Актуальность
Мас-реслинг становится все более популярным видом спорта, не только в Республике Саха (Якутия) но и далеко за ее пределами. Так же мас-реслинг включен в реестр национальных видов спорта России В тренировочном процессе по мас-рестлингу силовая подготовка, воспитание силы спортсменов является одним из главных моментов, но сила силой без технико-тактических действий даже самый сильный спортсмен может проиграть. Для совершенствование технико-тактической подготовленности мас-рестлера в период общефизической подготовки должен быть включен комплекс упражнений, представляющий собой многообразие упражнений: с тренажерами, гирями, штангой, тяжестями, упражнения в сопротивлении и отягощении с партнером и т.д. [16, С.45].
Цель исследования - Совершенствование технико-тактических действий школьников в мас-рестлинге с применением технического устройства.
Задачи исследования
1) Анализ научно-методической литературы, касающийся данной темы;
2) Выявить физическую подготовленность школьников 15-17 лет занимающихся мас-рестлингом;
3) Экспериментально проверить совершенствование технико-тактических действий школьников занимающихся мас-рестлингом с применением модифицированного тренажера «Нижняя блок тяга», и разработать критерии оценки сформированности технико-тактических действий;
Гипотеза - Предполагалось, что использования модифицированного тренажера «нижняя тяга» позволит качественно повысить технико-тактические действия спортсменов.
Методы и организация
Исследования проводилось с 8 сентября 2021 по 20 августа 2022 года в с.Борогонцы на базе МБОУ "Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №2, среди учащихся 15 – 17 лет занимающихся мас-рестлингом. В эксперименте участвовали 10 учащихся.
Для достижения цели работы и решения поставленных задач нами использовался ряд методов исследования:
1. Анализ, обобщение материалов исследования;
2. Педагогический эксперимент;
3. Математико-статистические методы обработки полученных результатов;
При помощи модифицированного тренажера «Блог тяга» экспериментально проверили сформированность технико-тактических действий школьников, занимающихся мас-рестлингом до и после эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение
На констатирующем этапе педагогического эксперимента провели анализ определения уровня сформированности технико-тактических действий спортсменов в мас-рестлинге с применением модифицированного тренажера «Нижняя тяга». При этом время выполнения технико-тактических действий ограничивалось 10 с, так как в среднем продолжительность схваток во время соревнований равна 7,7 – 10,2 с.
Анализ полученных результатов исследования позволил определить средние показатели выполнения технико-тактических действий спортсменами, принимавшими участие в эксперименте.
Таким образом, средние показатели спортсменов весовой категории до 70 кг были
следующими: во время выполнения Технико-тактических действий «тяга в стойке» (вес тренажера 70 % от максимальной тяги) – 6,6 раз, ТТД «обратная тяга» (вес тренажера 30 % от макс. тяги) – 11,2 раз, ТТД «Ушницкий» (вес тренажера 30 % от макс. тяги) – 11,4раз.
Таблица 1
Дифференцированные шкалы для оценки сформированности технико-тактических действий констатирующем этапе.
Приемы, атаки |
«Ушницкий» |
«Тяга в стойке» |
«Обратная тяга» |
||||||||||||||
Оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
5 |
4 |
3 |
2 |
5 |
4 |
3 |
2 |
|
||||
До70кг |
11 |
8-10 |
5-7 |
До 4 |
7 |
5-6 |
3-4 |
До 2 |
11 |
8-10 |
6-7 |
До 5 |
|
||||
1. |
А.Р.К |
8 |
5 |
6 |
|||||||||||||
2. |
Б.А.М |
9 |
5 |
7 |
|||||||||||||
3. |
Е.А.Ф |
7 |
4 |
5 |
|||||||||||||
4. |
З.А.Т |
8 |
3 |
5 |
|||||||||||||
5. |
П.А.Г |
10 |
4 |
6 |
|||||||||||||
6 |
К.В.М |
9 |
5 |
5 |
|||||||||||||
7 |
Т.А.Н |
7 |
6 |
6 |
|||||||||||||
8 |
С.П.П |
8 |
5 |
7 |
|||||||||||||
9 |
Ш.И.В |
9 |
4 |
8 |
|||||||||||||
10 |
Г.П.С |
7 |
4 |
9 |
|||||||||||||
Результаты тестирования группы испытуемых, представленные в таблице 1, дают исходные данные для разработки системы оценок достижений в тестах. Эта система основана на так называемых сопоставительных нормах, разрабатываемых с учетом средних величин и стандартных отклонений по результатам комплекса тестов. В данном случае за средний уровень нормы на основе сигмовидного шкал, где 2 – низкий, 3 – средний, 4 – выше среднего, 5 –высокий
Для повышения технико-тактических действий у школьников, занимающихся мас-рестлингом в учебно-тренировочном процессе и для дальнейшей успешной соревновательной деятельности нами были предложены ряд физических упражнений на модифицированном тренажере (нижняя тяга)
Таблица 2
физические упражнения на модифицированном тренажере для развития технико-тактических действий, ЧГИФКиС, 2021-2022 г.
