В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Внимание - это сосредоточенность психической деятельности человека на определенных объектах, имеющих стабильное или ситуативное значение для человека, концентрация психики (сознания), предполагающая повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Актуальность. Любая человеческая деятельность требует концентрации и сосредоточенности. Непременным условием любой деятельности является внимание, поэтому внимание является важнейшим условием протекания всех психических процессов.
Внимание - это сосредоточение умственной деятельности на определенных объектах или явлениях реальности, когда оно отвлекается от всего остального.
Зрительное внимание является важным аспектом познавательной деятельности. Для более успешного развития зрительного внимания во время объяснения и во время учебной деятельности, эмоциональной разрядки необходима смена приемов; сочетание слова учителя с использованием наглядности; использование таких дидактических, настольных, настольно-печатных и словесных игр.
Якутские настольные игры - один из самых доступных видов игровой деятельности, помогающий воспитать разностороннюю личность, способную не только общаться, налаживать взаимодействие с другими людьми, но и развивать самого себя, человека с хорошей памятью, вниманием, выразительной речью, инициативностью и эстетическим вкусом.
Якутские настольные игры интересны своей эстетической стороной, красочностью, теплотой и формой; они позволяют детям заинтересовать легкостью освоения. Эти игры интеллектуальны, но не требуют умственного перенапряжения. Детям также интересны якутские настольные игры, потому что они оригинальные, красочные, потому что подобных игр нигде нет, и многим нравится их соревновательный характер, возможность проверить свои силы.
Развитие зрительного внимания детей стало оперативной необходимостью, поскольку со временем, с возрастом, это психологическое качество закрепляется. И если она недостаточно развита, это может повлиять на обучение и поведение ребенка: рассеянному, невнимательному дошкольнику трудно выполнять работу, поставленную воспитателем. Такие дети пассивны, им трудно общаться с окружающими. Поэтому уже в дошкольном возрасте, для нормального психического развития детей, необходимо создать все условия для развития их внимания.
Важной особенностью внимания является то, что оно обеспечивает избирательность протекания психических процессов и является формой организации познавательной деятельности. В то же время само по себе внимание не является самостоятельным процессом, оно является частью других процессов и не имеет собственного содержания [4].
Согласно Л. С. Выготскому, внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее концентрации на относительно узкой области (действия, объект, явление) [3].
В дошкольном возрасте внимание обладает рядом специфических особенностей, знание которых важно для организации образовательного процесса с детьми. У детей старшего дошкольного возраста внимание все еще очень неустойчиво, так как у них нет внутренних средств саморегуляции.
Л.С. Выготский отмечал, что важнейшей предпосылкой развития внимания в старшем дошкольном возрасте является развитие речи у детей. Использование языка как средства направления внимания и указания на носителя идей важно для педагогики [3].
Автор указывает, что изначально процессы внимания направляются речью взрослого и действуют для старшего дошкольника скорее как процессы внешней дисциплины, чем саморегуляции. В этом возрасте элементарная форма произвольного внимания возникает под влиянием самоинструкций, а иногда и при поддержке внешних вспомогательных средств. Постепенно, используя обычные средства овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок старшего дошкольного возраста приходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.
Н.В. Ляудис считает, что развитие внимания в дошкольном возрасте происходит от достижения цели, поставленной взрослым, к контролируемому решению задач, поставленных самим ребенком [5].
В старшем дошкольном возрасте, в целом, внимание и его качественные характеристики более развиты, чем по сравнению с детьми младшего возраста. В то же время, подчеркивает Л. И. Баскакова, развитие внешне опосредованного внимания идет гораздо быстрее, чем развитие внимания в целом, особенно естественного внимания. В старшем дошкольном возрасте наступает определенный переломный момент в развитии, который характеризуется тем, что внешне опосредованное внимание постепенно начинает превращаться во внутренне опосредованное, и со временем эта форма внимания занимает главное место среди других его видов [1].
Ф. Н. Гоноболин считает, что внимание ребенка старшего дошкольного возраста относительно длительное и стабильное, что проявляется в его деятельности. Ребенок приобрел некоторый опыт в управлении своим вниманием, его деятельности. Объем и стабильность, переключаемость и концентрация внимания увеличиваются к концу старшего дошкольного возраста. Однако даже здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки "ребячества". Внимание детей раскрывает свои наиболее совершенные черты только тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны ребенку. Все свойства внимания к старшему дошкольному возрасту активно развиваются [4].
