Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE STUDY OF DELINQUENT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

Serebryakova D.M. 1 Yaroshevich E.S. 2
1 NARFU named after M. V. Lomonosov,
2 NARFU named after M. V. Lomonosov
adolescence
teenager
delinquent behavior
offense
crime

Изменения, которые произошли в современном обществе в последние годы, вскрыли много проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения в подростковом возрасте. Очевидно, что современные подростки отличаются от тех, какими они были ещё несколько лет назад [3]. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.

Нами было принято решение, провести исследование на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Коношеозерская средняя школа им. В. А. Корытова»,

Исследование проводилось в двух группах. В нём принимало участие 30 человек в возрасте от 14 до 17 лет (обучающиеся 8–11 классов).

Основываясь на данных других научных статей и для определения детей и подростков группы риска делинквентного поведения мы использовали следующую методику:

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (А. Н. Орел) – 8–11 классы.

В первую группу вошли 9 юношей и 8 девушек, во вторую 8 юношей и 7 девушек.

Результаты были проанализированы по каждой из 7 шкал и представлены ниже.


Таблица 1

Итог по шкале №1 «Установка на социальную желательность»

Склонность

Мальчики

Девочки

Всего

 

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

Выражено

6

1

4

2

10

3

Не выражено

2

6

2

4

4

10

В пределах нормы

1

1

0

1

1

2

Таблица 2

Итог по шкале №2 «Шкала склонности к преодолению норм и правил»

Склонность

Мальчики

Девочки

Всего

 

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

Выражено

4

0

0

0

4

0

Не выражено

3

5

4

4

7

9

В пределах нормы

2

1

2

3

4

7

Таблица 3

Итог по шкале №3 «Склонность к аддиктивному поведению»

Склонность

Мальчики

Девочки

Всего

 

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

Выражено

5

1

4

0

9

1

Не выражено

2

4

1

5

3

9

В пределах нормы

2

4

1

2

3

6

Таблица 4

Итог по шкале №4 «Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению»

Склонность

Мальчики

Девочки

Всего

 

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

Выражено

3

0

1

0

4

0

Не выражено

4

3

4

5

8

8

В пределах нормы

2

5

1

2

3

7

Таблица 5

Итог по шкале №5 «Шкала склонности к агрессии и насилию»

Склонность

Мальчики

Девочки

Всего

 

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

Выражено

3

0

1

0

4

0

Не выражено

1

1

2

2

3

3

В пределах нормы

5

7

3

5

8

12

Таблица 6

Итог по шкале №6 «Шкала волевого контроля эмоциональных реакций»

Склонность

Мальчики

Девочки

Всего

 

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

Выражено

7

2

4

0

11

2

Не выражено

1

4

1

4

2

8

В пределах нормы

1

2

1

3

2

5

Таблица 7

Итог по шкале №7 «Шкала склонности к делинквентному поведению»

Склонность

Мальчики

Девочки

Всего

 

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

Выражено

8

1

0

0

8

1

Не выражено

1

5

4

2

5

7

В пределах нормы

0

2

2

5

2

7

Таблица 8

Склонность к основным формам отклоняющегося поведения у обучающихся 8–11 классов МБОУ «Коношеозерская СШ им. В. А. Корытова»

Название шкалы

Выражено

Не выражено

В пределах нормы

1

Шкала установки на социальную желательность

13

14

3

2

Шкала склонности к преодолению норм и правил

4

16

11

3

Шкала склонности к аддиктивному поведению

10

12

9

4

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушительному поведению

4

16

10

5

Шкала склонности к агрессии и насилию

4

6

20

6

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

13

10

7

7

Шкала склонности к деликвентному поведению

9

12

9

Таким образом, полученные в ходе диагностики данные, представленные в таблице 8, по «Методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (авт. А.Н. Орел), позволяют сделать вывод о том, что на делинквентное поведение большое влияние оказывает семья, в которой проживает несовершеннолетний, его окружение, социальный статус. Из результатов нашего исследования видно, что дети, находящиеся в социально – опасном положении или находящиеся в трудной жизненной ситуации в большей степени склонны к проявлениям делинквентного поведения.