверенность в себе, самооценку. Часто подросткам свойственна мнительность, а затем подозрительность и недоверие к другим и, как следствие, замкнутость, одиночество.

Естественным итогом развития всех негативных факторов жизни подростка является явная агрессия, которая подкрепляется эмоциональными всплесками, характерными данной возрастной группе. Агрессия, проявляемая подростком, является той защитной реакцией, с помощью которой он старается спрятать страх, неуверенность в себе, спрятанные обиды на окружающих.

Таким образом, младший подростковый возраст характеризуется появлением конфликтов со взрослыми из-за желания детей быть самостоятельными, появляется юношеский максимализм, эгоцентричность. В младшем подростковом возрасте имеет место ощущение неуверенности, агрессивности, повышенной тревожности, что серьёзно влияет не только на становление личности ребёнка, но и на сам процесс социализации и построении межличностных отношений как среди сверстников, так и со взрослыми, включая родителей. Подростковый возраст – период беспрерывного формирования личности, который ляжет в основу преставления человека о себе, мире, общепринятых нормах.

Построение межличностных отношений в детском коллективе зависят от социального статуса семьи, в которой живёт ребёнок, от его физического и психического здоровья, гармоничного или дисгармоничного развития, но и, конечно, от конкретной возрастной группы.

Ни для кого не секрет, что чаще всего девочки быстрее проходят процесс взросления, часто в классе девочки выглядят старше мальчиков. Это также влияет на то, как стремятся строить отношения девочки. Они стараются общаться со старшими, ощущая себя полноценно девушками, а не девочками. Поэтому зачастую именно девочки неадекватно оценивают себя и свои возможности, заводят сомнительные знакомства с подростками старшего возраста, чтобы показать свою взрослость и особенность. Однако несмотря на это мальчикам тоже свойственны серьёзные изменения в поведении. Так, потребность быть авторитетом в коллективе становится сильнее, хочется быть более самостоятельным, происходит конфликт между мотивационно-предметной и потребностной сферой деятельности. Такой конфликт возникает из-за появляющейся тесноты учебной деятельности. Также мальчики всё острее понимают, что мнение сверстников для них становится важнее. Например, если раньше урок физической культуры был просто игрой, то сейчас фактически все младшие подростки стремятся не упасть в грязь лицом, показаться успешными и неуязвимыми. Для мальчиков свойственен подростковый максимализм: желание сделать что-то уникальное и фактически сверхъестественное сильно увеличивается. Доказательством этого является количество трагических смертей среди мальчиков-подростков, которые хотели подражать романтическим героям фильмов, книг и комиксов, делая необдуманные поступки, экстремальные вещи. То есть мальчики ради позиции лидера, героя не ощущают инстинкт самосохранения, часто серьёзно рискуют жизнью, чтобы через экстремальный поступок пробить место в лидеры и стать легендой.

Отметим, что девочки-подростки уже в младшем подростковом возрасте более эмоционально нестабильны. Им свойственны эмоциональные всплески, частые беспочвенные конфликты с родителями, старшими членами семьи, другими подростками и в целом возникновение конфликта с малознакомыми людьми в обыденных ситуациях. Однако нельзя говорить об отсутствии эмоциональности у мальчиков-подростков. Она также присутствует, но, как правило, в меньшей степени. Конечно, эта черта зависит и от личностных особенностей подростка.

Важно сказать, что помимо неадекватной и завышенной самооценки, эгоцентричности (особенно проявляется у девочек по отношению к свой внешности, осознание своей красоты и начала расцвета), у ряда подростков уже в период младшего подросткового возраста может быть и рост пессимизма, подавленности и пассивности. Это может быть не только у мальчиков, которые могут в этот период остановиться в росте в сравнении со сверстницами, но и у девочек, которые уже обращают внимание на школьников противоположного пола из старших классов. Поэтому такая черта тоже будет влиять на тот тип межличностных отношений, который будет свойственен в большей степени мальчикам или девочкам.

Таким образом, построение межличностных отношений напрямую связано с возрастом, гендерной принадлежностью, а также теми особенностями возраста, которые наиболее типичны для возрастной группы.

Итак, Я.Л. Коломинский выделяет несколько типов межличностных отношений среди подростков:

- пассивно-положительные отношения. Такой тип отношений выбирают спокойные и чаще пассивные дети, выбирающие нейтральную позицию в коллективе. Конечно, такой тип будет свойственен как девочкам, так и мальчикам. Однако если говорить про младший подростковый возраст, то чаще всего именно современные мальчики выбирают более спокойную и нейтральную сторону, в этом возрасте могут согласиться и иногда уступить в пользу другого человека. Чаще всего мальчики не так сильно хотят в этом возрасте углубляться в переживания сверстника, чтобы проявить эмоции.

- эгоистические отношения. В таком типе все проблемные ситуации подросток решает лишь в свою пользу. Такой тип свойственен девочкам, так как в этом возрасте эмоциональность выше мальчиков, поражение переживается очень болезненно.

- конкурентные отношения. В таком типе отношений подросток вовлечён в конфликт, углубляется в ситуацию, демонстрируя своё преимущество, значимость в решении конфликта или какой-либо спорной ситуации. Конкурентные отношения больше свойственны мальчикам, которые хотят занять своё место в коллективе, не упустить возможность показать своё отношение и превосходство. Такие лидерские мужские качества часто уже проявляются с младшего подросткового возраста, к тому же сфера общения в этом возрасте расширяется, часто мальчики в этом возрасте посещают спортивные секции, где такой тип отношений в спорте часто можно заметить.

- личностный тип отношений. Подросток в этом типе отношений показывает открыто интерес к сверстнику, он вовлечён в его жизнь и какие-либо значимые моменты как эмоционально, так и практически. Выбор друга подросток с таким типом отношения делает без сомнений и огорчений. Иногда дети сравнивают результаты своей деятельности открыто, однако не затрагивают личные качества сверстника, выбранного в качестве друга и союзника. Такой тип может быть свойственен как девочкам-подросткам, так и мальчикам. Зачастую такие дети относятся к принятым, а также к тем, кого выбрали и признали более сильные по характеру одноклассники. В такой ситуации коллектив мальчиков чаще принимает более спокойных, иногда новичков в классе, чем коллектив девочек. Женский коллектив чаще в таком случае выбирает конкурирующие отношения, нежели принимает новичков и заинтересовывается ими, строя новые взаимоотношения.

- неустойчивый тип отношений. В этом типе отношений нет устойчивой и определённой стратегии поведения. Таким образом, последний тип может включать разные стратегии: конкурентную, а иногда личностную и пр. Однако в таком типе присутствует эмоциональная включённость. Данный тип свойственен именно подросткам, так как часто они меняют своё отношения к сверстникам, могут сначала не контактировать с другим человеком, а затем заинтересоваться и проявлять эмоции. Иногда даже сначала раздражающие сверстники потом могут стать именно в подростковом возрасте близкими друзьями [7, с. 101].

Таким образом, особенностями проявления межличностных отношений среди подростков выступают: отсутствие какой-либо одной стратегии при построении межличностных отношений, часто это какая-то роль, которую может играть подросток с тем или иным человеком,
вовлечённость подростка в общение как эмоционально, так и практически, систематические конфликты, так как многие в этом возрасте стремятся к лидирующей позиции в коллективе, часто агрессивно её выигрывают, эгоистичность в общении, часто эгоцентризм, важность, чтобы в обществе на подростка обращали внимание, а иногда и некоторая пассивность, даже безразличие к тому, кто в коллективе, так как подросток не желает быть вовлечённым в дела коллектива, остаётся закрытым.