Современную ситуацию в мире можно назвать кризисной для всей сферы, как въездного, так и выездного туризма, и гостиничного бизнеса, в частности. Такая тенденция сложилась ввиду пандемии (COVID-19) в общемировом масштабе.
Наиболее пострадавшими от всех внешних факторов оказались крупные дестинации российского рынка, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также крупные областные центры, получающие дополнительные прибытия от внешних MICEтуристов.
Показателем потерь для гостиничного бизнеса стали изменения загрузке московских отелей различных брендов в летний сезон 2021. В среднем, наполняемость отелей варьировалась от 20% до 30%, что является большим падением спроса по отношению к прошлому году, в котором этот параметр составлял от 80% занятых мест на средство размещения. Уменьшение спроса повлекло снижение тарифов за номер и выручки.
Согласно данным с 2019 года в III квартале средневзвешенная цена уменьшилась на 11% (с 7463 до 6600 рублей), в то время как средняя выручка за номер снизилась на 73% (с 6387 до 1750 рублей). В летний период наблюдается низкая загрузка номеров категории «люкс» – 13,3% , в то время как в прошлом году она составила 83%. Не смотря на то, что загруженность высокого ценового сегмента составляет 26 %, наблюдается вынужденная необходимость снижения тарифов – на четверть в сравнении с прошлым годом. Цены на категории номеров среднего ценового сегмента уменьшились на 35-40%.
Однако, не везде во время пандемии наметился серьезный спад. На курортах Краснодарского края, в частности в Сочи, туристские объекты получили дополнительную прибыль. Во многом, это было обусловлено закрытием популярных турецких направлений.
Кроме того, туризм несколько видоизменился в сознании в процессе пандемии, интересом пользуется туризм выходного дня, как инструмент для получения впечатлений.
В городах большой спрос пришелся и на базы отдыха, расположенные в 10-15 километрах от них, сюда был направлен внутренний туристский поток.
Гостиничному бизнесу необходимо искать новые целевые аудитории и рынки сбыта, особенно учитывая временное отсутствие конкуренции с внешними туристскими центрами.
Выделяют следующие ресурсы и инструмента сети Интернет: проведение маркетинговых исследований, товарная политика, ценообразования, политика распределения и коммуникации. Помимо коммуникативных функции, Интернет позволяет заключать сделки, совершать покупки и проводить по ним платежи, что характеризует Интернет как глобальный электронный рынок. В период неблагоприятной эпидемиологической обстановки упомянутый комплекс инструментов имеет выгодные преимущества такие как: экономия на рекламе и менеджерах по продажам [5]. Интернет-маркетинг также позволяет проанализировать эффективность организации сферы туризма. Стоит отметить, что инструменты интернет-маркетинга позволяют найти информацию о необходимых услугах предприятий размещения. Размещение полной и актуальной информации об услугах гостиницы на интернет-порталах может стать выгодным конкурентным преимуществам предприятия и вызовет расположение потенциального гостя.
Стоит помнить, что интернет-маркетинг направлен на удовлетворение потребностей сегмента аудитории, которая пользуются интернетом. Необходимо проанализировать потребности аудитории гостиничного предприятия и соотнести с возможностями гостиницы на удовлетворение этих потребностей посредством коммуникации в сети Интернет.
Во время распространения COVID-19 наиболее явным преимуществом предприятий стало наличие инструментов интернет-маркетинга, однако сама технология онлайн продаж не понесла существенных изменений. Поэтому должны быть использованы современные методы онлайн продвижения, способные меняться и адаптироваться под колебания спроса и потребности потенциальных гостей.
Отдел маркетинга гостиницы подбирает необходимые онлайн-каналы для продаж услуг в зависимости от целей и задач гостиницы и вносит их в маркетинговую стратегию. Выбирая каналы, специалисты проводят анализ по определенным факторам: инфраструктура предприятия, номерной фонд, локация, потребности целевой аудитории, объем бронирования в каждом канале, стоимость продаж во всех каналах, статистика и календарь спроса, анализ конкурентов и мониторинг ситуации в индустрии.
Применение стратегии продаж конкурентов на собственном предприятии приведет к кризису. Только собственная система, выстроенная в соответствии с целями и возможностями предприятия, создаст благоприятный условия для повышения объема продаж и стабильной загрузки номеров [6].
Маркетинговые коммуникации, работающие в комплексе, буду не только способствовать продвижению гостиничных услуг, но ассоциироваться у потребителя с определенным информационным, отличного от конкурентов, образом [7]. По статистике 90% туристов бронируют номера заранее в Интернете, что делает его главным каналом маркетинговых коммуникации в сфере размещения. Таким образом, можно сделать вывод, что представление гостиницы в сети – определяющий фактор продаж.
В отличие от традиционных методов рекламы, преимущество онлайн методов в их вариативности. На сегодняшний момент продвижение сайта гостиничного предприятия или услуги размещения возможно совершенно различными способами, начиная от информационных сообщений до розыгрышей скидок и бонусов для проживания. Если говорить об онлайн-каналах продвижения услуг размещения, то самой популярной формой является фирменный сайт, а именно лендинг или же другая форма веб-страницы с различными встроенными плагинами для упрощения работы на нем. Другими формами онлайн-маркетинга могут быть названы страницы средства размещения в социальных сетях, проведение emailрассылок, размещения в поисковых системах, таргетинговая реклама, рекламные баннеры и др.
Таким образом, для достижения определенного уровня устойчивости, можно разработать следующий план работы с использованием приемов интернет-маркетинга:
1. Наращивание постоянного присутствия в интернете.
Данный пункт связан с созданием сайта гостиницы, определенного сообщества потребителей услуг этой гостиницы в социальных сетях.
2. Начало работы с обширным списком сайтов бронирования.
Информацию о гостинице и ее услугах можно размещать на специализированных порталах бронирования. Как правило, сайты-агрегаторы приносят гостиничному предприятию до 30% загрузки номеров [8]. Данный прием заключается в расширении списка сайтов бронирования, на которых выставляется и с которыми сотрудничает средство размещения. Особое внимание заслуживают: Ostrovok, Otkogo, HRS Hotels, Hotels и т.п.
3. Запуск рекламы.
Грамотные действия по рекламированию продукта помогут обеспечить также большой приток новых гостей. Особое внимание следует уделить контекстной рекламе, при настройке которой используется геотаргетинг. В данном случае объявления показываются потенциальным гостям, учитывая их местоположение [3].
Из преимуществ рекламы в социальных сетях, можно выделить сегментирование аудитории. Самым простым способом размещения рекламных объявлений в социальных сетях является тизерная реклама и посты. В настройке такой рекламы учитывается ретаргетинг (пользователи выбираются по интересам), геотаргетинг (база пользователей выбирается по их геолокации) и lookalike-таргетинга (учитывается поведение пользователя) [4].
4. Контроль и корректировка маркетинговой системы.
Подводя итоги на основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что несмотря на то, что индустрия гостеприимства пострадала больше всего в последние годы от происходящих мировых событий, эта сфере продолжает свое развития и использует новые методы, чтобы сохранить свое положение на рынке. Для этого применяются маркетинговые инструменты, в том числе онлайн-маркетинг и новые виды рекламы. Все больше и больше потребителей услуг гостиничного сектора являются продвинутыми пользователями сети Интернет. Именно за счет повышения качества маркетинговой стратегии можно бросать вызов кризисам современного мира, в котором традиционная реклама все больше и больше уходит на второе место.