В настоящее время, в условиях перехода к постиндустриальному обществу, где определяющим фактором научно-технологического и социально-экономического развития страны является человеческий потенциал, повышается значимость культурной политики государства, социально-культурных институтов как центров общественных культурных инициатив, оказывающих влияние на развитие личности и общества в целом.
В современной концепции управления, объединяющей все виды управленческой деятельности, значительное место на сегодняшний день занимает проектное управление. Данный термин имеет также вариации «управление проектами» и «проектный менеджмент». В основном авторы, исследующие вопросы проектного управления, сходятся во мнении, что это синонимы. Поэтому в данной работе мы будем пользоваться термином проектное управление. Появление такого феномена как проектное управление было обусловлено необходимостью нахождения новых путей повышения эффективности использования различных ресурсов, в том числе человеческих, и оборудования компаний.
Проектная деятельность учреждений социально-культурной сферы, посредством реализации различных программ и проектов, направлена на решение важных социальных проблем (потеря ценностных ориентиров в обществе, низкий уровень культуры и социальной активности граждан в регионах России), личностное развитие человека, воздействует на формирование социокультурного пространства. В настоящее время проектная деятельность является одним из перспективных направлений деятельности учреждений социально-культурной сферы, что обусловливает актуальность изучения выбранной темы.
Между тем, сложившаяся в РФ на сегодня система управления объектами культуры может быть отнесена к линейно-функциональному и к дивизиональному типам. Это означает, что внедрение принципов проектного управления требует либо пересмотра всей системы организации управления данной сферой, связанного с отказом от всех других типов управленческих структур, либо требует разработки комплексного плана по интеграции элементов системы проектного управления в сложившуюся практику хозяйствования.
А.Б. Тлисов и Н.Н. Киселева отмечают, что «внедрение проектного управления в деятельности органов власти обусловлено стремлением адаптировать накопленный более чем за полвека успешный опыт крупных компаний по реализации стратегических приоритетов и управлению изменениями на основе проектного менеджмента. Преимуществами проектного менеджмента являются: 1) эффективное взаимодействие экономических агентов — участников проекта; 2) оптимальное распределение ограниченных ресурсов; 3) возможность мониторинга на всех этапах реализации проекта; 4) мотивация и персональная ответственность участников проекта» [4].
На сегодняшний день в Российской Федерации большое значение в развитии граждан имеет сфера культуры, о чем свидетельствует «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года»[3]. Именно этот документ в полной мере характеризует современное состояние и основные проблемы деятельности учреждений культуры на территории нашей страны, а также определяет модель культурной политики государства.
Следовательно, перед домами культуры, театрами, музеями, библиотеками и другими современными учреждениями культуры стоят важные задачи по удовлетворению потребностей граждан в саморазвитии, эстетическом познании, повышении информационной культуры. Всё это возможно реализовать только через систематическую работу по поиску форм и содержаний деятельности, релевантных поставленным задачам.
Анализируя инновационный менеджмент и маркетинг организаций сферы культуры, Юдина А.И., заключила, что одним из приоритетных направлений работы специалистов культурной сферы на сегодняшний день является инновационная деятельность, которая выступает средством достижения, создания и роста культурной ценности[5].
Значимость инноваций обусловлена влиянием кардинальных перемен на сферу культуры России: развитие цифровых технологий, разрушение территориального барьера на пути человека к культурным ценностям, информационная открытость мира – всё это оказывает существенное влияние на работу современных учреждений культуры.
Специфика социально-культурной сферы российских регионов требует учета различных факторов при разработке ее стратегии развития. На текущем этапе развития государственного управления в социально-культурной сфере исследователями уже не противопоставляются управленческое регулирование со стороны разных субъектов и самоорганизации как направления деятельности, поскольку после спада последствий экономического кризиса можно более-менее точно определять механизмы эффективного стратегического управления.
Проекты в сфере культуры – это результат интеллектуального и творческого труда, который может быть направлен на сохранение и совершенствование отрасли и иметь конкретное воплощение. В качестве творческих проектов выступают выставки и мероприятия международного значения, торжественные церемонии вручения премий в области киноискусства, реконструкции исторических событий, выпускные балы и т.д. Главным условием проекта является оригинальная авторская идея, положенная в его основу, и реализуемая в соответствии с заявленными целями и задачами.
Использование проектного подхода при разработке стратегии развития социально-культурной сферы региона предполагает оценку уже имеющихся достижений, оценку необходимых и существующих ресурсов, а также социально значимых последствий от предполагаемых изменений. Таким образом, стратегия развития социально-культурной сферы региона должна основываться на проблемно целевых проектных разработках.
Одним из существенных этапов формирования стратегии социально- культурной сферы региона является стратегический анализ сложившейся текущей ситуации в данной сфере. Этот анализ представляет собой начальный и необходимый этап создания системы стратегического управления на основе механизмов проектного подхода в отрасли культуры.
При разработке и реализации проектов в социально-культурной сфере региона необходимо осуществлять стратегический анализ местных условий, основывающийся на результатах проведения исследований по самым различным аспектам социально-культурной деятельности: составления краткосрочных и среднесрочных прогнозов изменения социокультурной ситуации; выяснения тенденций изменения предпочтений потребителей социально - культурных услуг; анализа деятельности конкурентов; изучения конъюнктуры рынка, потенциала и квалификации кадров и др[1].
На сегодняшний день важное значение имеет тенденция к децентрализации управления сферой культуры. Происходит постепенное разделение полномочий между различными уровнями власти, поэтому большую роль начинают играть органы власти субъектов Федерации и муниципальные органы. На них возлагается ответственность за выработку новых моделей культурной политики с учетом локальной социально-экономической и культурной специфики, специфических культурных предпочтений населения и местных сообществ. Правительство Российской Федерации оставляет за собой проведение общегосударственной политики и координацию деятельности ее различных субъектов.
Для учреждений культуры система менеджмента качества также может стать существенной опорой при реализации проектной деятельности, поскольку бюджетные учреждения в силу специфики своей работы всё чаще обращаются к ресурсному менеджменту, учатся грамотному распределению имеющегося времени, финансов и специалистов. Менеджмент качества при организации проектной работы поможет контролировать самые разные процессы, с которыми сталкивается проектная команда, анализировать, какие трудности препятствуют выполнению тех или иных этапов.
Однако для внедрения системы менеджмента качества в проектную деятельность, также необходимо обладать квалифицированными кадрами. Они должны будут взять на себя функции по планированию качества, его обеспечению и улучшению[2].
Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод, что современное проблемное поле управления инновационными проектами в учреждениях культуры включает в себя самые разные вопросы, требующие научного подхода в решении. Исследования в области инновационных проектов, грамотного проектного менеджмента, управления качеством и других аспектов в работе учреждений культуры по проектной деятельности сегодня станут основой для позитивных изменений в реализации государственной культурной политики.