Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

TECHNOLOGY "PORTFOLIO OF A PRESCHOOLER"

1
1
Modern people often use portfolios in their lives to achieve various goals. Therefore, you can find many definitions of it. But in kindergarten, most often, it is created as a folder of a creative personality. In this regard, we can say that a portfolio is a way of consolidating and accumulating personal achievements, an indicator of creative success over a certain period of time. For preschoolers, it is important to notice and highlight the good, positive, and not to focus on what they do not yet know, cannot, do not know. A portfolio is a kind of "success dossier", it stores the results of work, recognition, achievements and joy, everything worthwhile from what is happening in the life of an adult or a child.
portfolio technology
portfolio
preschool achievements
child development
parents

В современном мире обращают огромное внимание на индивидуальное развитие ребенка, с его личным темпом, особенностями развития, способностями. Технология «Портфолио» поможет раскрыться, заметить свою «изюминку», оценить индивидуальные достижения, покажет, в чем сложности и способы их исправления. Данная технология помогает выстраивать взаимоотношения, совместную деятельность родителей с ребенком и педагогом, воспитателя и дошкольника.

Портфолио - это способ закрепления и накопления личных достижений, показатель творческих успехов за определённый промежуток времени. Для дошкольников важно заметить и выделить хорошее, положительное, а не заострять внимание, на том, чего они ещё не умеют, не могут, не знают.

Портфолио дошкольника - это досье, копилка творчества, успехов, результатов, признания в различных видах деятельности, положительных эмоций, оно помогает вспомнить чудесные моменты жизни и можно назвать это своеобразным маршрутом развития. Оно является формой эффективного оценивания результатов ребенка, способом развития способностей и творческих навыков.
Составляется портфолио на одного воспитанника, коллектив - группу детского сада, спортивную команду, ансамбль, дуэт, или на конкретную семью.
Цели, задачи, функции технологии «Портфолио дошкольника»
Ведение портфолио позволяет воспитателю, семье собирать целенаправленно информацию о ребенке, подбирать, упорядочивать и группировать ее, фиксировать его уникальные персональные проявления себя, обеспечить отслеживание личного прогресса, показать способность применения приобретенных знаний и умений на практике, что очень необходимо, бесценно в дошкольном возрасте.

Задачи:
• Создатьситуацию успеха для ребёнка.
• Содействовать максимальномураскрытию индивидуальных особенностей.
• Развивать, расширять круг познавательных интересов.
• Формироватьустановку на творческую деятельность.
• Формировать положительныенравственные качества личности.
• Создать условияпрактического примененияприобретённых знаний, умений.
• Наблюдать картинузначимых образовательных успехов.
Основная функция портфолио – заметить, выделить хорошее, положительное, а не заострять внимание, на том, чего дошкольники ещё не умеют, не могут, не знают.

Функции портфолио:
1. Мотивационная - мотивирует родителей, детей, педагогов к совместной творческой деятельности, поощряет результаты.
2. Целеполагания - учить видеть цель, стремиться к её достижению.
3. Диагностическая – показывает в какой деятельности существуют трудности, прогресс за выбранный промежуток времени.
4. Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ.
5.Развивающая - помогает создать непрерывность обучения ребенка.

6. Рейтинговая - показывает диапазон полученных умений, навыков.

Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать условия:
Самое важное добровольность создания портфолио, в нем должны быть заинтересованы. Отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно, конечно помощь взрослых уместна. Если он не согласен разместить, какой-либо материал в папке, не размещайте.

Вторым важным условием является чёткоепонимание цели сбора информации, создания портфолио.
Каждое портфолио индивидуально и отличается количеством разделов, рубрик, тематикой, оформлением, содержанием.

Важно удобство хранения, доступность. Весь собранный материал необходимо систематизировать, сложить в папку, чтобы в любой момент дети могли взять и посмотреть.
Информацию необходимо собирать систематически, можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю или месяц).
Важно определиться с целью создания портфолио:

I. Создать папку достижений, успехов, отражающие результаты работы по определенному направлению (в рисовании, музыке и т.д.).
II. Создать папку воспоминаний, в которой можно увидеть путь развития ребёнка за определенный период времени (например, с рождения до 3-х лет, с рождения до школы, школьный период и т. д.).
III. Создать тематическую папку (например, моя активная семья, традиции семьи и т. д.).

Строгих правил по созданиюпортфолио, его структуры, содержания не существует, но есть несколько авторов, которыепредлагают собственные варианты: И. Руденко, В. Дмитриева, Е. Егорова, Л. И. Адаменко.

