Наше психическое развитие возможно только потому, что у нас присутствует способность сохранять, то есть запоминать полученные нами ранее знания и опыт в течение нашей жизни. Без памяти человек не смог существовать и жить. Каждый день человек живет и запоминает все события своей жизни. Благодаря памяти человек способен накапливать информацию, структурировать ее превращая ее в навыки и умения, которые он использует в дальнейшей своей жизни. Память играет важную роль не только в жизни отдельного человека, но и всего человечества в целом. Веками человечество накапливало целую историю развития и становления общества, мира и цивилизации в целом. Только благодаря памяти мы можем узнать историю всего мира, которую для нас оставили наши предки [1].
Таким образом, память предоставляет целостное развитие личности человека, принимает на себя одну из главных ролей в системе познавательных процессов. Память нужна человеку почти так же как воздух, без нее невозможно социальное адаптирование и существование человека в общем. Цель работы: провести теоретическое исследование памяти как психического процесса.
Современная наука, включая генетику и молекулярную физиологию, разрабатывает ряд гипотез о механизмах памяти.
Согласно одному из низших механизмов памяти, биотоки в нервных клетках автоматически обновляются.
Согласно другой механизм памяти связан с важной ролью в формировании следов памяти нуклеиновых кислот (особенно рибонуклеиновой кислоты - РНК) в белках нейронов [2, с 80].
Следовательно, память - это также психический процесс, с помощью которого человек может сохранять прошлый опыт и конкретные действия, направленные на хранение, хранение и воспроизведение информации. Память выполняет две основные функции: отражательную и регулятивную [3]
Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание информации.
Запоминание - это обобщенное название процессов, обеспечивающих сохранение материала в памяти. Сохранение - это этап обработки информации в памяти, характеризующийся длительным хранением воспринимаемой информации в скрытом состоянии сознания. Узнавание - это опознание воспринимаемого объекта через осознание того, что он уже известен из прошлого опыта. Воспроизведение - процесс в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Забывание - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а иногда даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта [4].
Обращаясь к видам памяти, можно выделить несколько видов классификации видов памяти по индивидуальному критерию, таким образом мы рассмотрим такой критерий как по особенностям запоминаемого материала:
· Моторная (двигательная) память - это запоминание, сохранение и при необходимости воспроизведение различных движений, их координации и последовательности. Двигательная память лежит в основе различных практических навыков (ходьбы, письма и т.д.).
· Эмоциональная память - память на переживания, эмоции и чувства. Эмоции всегда сигнализируют нам о том удовлетворяются наши потребности или нет, насколько нам комфортно, как складываются наши отношения с окружающим миром. Поэтому пережитые раннее и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, которые либо побуждают нас к действию, либо наоборот удерживают от тех действий, которые в прошлом вызывали отрицательные переживания [5, c 283].
· Образная память - память на различные сенсорно-перцептивные образы (воспринятое раньше воспроизводится в форме представлений). В зависимости от преобладания того или иного типа представлений образную память разделяют на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.
· Словесно-логическая память - запоминание и воспроизведение мыслей, которое построено на причинно-следственной связи между заученными элементами. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие в нашем мышлении, мы запоминаем содержание прочитанных книг, разговоры с людьми. Характерной чертой этого типа памяти является то, что мысли не существуют без языка. Если мы запоминаем информацию с помощью словесно-логической памяти, то нам не нужно запоминать точные формулировки, мы можем запомнить только смысл материала.
Наш психический мир разнообразен и многогранен. Благодаря высокому уровню развития психики мы можем многое. Напротив, психическое развитие возможно, потому что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Таким образом, память - это сложный психический процесс, который состоит из запечатления, сохранения, а затем распознавания и воспроизведения следов прошлого опыта, что позволяет накапливать информацию без потери предыдущих знаний, навыков и способностей