Актуальность темы исследования обоснована реализацией Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, основная цель которого - определение основных направлений развития воспитания, механизмов и ожидаемых результатов, обеспечивающих становление российской гражданской идентичности, патриотизма, укрепление нравственных основ, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа.
В соответствии с целью одной из приоритетных задач является формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей, адаптации и интеграции воспитательных возможностей образовательных, патриотических, спортивных, научных, и экскурсионных, туристических и других организаций [4].
Происходящие изменения в образовании связаны с ориентацией на цифровую трансформацию содержания, где отмечается взаимосвязь цифрового контента образования с осмыслением цифровых технологий в оценке их влияния на психологическое и социальное здоровье детей.
Существуют исследования, посвященные проблеме воспитания детей в условиях, когда Интернет предоставляет новые риски и новые возможности.
Ученые Н.Б. Трофимова и Е.М. Беспаленко считают, что медиаграмотность – это одно из условий конструктивного общения детей в социальных сетях, способствующее их социализации. Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми инструментов, обеспечивающих доступ к цифровой информации, развивает критический анализ содержания информации и прививает коммуникативные навыки, содействует подготовке детей к позитивному и ответственному использованию ими информационных и коммуникационных технологий [5].
Ромм Т. А., Ромм М. В. провели анализ особенностей воспитания детей в условиях цифровизации, на основании чего предложили эффективные направления воспитательной практики [3].
И.В. Дубровина с психологической точки зрения выделила задачи воспитания детей и формирования их личности в условиях информационного общества такие как, например, эмоциональное, духовное развитие, овладение накопленным человечеством опытом культурных достижений, развитие нравственных чувств и эмоционального интеллекта, способностей к полноценному общению и др. [1].
А.В. Плешаков отмечает что в киберпространстве достаточно часто происходит самообман, иллюзии, мнимая киберсоциализация пользователей, уводящая их от реальной жизнедеятельности. Проблема в том, что у детей часто блокируется способность развиваться в реальном социальном пространстве, они удовлетворяются мнимыми успехами, достижениями, общением, избегая неудач в реальной жизни. Формирование мотива избегания неудач в свою очередь предшествует отсутствию у ребенка инициативы и самостоятельности, избеганию ответственных заданий, неадекватной оценке своих возможностей [2].
Анализ литературы позволил определить цель исследования – изучение проблем воспитания детей в эпоху социальных сетей.
Задачи: провести теоретический анализ процесса управления воспитанием детей в условиях киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет; выявить особенности влияния социальных сетей на воспитание детей; выявить особенности и механизмы появления негативных и позитивных последствий процессов информатизации и сетевизации.
Для решения задач были использованы общенаучные методы анализа научной, научно-методической, научно-практической литературы.
Результаты исследования и их обсуждение
Теории о влиянии социальных сетей на воспитание и формирование личности ребенка, описанные в работах И.В. Дубровиной, А.В. Плешакова, Т.А. Ромм, М.В. Ромм, Н.Б. Трофимовой, Е.М. Беспаленко и др. Авторами отмечено, что увеличивается количество пользователей сетью Интернет за счет роста объемов информации в Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения разнообразных потребностей современного человека. Однако существуют риски социальных сетей.
Для профилактики и снижения рисков негативного воздействия кибербулинга на ребенка Трофимова Н.Б. и Беспаленко Е.М. разработали комплекс обучающих кейсов [5].
А.В. Плешаков констатирует факт возрастающей стрессогенности факторов социальной среды. По мнению автора, виртуальное пространство, представленное социальными сетями и всемирной сетью Интернет, компьютерными играми воспринимается ребенком как «не настоящее» на сознательном и на подсознательном уровнях. Не разграничивая реальность и виртуальность, дети не чувствуют опасности, не могут критически отнестись к позитивному и негативному в социальных сетях [2].
Т.А. Ромм и М.В. Ромм социализацию в цифровом пространстве связывают с изменением роли социальных институтов в жизни человека, с проблемой безопасности жизни человека, в том числе в социальных сетях. Ученые поднимают вопрос о доступности информации антинравственного свойства, о низком уровне культуры общения в сети, о проблемах формирования ценностей у детей, формирования девиантных форм поведения в социальной сети, затруднениями индивидуализации развития [3].
Следовательно, позитивное социальных сетей на воспитание детей заключается в следующем: возможность общения с теми людьми, которые находятся в других городах и странах; знакомство с новыми людьми; знакомство с культурой разных стран; изучение иностранных языков; быть участников групп с совпадающими интересами; использовать социальные закладки, позволяющие пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов; использовать социальные каталоги в академической сфере; использовать социальные электронные библиотеки позволяющие оставлять ссылки на коллекции, книги, аудиозаписи и т. п.; создавать социальные медиахранилища - сервисы для хранения медиафайлов и др.
Риски и опасности социальных сетей в воспитании детей достаточно велики. Назовем основные, требующие контроля и управления: раскрытие информации о человеке; кибербулинг; психосоматические расстройства на почве зависимости от общения в социальных сетях; «страхи», вызываемые социальными сетями: различные домогательства и конфиденциальность информации; распространение спама; возможность потери личной информации; создание негативного имиджа; интернет-зависимость; наличие следующих форм проявления девиантного поведения: хакерство, нарушение режима секретности, диффамация, кибертерроризм, вербальная агрессия и др.; вытесняется реальное общение; развивается парадокс дружбы; зависимость от компьютерных игр и др.
Таким образом, можно сделать вывод о влиянии социальных сетей на воспитание детей. Проблема воспитания детей в эпоху социальных сетей вытекает из проблемного поля. Изучение и анализ проблемного поля позволяет определить проблемы воспитания детей и пути их возникновения. В связи с этим можно определить ключевые проблемы и найти пути решения. В заключение можно обозначить следующие проблемы воспитания детей: развитие личности ребенка, реализация его уникальных личностных возможностей, подготовка к жизни; воспитание базовых нравственных ценностей; профессиональная ориентация с опорой на способности и задатки; формирование гражданской идентичности и патриотизма; воспитание культуры здоровья; формирование позитивной самооценки и мотива достижения успеха; социокультурные проблемы современного образования. Решение этих проблем будет успешным, если будут реализованы модели взаимодействия учреждений науки, образования, управления образованием, соотношение инвариантных и вариативных компонентов образования, Стратегия развития воспитания, обеспечено психологическое сопровождение образования.