Особенности создания портфолио дошкольника.
Вид, структуру, содержание определяет воспитатель или семья. Любое портфолио должно нравиться малышу. Обложка, страницы, куда и что нарисовать, наклеить дошкольник должен понимать, потому что он не читает. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации, раскраски.

Этапы работы технологии «Портфолио дошкольника»:
I - Постановочный. Определяется цель его создания, вид, структура (количество разделов, рубрик, тематика и др.). Распределяются функциональные обязанности участников образовательного процесса.

II - Поисковый. Сбор информации с помощью семьи. Индивидуальная работа с детьми и оформление портфолио.
III - Заключительный. Презентация портфолио детям, сверстникам, родителям.

Структура портфолио используемая часто, состоит из разделов:
Титульный лист содержит информацию о дошкольнике (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фотографию, название детского сада, группы. На момент начала и окончания ведения портфолио ставится дата, изображение ладошки малыша.
Раздел 1 «Давайте познакомимся» добавляются фото, рисунки малыша и небольшая информация.

Вкладыши:
• «Полюбуйтесь на меня» - последовательно вклеиваются фото по годам.

• «Обо мне» - указывается время, место рождения, история родителей о выборе имени, значение имени, имена популярных тезок, однофамильцев.
• «Я люблю...», «Мне нравится...», «Обожаю, когда...». Записываются по годам высказывания малыша (например, в 2 года: я люблю играть мячиком; мне нравится смотреть за птичками; я обожаю, купаться с пенкой).

Раздел 2 «Я расту!»

Вкладыши:
• «Динамика роста» - записывается рост ребенка с первого года жизни, добавляются рисунки ребенка: «Вот я какой!», «Я вырос».

• «Чему я научился» - записываются усвоенные знания, способности, навыки по годам (например, 3 года - считать до пяти, прыгать далеко, 5 лет - делать колесо и др.).

Раздел 3 «Моя семья» размещаются фотографии, рисунки, информация о членах семьи (личные данные, прозвища, профессии, любимые занятия, блюда, черты характера, совместные, забавные истории).

Вкладыши:
• «Моя родословная» (семейное дерево)
• «Портрет моего ребенка» сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю»
Записываются высказывания ребенка, можно сделать по годам. Продолжи фразы: «Я мечтаю о...», «Я жду, когда...», «Я хочу быть...», «Я вижу себя...».
Ответь на вопросы: «Кем я буду, когда вырасту?» и др.

Раздел 5 «Мое творчество» добавляются творческие работы, выполненные дошкольником на занятиях (рисунки, рассказы, открытки, оригами и пр.).

Раздел 6 «Мои достижения» складываются грамоты, дипломы, сертификаты (с конкурсов, соревнований проводимых в детском саду, секциях и т.д.).
Вкладыши:
• «Чем могу - помогу» добавляются фото ребенка за трудом в детском саду и выполнением домашней работы (например, помогает мыть игрушки, лепить пельмени и пр.).

Раздел 7 «Мои друзья» добавляются фотографии, краткие рассказы о друзьях (личные данные, прозвища, любимые черты характера, любимые занятия с ними, истории дружбы).
Вкладыши:
• «Я и мои друзья»
• «Мои друзья»

Раздел 8 «Мой детский сад» размещаются фотографии внешнего вида детского сада, моменты из жизни дошкольника в детском саду (занятия, прогулки, игры с детьми и т.д.).
Вкладыши:
• «Праздники в детском саду» фото со спектаклей, утренников, развлечений.

Раздел 9 «Мир вокруг нас» размещаютсяфотографии, рисунки, небольшие творческие работы малыша связанные с экскурсиями, познавательными прогулками, путешествиями, семейному отдыху, походами, традициями семьи, народа.

Раздел 10 «Расскажи обо мне» записываются рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга, забавные истории, интересные фразы дошкольника.

Вывод:
С помощью портфолио может быть построен воспитательно-образовательный процесс, помогающий развивать, формировать личностные качества, способности необходимые каждому. Несомненно, это способ фиксирования, накопления, оценки индивидуальных достижений ребенка за определённый период развития, которые показывают его старания и прогресс. Оно дает возможность ещё раз пережить удивительные моменты жизни и успеха. Портфолио дошкольника педагоги вручаютпри выпуске из детского сада.

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2011-11/1321274127_portfolio.jpghttps://cdn1.ozone.ru/multimedia/1027513222.jpg