Как отмечают многие исследователи, внимание приобретает определенные качества в зависимости от деятельности, в которой оно проявляется и формируется, в зависимости от того, как этой деятельностью управляют.
Развивать внимание можно в процессе направления внимания на занятиях, упражнениях, а также в дидактических играх. В работах А. К. Бондаренко, Д. В. Менжерицкой отмечается целесообразность использования дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста [2,6].
Проблемой изучения зрительного внимания на протяжении многих десятилетий занимались и продолжают заниматься отечественные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Н.Н. Ланге, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн и многие другие. Но, как и прежде, проблема изучения зрительного внимания у дошкольников актуальна и требует дальнейшего совершенствования.
Зрительное внимание является важным аспектом когнитивной деятельности. Для более успешного развития зрительного внимания необходимо: во время объяснения и в ходе учебной деятельности необходима эмоциональная разрядка, смена приемов; сочетание слова учителя с использованием наглядности; использование таких дидактических игр в развитии зрительного внимания, как игры с предметами, настольными играми и играми в слова [7].
Игра - важнейший вид детской деятельности, выполняющий широкие общеобразовательные социальные функции[7].
Якутские настольные игры - это разновидность игр с правилами, специально созданных педагогикой с целью обучения детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Начало формы
Конец формы
Среди многообразия дидактических игр, используемых в дошкольном возрасте, особое место принадлежит настольным играм[7].
.Якутские игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народов, отражением этноса в целом и истории его развития. В то же время это также отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способность мыслить, расцвет воображения. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. Как редкие праздники, так и отдых после тяжелого трудового дня не могли обойтись без массовых игр, соревнований на силу и ловкость.
Якутские национальные игры отражали особенности менталитета и мировоззрения народа, которые были основаны на почитании и культе природы, сохраняющемся до сих пор. Происхождение игр тесно связано с образом жизни народа саха, видами традиционного земледелия: прежде всего, коневодством, скотоводством, а также охотой, рыбной ловлей. Якутский народ отражал многие процессы своей жизнедеятельности таким образом, через игру. В то время особенно ценились сильные руки, меткий глазомер, ловкость, спокойствие, скромность и самообладание. Следовательно, в играх хабылык и хаамыск долгое время преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость. Многие игры не служили развлечением для детей, они также имели важное образовательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей. Печатные настольные игры - это разновидность дидактических игр, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе.
Якутские настольные игры как предмет исследования и объект практического использования рассматривались многими выдающимися педагогами (К.Д. Ушинский, Е.Х. Водолазова, Е.А. Покровский и др.). Обоснование необходимости использования народных игр в воспитании дошкольников дано в работах педагогов Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, В.И. Прокопенко и др. Многофункциональная природа народных игр раскрывается в работах академика Г.Н. Волкова, который рассматривает их в моральном, эстетическом и физическом аспектах.
В данное время, в МБДОУ ЦРР д/с 1 №Ньургуьун» Верхневилюйском улусе широко используем якутские настольные игры в учебной и самостоятельной деятельности на развитие зрительного внимания у старших дошкольников. В каждой группе размещены разные народные настольные игры, которые сделаны своими руками. Игры очень популярны среди детей старшей группы. Предлагаем познакомиться с такими играми как: «Саха иьитин тан», «Собери картинки», «Лото», «Чудо шашки», «Лабиринт по якутским сказкам», развивающая игра из фетра «Ус олонхо дойдута», «Домино с якутскими узорами», Лэпбук «Путешествие в страну Олонхо», игра «Сонор», хабылык (лучинки), хаамыска (камешки), баайа (волчок), тырыынка (палочки), тыксаан (фишки) и другие.
Мы, пришли к выводу, что можно и нужно играть в якутские настольные игры детям дошкольного возраста, так как:
- настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию любого народа.
- настольные игры народов имеют глубокие корни.
- они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности, в том числе память, зрительное внимание, воображение.
-они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.
- только в Якутии хабылык и хаамыска развиты как спортивный вид, есть Федерация настольных игр.
- это универсальный и доступный всем спорт.
- лучший способ досуга – это народные настольные игры. Игровой отдых может принести больше пользы, чем полное безделье.
- нам удалось привлечь детей, организовали небольшие соревнования.
- для детей дошкольного возраста используем самые упрощенные варианты таких игр.