В статье рассматривается специфика профессиональной деятельности воспитателя детского сада и анализируется опыт работы по развитию зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста путем дидактических игр.
Актуальность полноценного развития детей дошкольного возраста всегда имеет важную роль. Память- важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности, сохранение и передачу исторического, культурного, индивидуального опыта и генетической информации.
В дошкольном возрасте, память является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки времени психического развития: не мышление, и в частности, не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка.
Проблема развития зрительной памяти у детей занимает особое место в системе познавательных процессов, объединения восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
Развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр будет осуществляться более эффективно, если:
- подобрать дидактические игры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего дошкольного возраста;
- организовать целенаправленную и систематическую работу по развитию зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Наше исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад «Кэнчээри» с.Намы Булунского района. В качестве испытуемых приняли участие 12 воспитанников старшего дошкольного возраста.
На данном этапе исследования был выявлен уровень развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством следующих методик из сборника «Психодиагностика детей дошкольных учреждений», автор составитель Е.В. Доценко:
1. Методика «Определение объема зрительной памяти»;
2. Методика «Запомни рисунки».
При использовании методики «Определение объема зрительной памяти» детям поочередно предлагали каждый из двух рисунков.
После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получал трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые
он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливалось среднее количество линий, которое он воспроизводил
по памяти правильно. Правильно воспроизведенной считается линия, длина
и ориентация которой ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).
Методика «Запомни рисунки» предназначена для определения объема зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получили картинки, на которых представлены девять разных фигур.
Им предложили запомнить картинки и затем узнать на другой картинке.
На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые дети до сих пор не видели. Необходимо было узнать
и показать на второй картинке только те изображения, которые ребенок видел на первой из картинок.
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирали из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывали вторую картинку.
Целью формирующего этапа эксперимента является реализация комплекса дидактических игр с целью развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий эксперимент представлен разработанным комплексом дидактических игр по развитию зрительной памяти, который реализовывается в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста.
Нами был разработан комплекс дидактических игр по развитию зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Календарный план проведения комплекса дидактических игр по развитию зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста
№ |
Название игры |
Цель |
Материал |
1 этап |
|||
1 |
«Сложи так же» |
Развитие зрительной памяти |
Палочки |
2 |
«Украсим петушка по образцу» |
Развитие зрительной памяти, внимания |
Цветное изображение петушка, контурные изображения петушка по количеству детей. Цветные карандаши |
3 |
«Соберем урожай» |
Развитие зрительной памяти, способности анализировать каждый объект по форме, величине, цвету |
Плоскостные изображения двух корзинок разного цвета, наборы изображений овощей и фруктов разного размера, цвета, формы, с разными деталями, геометрические фигуры, соответствующие и не соответствующие по цвету и размеру овощам и фруктам, изображение белки на фланелеграфе |
2 этап |
|||
12 |
«Нарисуй картинку» |
Развитие зрительной памяти, внимания |
Изображения различных предметов – домов, деревьев, цветов и т.д. – на фланелеграфе. Каждому изображению соответствует несколько вариантов, отличающихся цветом, формой, величиной, размером, деталями |
13 |
«Запомни и назови» |
Развитие зрительной памяти, внимания |
4 серии карточек (размером 29х30 см) по 4 в каждой. На первой картинке всех серий изображен единичный предмет, окрашенный не более, чем в 5 цветов; на второй – единичный предмет с разнообразными деталями и цветовыми сочетаниями; на третьей 2-3 предмета с использованием 5-6 цветов; на четвертой – натюрморт из 5-8 предметов, окрашенных в 5-6 цветов |
Для достижения эффективного развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста предполагается организовать дидактические игры в два этапа.
1 этап – дидактические игры – простые по содержанию, включающие специально организованно восприятие и обучение приемам запоминания и припоминания.
2 этап – дидактические игры, направленные на использование и совершенствование приемов запоминания и припоминания.
Цель первого этапа игр: организация целенаправленного восприятия (пространственное расположение предметов, величина, цвет), обучение целенаправленному запоминанию и припоминанию.
Цель второго этапа игр: совершенствование и самостоятельное использование приемов запоминания и припоминания детьми в играх.
Таким образом, важно развивать зрительную память у детей старшего дошкольного возраста, так как более интенсивно она развивается именно в этом возрасте.