Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SCHOOL ADAPTATION AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

1 1
1
The article deals with the school adaptation of students. School adaptation is considered as a psychological and pedagogical problem. The process of adaptation is the most important moment in the formation of a child as a subject of educational activity. Firstly, because in the course of adaptation to school, the child receives orientation in the system of behavior, which for a long time determines the future fate of his development. Secondly, during this process, a student team is formed with a certain level of socio-psychological cohesion.
adaptation
maladaptation
psychological and pedagogical problem
educational and social maladaptation

Актуальность исследования. Процесс адаптации - важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Во-первых, потому, что в ходе адаптации к школьному обучению ребенок получает ориентацию в системе поведения, что надолго определяет дальнейшую судьбу его развития. Во-вторых, в ходе этого процесса формируется ученический коллектив с определенным уровнем социально-психологической сплоченности. Взаимоотношения в школьном классе выступают мощным средством привлечения личности ребенка к новым социальным функциям, культуры, нормам поведения, характерных для школы. Самым важным является то, что процесс привыкания к школьной жизни и ее условиям является сложным. Одни дети проходят этот процесс легко без психических травм, а другие достаточно сложно, вследствие чего и вытекает проблема «школьной дезадаптации».

Объект исследования – процесс изучения школьной адаптации.

Предмет – диагностические инструментарии школьной адаптации.

Цель исследования – изучить школьную адаптацию как психолого-педагогическую проблему.

С учетом цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- раскрыть сущность и понятие термина «адаптация»;

- изучить диагностические инструментарии школьной адаптации.

- проанализировать методику школьной адаптации детей.

Изучению адаптации посвящено множество исследований и теоретического (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Г.А. Балл, Ж. Пиаже, Г. Селье, А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн и др.), и практического направления (В.А. Энгельгардт, Н.Г. Кджанян, Б.Д. Парыгин, Л.Г. Почебут, В.А. Чикер и др.). За последние 10-15 лет осуществлен ряд исследований, которые углубили, расширили и несколько разнообразили знания по этому вопросу.

Учитывая разнообразие подходов к изучению адаптации, появляется необходимость периодического анализа ее сущности и содержания как категории психологической и педагогической науки, что позволит понять современное состояние исследования вопроса, его особенности и определить пути дальнейшего развития. Также заслуживает внимания проблема слишком широкого толкования явления адаптации.

Адаптация является одной из важнейших научных проблем. Это подтверждает то, что еще в 1865 году впервые встал в научном мире вопрос адаптации. Тогда Г. Ауберт ввел термин «адаптация», который начал использоваться в литературе. Сначала под адаптацией понимали изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям [15, с. 45]. Указанное свидетельствует о том, что к зарождению научной психологии, вопрос об актуальности адаптации изучали ведущие физиологи того времени. И неудивительно, что в результате почти 150-летней истории исследования указанный вопрос получило широкое и основательное изучение.

Одновременно широта исследований приобрела такой размах, что сформировались принципиально разные подходы к изучению этого вопроса. Так, последние теоретические исследования указывают на значительное расхождение в взглядах относительно выделения научных подходов.

С.М. Кулик, которая осуществила анализ подходов исследования адаптации, отличает следующие основные подходы: биофизиологические, психологический, информационно-коммуникативный [7, с. 98].

А.Н. Галус опирается на видение А.Г. Мороза и указывает, что адаптация происходит на двух уровнях: первый (низший) - в сфере отношений «организм - природная среда» (характеризуется биологическими ими закономерностями, однако находится под влиянием социальных условий, которые не регулируют отношений между человеческим организмом и природной средой, но модифицируют существенные закономерности этой взаимодействия) и второй (высший) - в сфере отношений «личность - социальная среда» (характеризуется взаимоотношениями личности и социума и отличается от биологической адаптации) [5, c. 38].

На основании изложенного целесообразно осуществить обобщение. Так, мы считаем, что наиболее основательным, прагматичным и систематизированным является видение выделенных научных подходов С.М. Кулик. Другие результаты теоретического исследования научных подходов отражают только отдельные аспекты адаптации и представлены у С.М. Кулик.

В условиях Тойбоховской школы адаптация рассматривается как процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности, социальному окружению.

Выделим наиболее распространенные периоды риска возникновения учебной и социальной дезадаптации у детей и подростков:

1. Этап адаптации первоклассников к школьному обучению.

2. Период адаптации к обучению в 5 классе.

3. Период адаптации на этапе перехода к профильному обучению (8-9 класс) Адаптация первоклассников к школе – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Переход из начальной школы в среднюю является вторым кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в пятом классе происходит резкое изменение условий обучения.

Проблемы адаптации могут быть вызваны сменой учебных предметов, их новым – содержательным наполнением. Основным фактором, определяющим трудности новых условий – это появление предметного обучения, новых педагогов, многообразие учебных требований. Характерными признаками являются состояние непонимания, смысловая неопределенность, нервно-психическое напряжение.

Таблица 1 - Рекомендуемый диагностический инструментарий

Наименование методики

Назначение

Рекомендации по

применению

Схемы экспертной оценки адаптированности ребенка к школе (для учителей и родителей) В.И.Чирковой

 

Анализ динамики поведенческих, аффективных и социально- психологических характеристик, позволяющих оценить адаптированность школьника

(1 класс)

Проводится путем заполнения педагогами (родителями) бланков с описанием основных параметров.

Анализ результатов- психологом и учителем.

Методика определения школьной дезадаптации (Л.М.Ковалева, Н.Н.Тарасенко)

Определение уровня дезадаптации младших школьников

(1 класс)

Экспертная оценка учителем с последующим анализом психологом

ГИТ (Групповой интеллектуальный тест

Выявляет уровень интеллектуального развития детей, в том числе 4-5 класса.

