Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) является одной из систем национальной экономики и безопасности страны, определяет валовой внутренний продукт и обеспечивает занятость населения. Предприятия ОПК отличаются от предприятий других отраслей наличием характерных особенностей: зависимость от госзаказа, специфический характер выпускаемой продукции, высокий уровень наукоемкости производства, внедрение уникальных методик и технологий. Несмотря на высокие требования к качеству изготавливаемой продукции существуют проблемы в области обеспечения качества оборонной продукции, к ним относятся: недостаточное количество квалифицированного персонала на производстве ОПК (в том числе, и в службе качества); физический и моральный износ оборудования; нацеленность на выполнение сроков госзаказа, а не качества; при оценке поставщика выбор в пользу цены, а не качества и др. [1].
Таким образом, на сегодняшний день повышение качества продукции ОПК является важнейшей национальной проблемой, от решения которой во многом зависит экономическая независимость и обороноспособность страны. Для решения большинства проблем по обеспечению качества продукции на предприятиях ОПК создается система менеджмента качества (СМК). Согласно постановлению Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 2386 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.06.2022 № 1144) лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов является наличие СМК, созданной и функционирующей согласно требованиям стандартов серии ИСО 9000 и государственных военных стандартов.
СМК для предприятий ОПК – это часть общей системы управления, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества производимой оборонной продукции и оказываемых услуг. Цель разработки и внедрения СМК согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ РВ 0015-002-2020 – это достижение долгосрочного успеха путём максимального удовлетворения запросов государства, сотрудников, владельцев и общества [2]. СМК должна быть разработана, внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии, а также постоянно улучшаться. СМК базируется на процессном подходе выполнения требований заинтересованных сторон (Министерство обороны Российской Федерации и др.), в том числе для удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований, достижения намеченных результатов, устойчивого успеха, уверенности в способности постоянно поставлять оборонную продукцию и услуги, соответствующие требованиям договоров, возможности отвечать на вызовы окружающей среды, влияющие на репутацию организации. Менеджмент осуществляется через планирование, организацию, обеспечение необходимыми ресурсами, измерение, контроль, мониторинг, анализ, оценку и повышение результативности деятельности предприятия. Анализ источников литературы [1-3] позволил сформулировать основные цели разработки и внедрения СМК на предприятиях ОПК (рисунок 1).
Рисунок 1 – Основные цели разработки и внедрения СМК на предприятиях ОПК
СМК предприятий ОПК обычно имеет двухуровневую организационную структуру. Первый уровень включает высшее руководство, подразделения администрации, управление организации ремонта, реконструкции и строительства основных фондов, инженерно-технический центр, управление по материально-техническому снабжению и комплектации, базу производственно-технического обслуживания и комплектации, транспортное управление. Второй уровень включает СМК, функционирующие в обособленных структурных подразделениях, осуществляющих основные виды деятельности.
Высшее руководство должно нести ответственность за обеспечение: разработки политики и целей в области качества; результативность СМК; доступность ресурсов, необходимых для СМК; соответствия установленным требованиям СМК; достижения СМК намеченных результатов; улучшения и совершенствования СМК. Типовая структура документированной информации СМК для предприятий ОПК приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Типовая структура документированной информации СМК на предприятии ОПК
В Руководстве по системе менеджмента должна быть определена область распространения и область сертификации данной системы, а также обоснованы принятые исключения из требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015. В Руководстве также должны быть описаны основные элементы системы, их взаимодействие и даны соответствующие ссылки на документированные процедуры, карты процессов, действующие в компании стандарты и другие документы, разработанные для обеспечения функционирования системы. Кроме того, на предприятиях ОПК должны быть документированы, внедрены и поддерживаться не только политика в области качества, но и политика в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности на производстве – это стратегические документы, в которых изложены задачи и основные направления деятельности и развития в области качества, охраны окружающей среды, охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, официально сформулированные высшим руководством.
СМК должна распространяться на производство продукции военного назначения, оказание услуг по приёмке, хранению и отпуску материально-технических ресурсов и т.п. Для обеспечения достижения политики и целей в области качества, выполнения требований, предъявляемых к СМК, поддержания в рабочем состоянии и постоянного её улучшения осуществляется планирование развития и внедрения изменений таким образом, чтобы обеспечить сохранение целостности данной системы. При этом организация, построение и обеспечение функционирования СМК на предприятиях ОПК должно базироваться на основных принципах (рисунок 3).
