Введение
Термин психологическая устойчивость означает совокупность качеств индивидуума, обеспечивающих его успешную адаптацию к различным воздействиям факторов социальной среды, а также к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Данное качество закладывается с раннего детства и претерпевает ряд изменений на пути своего развития, в ходе которого оно может не только совершенствоваться, но и исчезнуть совсем [1]. Психологическая устойчивость, как правило, зависит от физиологических свойств нервной системы, окружения в которой находится человек и может обозначать способность личности адекватно реагировать на любые стрессовые жизненные ситуации, выдерживать значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки без каких-либо негативных последствий для организма в целом [2]. В пубертатном возрасте у подростка появляется желание чётко обозначить свое «Я», находясь в любой социальной нише, что благоприятно отражается на формировании его идентичности. Если школьник, благодаря своим типологическим возможностям, успешно воплощает данные потребности, то это положительно сказывается на его психологической устойчивости, позволяет ему на долгосрочной основе обеспечить функционирование личности, максимально эффективно добиться существования многогранной системы «подросток-среда», если же ему не удастся реализовать себя, найти понимание и поддержку в семье, приобщиться к группе друзей, то это приводит к стагнационному характеру поведения, разрушению хрупкого равновесия между реальностью и внутренней гармонией [3]. Проблемы межличностной коммуникации могут стать причиной появления и дальнейшего развития хронического стрессового состояния у школьников, оказывать деструктивное последствие как на соматическое здоровье, так и на развитие личности в целом [4]. Особенно подвержены стрессу подростки, в силу напряженного переходного периода между детством и зрелостью, обусловленного не только физиологическими гормональными изменениями, но и интенсивным нравственным и социальным формированием личности. В этом возрасте социально-групповая идентификация определяет их нормы поведения в семье и школе, учебную и социальную адаптацию. Доминирующая тревожность лишает подростка механизмов, которые бы помогли обеспечивать социальную адаптивность. С психологической точки зрения накопившийся стресс может привести к развитию низкой самооценки, одновременному проявлению антагонистических эмоций (эмоциональных «качелей»), аффективным расстройствам, когнитивным и соматическим нарушениям. Все эти факторы, как последствия стресса, будут снижать психологическую устойчивость школьника и препятствовать возможностям её развития [5,6].
Цель исследования: оценить влияние психологического климата в семье, учебных и дополнительных нагрузок на эмоциональное состояние детей среднего школьного возраста, проживающих в сельской и городской местностях.
Материалы и методы исследования: изучение литературы, проведение анонимного анкетирования, анализ полученного результата.
Результаты исследования:
В качестве ведущего метода исследования было проведено анонимное анкетирование учащихся 5-9 классов сельской и городской средних общеобразовательных школ г. Перми и Пермского края. Анкета разработана студентами 3 курса педиатрического факультета ПГМУ им. ак. Е.А.Вагнера и состояла из 34 вопросов. На все вопросы было предложено выбрать ответы (в каждом вопросе приведено 3-6 вариантов ответов), либо написать собственный вариант ответа. Перед проведением анкетирования подростки были проинформированы о цели исследования. От всех школьников было получено устное согласие. Участие детей было добровольным, а ответы на вопросы содержали конфиденциальность и были анонимными. В исследовании приняли участие 122 ученика (68 девочек и 54 мальчика), из них 73 городских школьников и 49 - сельских.
Исследование показало, что у 80% респондентов города и села есть братья и сёстры. Был замечен интересный факт, что в сельской местности дети с большим желанием проводят время с братьями/сёстрами (51%), со сверстниками (36%), чем с родителями (13%). В городе же школьники с большим интересом общаются со сверстниками (60%), нежели с братьями/сёстрами (30%) и другими членами семьи (10%). Однако доверительные отношения у сельских школьников чаще возникают между родителями и детьми (60%), и только 40% с другими членами семьи. В городе ситуация отличается. Дети больше доверяют свои проблемы братьям/сёстрам (86%) несмотря на то, что общаются с ними менее охотно, делятся с родителями подробностями своей жизни вне семьи всего лишь 14% подростков. Возможно, это связано с тем, что в городе родители меньше могут уделить внимание детям из-за объёмной рабочей нагрузки или более интенсивного темпа жизни, куда дети порой не вписываются. В связи с подобной обстановкой в семье у городских школьников выше страх одиночества и непонимания близких (70%).
