В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по воспитанию воли, характера, и эстетических потребностей личности. Объективное единство физического и духовного развития человека позволяет в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи [2].
Соответственно, мы можем говорить о том, что занятия по физической культуре охватывают более широкий круг задач, чем только физическое совершенствование ребенка и вовлечение его в спортивную деятельность. Спорт дает нам возможность формировать у личности навыки здоровой конкуренции и командного взаимодействия, уважения к партнеру и сопернику, эстетическое мировоззрение, воспитывать характер и сдержанность, способность планомерно добиваться успехов.
Преемственность образования, существующая в настоящий момент, позволяет выстроить многолетнюю образовательную стратегию, которая постепенно вводила бы ребенка в мир спорта. Но на практике мы видим, что работа ограничивается постановкой задач физического самосовершенствования, ориентированных только на разные возрастные особенности учащихся на разных этапах образования.
Очень мало внимания уделяется индивидуальным стратегиям развития. Ребенок может рассчитывать на индивидуальные спортивные комплексы в случае, когда он имеет серьезные медицинские сложности с освоением программы, когда за ним утверждена особая физкультурная группа.
Суть проблемы заключается в том, чтобы, исходя из общих целевых установок, в каждом конкретном случае поставить индивидуально доступную задачу, трудность решения которой соответствовала бы реальным возможностям индивида на текущем этапе его развития и вместе с тем стимулировала бы его развитие. Такая конкретизация задач — дело, конечно, не простое, особенно при организации учебно-воспитательного процесса в форме широко практикуемых коллективных (групповых и т. п.) занятий, но необходимое и возможное при условии квалифицированного учета индивидуальных, возрастных, половых особенностей и уровня подготовленности воспитываемых.
В настоящий момент мы не имеем устоявшейся системы оценки усвоения предмета учащимся в долгосрочной перспективе. То есть, педагог может выделить неуспевающих по своему предмету, но у него нет инструмента, позволяющего отследить прогресс учащихся из года в год: ребенок неуспешно предмету в целом, или повторяется тенденция падения успеваемости в определенных задачах, например, в периоды, когда изучаются командные виды спорта.
Кроме того, уже то, что мы в долгосрочной перспективе имеем стабильно неуспевающих по предмету учащихся, имеющих нормальную группу здоровья, говорит о том, что в работу с ними не вносится никаких корректив на протяжении всего обучения.
Не всегда эти коррективы должны быть связаны именно с реализацией физической подготовки ученика и снижения интенсивности программы, зачастую неуспеваемость или непосещаемость могут быть связаны с психологической атмосферой на уроке (например, ребенок болел, пропустил теоретический материал, затем не разобрался в групповой игре, подвергся насмешкам одноклассников и больше не готов пробовать свои силы, хотя физически способен достичь успехов) [4].
Таким образом, можем сказать, что есть часть контингента, с которой в долгосрочной перспективе воспитательные задачи не просто не реализуются, а реализуются в негативном ключе: то есть, поставив задачу прививать любовь к спорту, мы в итоге закрепляем желание отстраниться от участия в спортивной деятельности, и эта негативная подкрепляющая работа носит не единичный характер, а ведется постоянно.
Сроки и порядок решения ряда задач во многом зависят, конечно, от закономерностей возрастного развития организма, в том числе от закономерной сменяемости возрастных периодов, отличающихся неодинаковыми тенденциями естественного изменения физических качеств человека и сопряженных с ними двигательных способностей.
Л.П. Матвеев отмечает, что проблема четкой количественной постановки задач в педагогической теории и практике не получила пока достаточно полной разработки [1]. Безусловно, существуют возрастные нормативы, которыми руководствуется педагог. Но физическое развитие, особенно в подростковом возрасте, идет у учащихся крайне неравномерно, поэтому требуется, во-первых, постановка локальных задач, учитывающих не только методические требования предмета, но и особенности каждого отдельного класса, во-вторых, внимание к особенностям усвоения программы каждым отдельным учащимся [3].
Обобщая вышесказанное, говорит о том, что в долгосрочной перспективе методические задачи физкультурного образования не решаются в полной мере и эффективность работы может быть повышена. Безусловно, это требует повышения нагрузки на педагога в плане реализации индивидуальных образовательных стратегий и выхода за рамки задач только физического воспитания.
Перспективными направлениями здесь видятся: стабилизация психологической атмосферы на уроке, работа с блоками, мешающими ребенку реализовать свой спортивный потенциал, если он не имеет ограничений по здоровью; более широкое варьирование спортивных задач, которые могли бы давать возможность учащимся работать на своем индивидуальном уровне физической подготовки. Во втором случае можно предложить реализовать со старшими школьниками систему самодиагностики, которая позволит увидеть, как оценивают свою подготовленности сами дети и какие задачи готовы ставить, а затем корректировать их выводы.