Рисунок 3 – Основные принципы организации, построения и обеспечения функционирования СМК на предприятиях ОПК
СМК на предприятиях ОПК предполагает выполнение необходимых функций и способов изготовления оборонной продукции, обеспечивающих достаточную эффективность, рентабельность и выполнение требований госзаказчика. Руководители всех подразделений несут ответственность за реализацию политики в области качества, проводят постоянную работу по подготовке и повышению квалификации кадров, обеспечивают поддержание и улучшение качества выпускаемой продукции. СМК охватывает деятельность всех подразделений и служб. Ежегодно на основании политики и целей в области качества, руководители подразделений должны определять цели в области качества подразделения на текущий год. Пример оформления целей приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Цели в области качества подразделений (форма)
Цели в области качества цеха/отдела на 20___ г. |
|||||
Цели в области качества |
Мероприятия по достижению целей |
Необходимые ресурсы |
Срок выполнения |
Ответственный исполнитель |
Критерии оценки результатов |
|
|
|
|
|
|
Цели в области качества подразделений должны: быть согласованными с политикой в области качества; быть конкретными и, по возможности, содержать измеримый результат; быть измеримыми, когда результат измеряется числовым значением или, в случае, когда это невозможно или нецелесообразно, качественным показателем; быть достижимыми, предполагающими возможность получения запланированного результата за счет имеющихся внутренних и внешних ресурсов; быть связанными с обеспечением соответствия продукции и услуг и повышением удовлетворенности потребителей; учитывать применимые требования; подлежать мониторингу; быть доведенными до работников; актуализироваться по мере необходимости. При планировании действий по достижению целей в области качества определяется: что должно быть сделано; какие потребуются мероприятия и ресурсы; кто будет нести ответственность; когда эти действия будут завершены; каким образом будут оцениваться результаты. При проведении анализа результатов достижения целей в области качества оцениваются результативность мероприятий и достаточность ресурсов, предназначенных для достижения запланированных целей. При недостаточной результативности мероприятий по достижению целей в области качества должны планироваться и реализовываться корректирующие действия. Организацию работ по функционированию и совершенствованию СМК в подразделениях должны осуществлять уполномоченные по СМК. Уполномоченные по СМК обычно назначаются из числа опытных и квалифицированных, инициативных ИТР, способных решать вопросы функционирования и совершенствования СМК. В своей работе уполномоченный по СМК (начальник БТК, ОТК) руководствуется требованиями документации СМК и совместно с руководителем подразделения (цеха, отдела) несет ответственность за:
– организацию четкой работы подразделения в соответствии с действующими документами СМК;
– обеспечение понимания политики в области качества всеми работниками оборонного предприятия;
– проведение анализа и оценки показателей СМК, обеспечивающих качество продукции, планирование и реализацию корректирующих действий по результатам анализа и предоставление данной информации в отдел технического контроля;
– поддержание в порядке и сохранности документов СМК.
Работы по планированию, обеспечению, управлению, поддержанию и улучшению качества изделий в общем случае на предприятиях ОПК должны проводиться по основным направлениям, представленным на рисунке 4.
Рисунок 4 – Основные направления работы по планированию, обеспечению, управлению, поддержанию и улучшению качества изделий в СМК на предприятиях ОПК
С целью систематического контроля и анализа деятельности подразделения, поддержания и повышения установленного уровня качества продукции должны проводится дни качества. Основной задачей дней качества является всестороннее рассмотрение проблем, связанных с качеством продукции, принятие решений, направленных на устранение и предупреждение несоответствий оборонной продукции установленным требованиям. На днях качества подразделений рассматриваются замечания и претензии по качеству выпускаемой продукции, причины допущенных отклонений и несоответствий от требований КД, ТД, НД, имевших место в процессе изготовления изделий, поступившие рекламации, замечания и предложения на выпущенную продукцию от эксплуатирующих организаций и другие вопросы, касающиеся обеспечения качества.
Анализируя данные [3, 4] необходимо отметить, что с целью определения перспектив развития предприятия ОПК в своей деятельности должны использовать одновременно несколько систем управления, т.е. должна иметь место интеграция систем менеджмента. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
– отлаженная работа предприятия возможна только при условии управления качеством функциональных подразделений предприятия (кадры, экология, охрана труда и др.), что предполагает одновременное внедрение нескольких стандартов качества (ГОСТ Р ИСО 14001-2016, ГОСТ Р ИСО 45001-2020, ГОСТ Р ИСО 31000-2019 и др.);
– одновременное внедрение нескольких стандартов способствует минимизации рисков, укреплению сильных сторон деятельности предприятия ОПК;
– документальное подтверждение соответствия оборонной продукции и процессов двум и более стандартам способствует формированию имиджа предприятия, укреплению бренда, повышению конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;
– параллельное внедрение нескольких стандартов качества позволяет сбалансировать работу всего предприятия, повысить качество менеджмента.
Формирование интегрированной системы менеджмента (ИСМ) на предприятиях ОПК обусловлено рядом преимуществ, которые представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Преимущества внедрения ИСМ в деятельность предприятий ОПК
Создание и внедрение ИСМ позволят предприятию ОПК: оптимизировать свою деятельность; повысить производительность; усилить акцент на удовлетворенности потребителей; достичь и стабилизировать высокое качество оборонной продукции; выполнить требования госзаказа; повысить конкурентные позиции на внутреннем и внешних рынках. Таким образом, анализ современных систем управления качеством на предприятиях ОПК позволил сделать следующие выводы:
– применение ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ РВ 0015-002-2020 регламентировано законом, а использование других систем не обязательно и носит рекомендательный характер;
– внедрение ИСМ играет важную роль при формировании имиджа и бренда предприятия ОПК, позволит обеспечить доверие к предприятию со стороны государства;
– внедрение ИСМ обеспечит предприятию выход на новые рынки, расширит географию сбыта продукции военного назначения и создаст конкурентные преимущества при получении госзаказа.