Был отмечен очень высокий уровень тревожности у городских школьников, который был связан с определенными страхами и указывал на дезадаптивную реакцию, проявляющуюся в дезорганизации школьной и социальной деятельности: трудности адаптации в новом общеобразовательном коллективе (82%), неуверенность в себе и своих силах достойно справиться с предметами (75%), застенчивость в отношениях с одноклассниками, учителями, возможно связанная с социальным и материальным положением семьи (54%), неуверенность в правильности своих действий при решении ситуационных заданий (69%). Такая тревога характерна как для хорошо успевающих (72%) и успешных учеников (82%), так и для «троечников» (85%). Чаще всего в городе дети выходят из подобных ситуаций самостоятельно (77%), не рассчитывая на поддержку окружающих (семья, друзья). Несмотря на то что большей части опрошенных (71%) комфортнее находиться дома в одиночестве, своё субъективное состояние они переживают особенно остро, так как живое общение неосознанно заменяют киберзависимостью.
В сельской местности тревожность несколько ниже (68%). Возможно, это связано с более плавным темпом жизни, с уверенностью большей части (65%) в своих силах. Дети знают, что хотят достичь в жизни и знают, как им этого добиться (59%). Однако тревожность всё же находится на достаточно высоком уровне. Учебная мотивация у сельских школьников значительно ниже, но они знают, что могут ожидать поддержки от близких людей (59%). Они увереннее (85%) в своем общении как со сверстниками, так и с преподавателями. Так как имущественная дифференциация в сельской местности ниже, то подростки меньше ощущают различие социального статуса (13%). В домашней обстановке они чувствуют себя гораздо комфортнее (73%), нежели в одиночестве (27%).
В городской среде детям комфортнее получать знания, они по собственному желанию начинают посещать различные секции (83%) и делают это с удовольствием (79%). Родители городских школьников активно интересуются достижениями детей (88%), хотя 12% не находят на это время. В классе 32% ребят имеют некий авторитет при общении со сверстниками, 54% чувствуют себя комфортно в своей компании, и лишь 14% предпочитают одиночество. Большинство детей (67%) с лёгкостью усваивают материал и им интересно учиться, тогда как у 33% школьников не всё получается, и поэтому интерес к учёбе снижен.
В селе же детей на дополнительные занятия отдают родители (73%). Детям нравится то, чем они занимаются (81%), даже если порой что-то не получается. В сельской школе родители интересуются успехами детей (86%), и лишь малая часть (14%) не обращают на это внимания. Большая часть детей (87%) чувствует себя в классе значимыми, им комфортно, и лишь 13% отмечают, что им одиноко. Однако стоит отметить, что нравится учиться лишь 51% опрошенных, в то время как 14% не отмечают за собой тягу к знаниям, а 35% затрудняются ответить.
Заключение
Проанализировав проблему психологической устойчивости школьников в условиях социума, были сделаны следующие выводы:
1. Различия условий жизни в городской и сельской местности обуславливают специфику психологической устойчивости школьников, проявления их поведенческих, когнитивных, волевых свойств в общеобразовательной среде.
2. Дети в сельской местности являются более устойчивыми к воздействию различных стрессовых факторов благодаря поддержке и вниманию родных. Проживая в городской среде и решая возникающие проблемы, как правило, самостоятельно, подростки несомненно становятся более ответственными и независимыми. Однако, наряду с этими развивающимися замечательными качествами, они чаще ощущают одиночество в осмыслении жизненных ситуаций и выработке определенной стратегии поведения.