Может использоваться для оценки эффективности школьного обучения, изучения причин неуспеваемости и др.

(4-5 класс)

Проводится фронтально, возможен

индивидуальный вариант

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Выявление уровня интеллектуального развития обучающихся 8-9 классов.

Диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами учебной

деятельности.

Проводится фронтально, возможен

индивидуальный вариант

Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М.Ступницкой)

Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников: интеллектуальных, организационных и коммуникативных (5 класс, 8 класс): Блоки

«Интеллектуальные умения и навыки»; «Организационные умения навыки»

Проводится с учащимися в форме экспертного опроса педагогов. По балльной шкале определяется уровень сформированности навыков

 

 

Карта наблюдений Т.Стотта

Выявление особенностей поведения учащегося сиспользованием педагогом метода наблюдения и фиксации отдельных проявлений). Определение степени выраженности признаков учебной и социальной дезадаптации

С учащимися 5 класса

 

Целесообразно выделить ряд психолого-педагогических рекомендаций для педагогов Тойбоховской школы по проблемам работы с учащимися с трудностями сформированности интеллектуальных и организационных умений и навыков.

В результате диагностики по методике М.Ступницкой по шкалам «Интеллектуальные умения и навыки», «Организационные умения и навыки» особого внимания психолога и педагогов требуют обучающиеся с низкими показателями.

Таблица 2 – Методика М. Ступницкой

Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Интеллектуальные умения и навыки

«Слабая» группа

(9- 15 баллов)

 

 

 

 

 

Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно. Особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытываетзначительные затруднения при

выделении нового и главного при интеллектуальной обработке

информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Освоение

школьной программы значительно затруднено.

Пошаговое предъявление Учебной информации с

Пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке Информации необходима

Значительная обучающая, О ганизующая и Стимулирующая помощьучителя. Необходимо

Развивать приемы логического мышления.

Организационные умения и навыки

 

Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана. Уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях. Действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо

нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже

проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощьюи и даже если

такая помощь оказана, не умеет ею пользоваться.

Необходимо обучать умению

Ставить цель деятельности,

разрабатывать шаги по ее

достижению. По завершении

работы следует побуждать

ребенка сравнивать

полученный результат с

эталоном, находить и

исправлять допущенные

ошибки и на этой основе

давать самооценку.

Желательно показывать

ребенку, где можно получить

помощь и как ею

воспользоваться.

Таблица 3 - Рекомендуемый диагностический инструментарий

Наименование методики

Назначение

Рекомендации по

применению

Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М.Ступницкой)

Выявление уровня

сформированности общеучебных умений и навыков школьников: интеллектуальных, организационных и коммуникативных (5 класс,8 класс): Блок

«Коммуникативные умения и навыки».

Проводится с учащимися в форме экспертного опроса педагогов. По балльной шкале определяется уровень сформированности навыков.

Методика диагностики

социально- психологической

адаптации учащихся К.Роджерса и Р.Даймонд

Выявление уровня социально-

Психологической адаптированности, определение сферы социальной дезадаптации (подростковый возраст)

Анализ результатов

диагностики дает возможность психологу выявить подростков,

имеющих нарушения адаптации

Методика«Человек- Человек под дождем»

Оценка способности противостояния стрессовой ситуации, адаптивных возможностей личности

Анализ рисунков позволяет выявить характер поведенческих стратегий ребенка в различных неблагоприятных ситуациях, определить возможности индивидуальной помощи.

с детьми старше 9 лет, учащимися подросткового и юношеского возраста.

Эмоционально-личностная сфера

Тест школьной тревожности Филлипса

изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста (8-14 лет). Анализируются факторы тревожности в сфере учебных ситуаций, социальных отношений,

стрессоустойчивости

Индивидуально или фронтально, в групповой форме с использованием бланков с текстом методики, или в форме устной инструкции

Личностный опросник Р.Кеттелла (12F)

Выявление личностных характеристик детей 8-10 и 10-12 лет Интеллектуальны еспособности фактор «В»

Эмоциональная устойчивость – фактор «С» Социально-коммуникативные способности, поведение в группе, лидерские качества – факторы «Е», «J », Q2

индивидуально либо фронтально с использованием индивидуальных тестовых тетрадей для каждого учащегося.

Тест Кеттелла

(14F, подростковый вариант)

Оценка личностных особенностей подростков

(13-15 лет) проводится по 14 шкалам, определяющим интенсивность выраженности полярных свойств личности. Эмоциональная устойчивость фактор «С»

Социально-коммуникативные способности, общительность, поведение в группе, лидерские

качества – факторы «А», «Е», Q2

Методика

дифференцирована по полу: разработаны варианты опросника для мальчиков и для девочек. Вопросы-утверждения

(142) построены по типу выбора одного из двух вариантов ответов.

Методика Рене Жиля

Изучение межличностных отношений ребенка и его восприятия межличностных отношений

(младший школьный возраст)

На основе вербально- визуального восприятия картинок выявляются особенности поведения в разнообразных

жизненных ситуациях, важных для него и затрагивающих

отношения с другими людьми

Индивидуально-

типологический

опросник Л.Н.Собчик

(детско-подростковый

вариант)

Выявление индивидуально-

Типологические особенностей

Личности (лидерство, компромиссность,

конформность и т.д.).

С обучающимися

подросткового возраста

(10-15 лет) в

индивидуальной или

фронтальной форме

В результате диагностики по методике М.Ступницкой по шкале «Коммуникативные умения и навыки» особого внимания психолога и педагогов требуют обучающиеся с низкими показателями

Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

«Слабая» группа (8- 13 баллов)

Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и менять ее, т.к. не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения

Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками.