Актуальность исследования. Процесс адаптации - важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Во-первых, потому, что в ходе адаптации к школьному обучению ребенок получает ориентацию в системе поведения, что надолго определяет дальнейшую судьбу его развития. Во-вторых, в ходе этого процесса формируется ученический коллектив с определенным уровнем социально-психологической сплоченности. Взаимоотношения в школьном классе выступают мощным средством привлечения личности ребенка к новым социальным функциям, культуры, нормам поведения, характерных для школы. Самым важным является то, что процесс привыкания к школьной жизни и ее условиям является сложным. Одни дети проходят этот процесс легко без психических травм, а другие достаточно сложно, вследствие чего и вытекает проблема «школьной дезадаптации».
Объект исследования – процесс изучения школьной адаптации.
Предмет – диагностические инструментарии школьной адаптации.
Цель исследования – изучить школьную адаптацию как психолого-педагогическую проблему.
С учетом цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и понятие термина «адаптация»;
- изучить диагностические инструментарии школьной адаптации.
- проанализировать методику школьной адаптации детей.
Изучению адаптации посвящено множество исследований и теоретического (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Г.А. Балл, Ж. Пиаже, Г. Селье, А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн и др.), и практического направления (В.А. Энгельгардт, Н.Г. Кджанян, Б.Д. Парыгин, Л.Г. Почебут, В.А. Чикер и др.). За последние 10-15 лет осуществлен ряд исследований, которые углубили, расширили и несколько разнообразили знания по этому вопросу.
Учитывая разнообразие подходов к изучению адаптации, появляется необходимость периодического анализа ее сущности и содержания как категории психологической и педагогической науки, что позволит понять современное состояние исследования вопроса, его особенности и определить пути дальнейшего развития. Также заслуживает внимания проблема слишком широкого толкования явления адаптации.
Адаптация является одной из важнейших научных проблем. Это подтверждает то, что еще в 1865 году впервые встал в научном мире вопрос адаптации. Тогда Г. Ауберт ввел термин «адаптация», который начал использоваться в литературе. Сначала под адаптацией понимали изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям [15, с. 45]. Указанное свидетельствует о том, что к зарождению научной психологии, вопрос об актуальности адаптации изучали ведущие физиологи того времени. И неудивительно, что в результате почти 150-летней истории исследования указанный вопрос получило широкое и основательное изучение.
Одновременно широта исследований приобрела такой размах, что сформировались принципиально разные подходы к изучению этого вопроса. Так, последние теоретические исследования указывают на значительное расхождение в взглядах относительно выделения научных подходов.
С.М. Кулик, которая осуществила анализ подходов исследования адаптации, отличает следующие основные подходы: биофизиологические, психологический, информационно-коммуникативный [7, с. 98].
А.Н. Галус опирается на видение А.Г. Мороза и указывает, что адаптация происходит на двух уровнях: первый (низший) - в сфере отношений «организм - природная среда» (характеризуется биологическими ими закономерностями, однако находится под влиянием социальных условий, которые не регулируют отношений между человеческим организмом и природной средой, но модифицируют существенные закономерности этой взаимодействия) и второй (высший) - в сфере отношений «личность - социальная среда» (характеризуется взаимоотношениями личности и социума и отличается от биологической адаптации) [5, c. 38].
На основании изложенного целесообразно осуществить обобщение. Так, мы считаем, что наиболее основательным, прагматичным и систематизированным является видение выделенных научных подходов С.М. Кулик. Другие результаты теоретического исследования научных подходов отражают только отдельные аспекты адаптации и представлены у С.М. Кулик.
В условиях Тойбоховской школы адаптация рассматривается как процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности, социальному окружению.
Выделим наиболее распространенные периоды риска возникновения учебной и социальной дезадаптации у детей и подростков:
1. Этап адаптации первоклассников к школьному обучению.
2. Период адаптации к обучению в 5 классе.
3. Период адаптации на этапе перехода к профильному обучению (8-9 класс) Адаптация первоклассников к школе – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Переход из начальной школы в среднюю является вторым кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в пятом классе происходит резкое изменение условий обучения.
Проблемы адаптации могут быть вызваны сменой учебных предметов, их новым – содержательным наполнением. Основным фактором, определяющим трудности новых условий – это появление предметного обучения, новых педагогов, многообразие учебных требований. Характерными признаками являются состояние непонимания, смысловая неопределенность, нервно-психическое напряжение.