№ |
Физические упражнения |
Методические указания |
Дозировка |
1 |
Развивать технико-тактическое действие «исходное положение до старта» (быстрый старт, при сильном напоре – натягивании, при равной тяге в наклоне). |
1. ноги на ширине плеч, согнуты в коленных суставах, не соединять во время наклона туловища, туловище держать прямо. Каждый раз менять хват (внутренний, наружный, правый, левый), менять расстояние палки на стороне соперника от 5 до 15 см.
|
3 подхода, по 5раз |
2 |
Выполнение натягивание палки на свою сторону и постепенное отпускание до доски опоры с удерживанием. |
1. ноги на ширине плеч, согнуты в коленных суставах, не соединять во время наклона туловища, туловище держать прямо. Каждый раз менять хват (внутренний, наружный, правый, левый), менять расстояние палки на стороне соперника от 5 до 15 см.
|
3 подхода, по 8- 10раз |
3 |
Выполнение подъемов туловища от пола на 10 − 20 см из положения сидя из различных исходных положений до старта. |
1. ноги на ширине плеч, согнуты в коленных суставах, туловище держать прямо. Каждый раз менять хват (внутренний, наружный, правый, левый), менять расстояние палки на стороне соперника от 5 до 15 см, активно работают ноги и тазобедренный сустав, приземляемся медленно |
4 подхода, постепенно увеличивая время подхода 30, 40, 50,60 сек.
|
4 |
Выполнение «тяги в стойке» из различных исходных положений до старта по команде «Бэлэм!» (Внимание!) – натягивание и удержание палки над доской опоры, по команде «Чэ!» (Старт!) – быстрая «тяга в стойке». |
1. ноги на ширине плеч, согнуты в коленных суставах, туловище держать прямо. Каждый раз менять хват (внутренний, наружный, правый, левый), менять расстояние палки на стороне соперника от 5 до 15 см, активно работают ноги и тазобедренный сустав, приземляемся медленно |
4 подхода, постепенно увеличивая время подхода 40, 50,60 сек. Последний подход выполняется на максимальное время. |
5 |
«Выполнение действия против хвата «Ушницкий» из различных исходных положений до старта со сгибанием рук, наклонами и поворотом туловища. |
1. ноги на ширине плеч, согнуты в коленных суставах, туловище держать прямо. Каждый раз менять хват (внутренний, наружный, правый, левый). |
3 подхода 5-8 раз, потом меняем хват палки. |
6 |
Выполнение действия против хвата «обратная тяга» из различных исходных положений до старта со сгибанием рук, наклонами и поворотом туловища. |
1. ноги на ширине плеч, согнуты в коленных суставах, туловище держать прямо. Каждый раз менять хват (внутренний, наружный, правый, левый). |
3 подхода 5-8 раз, потом меняем хват палки. |
7 |
Выполнение действия против хвата «попеременная тяга руками» из различных исходных положений до старта со сгибанием рук, наклонами и поворотом туловища. |
1. ноги на ширине плеч, согнуты в коленных суставах, туловище держать прямо. Каждый раз менять хват (внутренний, наружный, правый, левый). |
3 подхода 5-8 раз, потом меняем хват палки. |
Проведенный педагогический эксперимент подтверждает эффективность внедрения в учебно-тренировочный процесс мас-рестлеров составленного комплекса упражнений, что выражается в достоверном улучшении показателей (см. таблица 2).
Таблица 3
Дифференцированные шкалы для оценки сформированности технико-тактических действий на формирующем этапе.
Приемы, атаки |
«Ушницкий» |
«Тяга в стойке» |
«Обратная тяга» |
|||||||||||
Оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
5 |
4 |
3 |
2 |
5 |
4 |
3 |
2 |
|
|
До70кг |
11 |
8-10 |
5-7 |
До 4 |
7 |
5-6 |
3-4 |
До 2 |
11 |
8-10 |
6-7 |
До 5 |
|
|
1. |
А.Р.К |
9 |
6 |
9 |
||||||||||
2. |
Б.А.М |
11 |
7 |
11 |
||||||||||
3. |
Е.А.Ф |
9 |
6 |
9 |
||||||||||
4. |
З.А.Т |
8 |
5 |
10 |
||||||||||
5. |
П.А.Г |
11 |
5 |
8 |
||||||||||
6 |
К.В.М |
9 |
6 |
11 |
||||||||||
7 |
Т.А.Н |
9 |
7 |
10 |
||||||||||
8 |
С.П.П |
10 |
6 |
8 |
||||||||||
9 |
Ш.И.В |
8 |
5 |
9 |
||||||||||
10 |
Г.П.С |
9 |
4 |
9 |
Таким образом, после педагогического эксперимента у всех представителей показатели значительно выросли, что позволило улучшить полученные оценки за тестирование технико-тактических действий. В среднем по группе до педагогического эксперимента уровень соответствовал 68 % ниже среднего, 32% выше среднего.
Распределение спортсменов данной группы после эксперимента было следующим: больший процент спортсменов в мас-рестлинге продемонстрировали 56 % средний уровень, 35 % уровень выше среднего и 11% высокий уровень.
Анализируя полученные оценки за выполнение тестов спортсменами контрольной и экспериментальной групп, приходим к выводу о том, что спортсмены в мас-рестлинге улучшили свои показатели во всех трех упражнениях.