Таблица 1 - Рекомендуемый диагностический инструментарий
Наименование методики |
Назначение |
Рекомендации по применению |
Схемы экспертной оценки адаптированности ребенка к школе (для учителей и родителей) В.И.Чирковой
|
Анализ динамики поведенческих, аффективных и социально- психологических характеристик, позволяющих оценить адаптированность школьника (1 класс) |
Проводится путем заполнения педагогами (родителями) бланков с описанием основных параметров. Анализ результатов- психологом и учителем. |
Методика определения школьной дезадаптации (Л.М.Ковалева, Н.Н.Тарасенко) |
Определение уровня дезадаптации младших школьников (1 класс) |
Экспертная оценка учителем с последующим анализом психологом |
ГИТ (Групповой интеллектуальный тест |
Выявляет уровень интеллектуального развития детей, в том числе 4-5 класса. Может использоваться для оценки эффективности школьного обучения, изучения причин неуспеваемости и др. (4-5 класс) |
Проводится фронтально, возможен индивидуальный вариант |
Тест структуры интеллекта Амтхауэра |
Выявление уровня интеллектуального развития обучающихся 8-9 классов. Диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами учебной деятельности. |
Проводится фронтально, возможен индивидуальный вариант |
Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М.Ступницкой) |
Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников: интеллектуальных, организационных и коммуникативных (5 класс, 8 класс): Блоки «Интеллектуальные умения и навыки»; «Организационные умения навыки» |
Проводится с учащимися в форме экспертного опроса педагогов. По балльной шкале определяется уровень сформированности навыков
|
Карта наблюдений Т.Стотта |
Выявление особенностей поведения учащегося сиспользованием педагогом метода наблюдения и фиксации отдельных проявлений). Определение степени выраженности признаков учебной и социальной дезадаптации |
С учащимися 5 класса |
Целесообразно выделить ряд психолого-педагогических рекомендаций для педагогов Тойбоховской школы по проблемам работы с учащимися с трудностями сформированности интеллектуальных и организационных умений и навыков.
В результате диагностики по методике М.Ступницкой по шкалам «Интеллектуальные умения и навыки», «Организационные умения и навыки» особого внимания психолога и педагогов требуют обучающиеся с низкими показателями.
Таблица 2 – Методика М. Ступницкой
Группа, баллы |
Статус |
Рекомендации учителям |
Интеллектуальные умения и навыки |
||
«Слабая» группа (9- 15 баллов)
|
Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно. Особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытываетзначительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Освоение школьной программы значительно затруднено. |
Пошаговое предъявление Учебной информации с Пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке Информации необходима Значительная обучающая, О ганизующая и Стимулирующая помощьучителя. Необходимо Развивать приемы логического мышления. |
Организационные умения и навыки |
||
|
Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана. Уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях. Действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощьюи и даже если такая помощь оказана, не умеет ею пользоваться. |
Необходимо обучать умению Ставить цель деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно получить помощь и как ею воспользоваться. |
Таблица 3 - Рекомендуемый диагностический инструментарий
Наименование методики |
Назначение |
Рекомендации по применению |
Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М.Ступницкой) |
Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников: интеллектуальных, организационных и коммуникативных (5 класс,8 класс): Блок «Коммуникативные умения и навыки». |
Проводится с учащимися в форме экспертного опроса педагогов. По балльной шкале определяется уровень сформированности навыков. |
Методика диагностики социально- психологической адаптации учащихся К.Роджерса и Р.Даймонд |
Выявление уровня социально- Психологической адаптированности, определение сферы социальной дезадаптации (подростковый возраст) |
Анализ результатов диагностики дает возможность психологу выявить подростков, имеющих нарушения адаптации |
Методика«Человек- Человек под дождем» |
Оценка способности противостояния стрессовой ситуации, адаптивных возможностей личности Анализ рисунков позволяет выявить характер поведенческих стратегий ребенка в различных неблагоприятных ситуациях, определить возможности индивидуальной помощи. |
с детьми старше 9 лет, учащимися подросткового и юношеского возраста. |
Эмоционально-личностная сфера |
||
Тест школьной тревожности Филлипса |
изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста (8-14 лет). Анализируются факторы тревожности в сфере учебных ситуаций, социальных отношений, стрессоустойчивости |
Индивидуально или фронтально, в групповой форме с использованием бланков с текстом методики, или в форме устной инструкции |
Личностный опросник Р.Кеттелла (12F) |
Выявление личностных характеристик детей 8-10 и 10-12 лет Интеллектуальны еспособности фактор «В» Эмоциональная устойчивость – фактор «С» Социально-коммуникативные способности, поведение в группе, лидерские качества – факторы «Е», «J », Q2 |
индивидуально либо фронтально с использованием индивидуальных тестовых тетрадей для каждого учащегося. |
Тест Кеттелла (14F, подростковый вариант) |
Оценка личностных особенностей подростков (13-15 лет) проводится по 14 шкалам, определяющим интенсивность выраженности полярных свойств личности. Эмоциональная устойчивость фактор «С» Социально-коммуникативные способности, общительность, поведение в группе, лидерские качества – факторы «А», «Е», Q2 |
Методика дифференцирована по полу: разработаны варианты опросника для мальчиков и для девочек. Вопросы-утверждения (142) построены по типу выбора одного из двух вариантов ответов. |
Методика Рене Жиля |
Изучение межличностных отношений ребенка и его восприятия межличностных отношений (младший школьный возраст) |
На основе вербально- визуального восприятия картинок выявляются особенности поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для него и затрагивающих отношения с другими людьми |
Индивидуально- типологический опросник Л.Н.Собчик (детско-подростковый вариант) |
Выявление индивидуально- Типологические особенностей Личности (лидерство, компромиссность, конформность и т.д.). |
С обучающимися подросткового возраста (10-15 лет) в индивидуальной или фронтальной форме |
В результате диагностики по методике М.Ступницкой по шкале «Коммуникативные умения и навыки» особого внимания психолога и педагогов требуют обучающиеся с низкими показателями
Группа, баллы |
Статус |
Рекомендации учителям |
«Слабая» группа (8- 13 баллов) |
Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и менять ее, т.к. не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения |
Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками. |