Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

GROUP COHESION OF SPORTS TEAMS AS A CONDITION FOR ACHIEVING HIGH RESULTS

1 2
1
2

В настоящее время занятия спортом становятся все более требовательными и ориентированными на результат. Большинство исследователей считают, что группа с высокой степенью сплоченности с большей вероятностью будет объединена и стремится к успеху, чем группа с низкой сплоченностью [1].

Групповую сплоченность можно описать как силу связей между членами группы, единство группы, чувство притяжения между членами группы и степень, в которой участники концентрируют свои усилия на достижении групповых целей [2]. Поэтому мы считаем, что данное определение подходит лучше всего: групповая сплоченность — это динамический процесс, который отражается в тенденции группы держаться вместе и оставаться единой в своем стремлении к инструментальным целям и / или удовлетворению аффективных потребностей членов.

Как динамический процесс групповая сплоченность показывает, что группа стремится вместе для достижения цели по удовлетворению аффективных потребностей группы.

Считается важным наличие высокой сплоченности в группе повышения эффективности. Взаимосвязь между сплоченностью и эффективностью изучалась исследователями, и большинство пришло к выводу, что связь между сплоченностью и эффективностью взаимна. Следовательно, высокая сплоченность производительности, а успешная работа увеличивает сплоченность. Однако и задача, и социальная сплоченность связаны с коллективной работой.

Командная сплоченность существует там, где игроки объединены общей целью. Члены группы проводят время и разделяют общие интересы вне групповой деятельности. Сплоченность задач относится к группе, объединенной для выполнения данной задачи. Это определение определено на двух важных концепциях задачи и социальной сплоченности.

Таким образом, сплоченность обычно играет важную роль в функциональности каждой группы. Другая сила сплочения, которая часто развивается с течением времени — это социальная сплоченность членов группы. Сплоченность задач или групповая интеграция является показателем того, насколько хорошо команда работает как единое целое, в то время как социальная сплоченность или индивидуальная привлекательная относится к тому, насколько члены команды нравятся друг другу, а также к личности команды [3].

Гипотеза: мы предполагаем, что групповая сплоченность спортивных команд - один из факторов достижения высоких результатов.

Цель исследования: изучить групповую сплоченность спортивных команд как важнейшую переменную в достижении высоких результатов.

 

В исследовании приняли участия 2 команды по 7 человек в каждой, которая представляла собой девочек, занимающихся синхронным плавание в возрасте от 11 до 14 лет.

Первая команда (менее успешная) в соревновании по Приморскому краю «Русалочка» заняла третье место, во Всероссийском соревновании в Крыму девятое место, в первенстве Находкинского городского округа третье место, в Международном соревновании Белорусь «sSUZOR’E CUP 2019» пятое место, в Первенстве Приморского края второе место, в четвертом Международном турнире «Жемчужинка Темиртау» четвертое место.

Вторая команда (более успешная) в соревновании по Приморскому краю «Русалочка» заняла первое место, во Всероссийском соревновании в Крыму седьмое место, в первенстве Находкинского городского округа второе место, в Международном соревновании Белорусь «sSUZOR’E CUP 2019» третье место, в Первенстве Приморского края первое место, в четвертом Международном турнире «Жемчужинка Темиртау» второе место.

 

Мы проанализировали данные, полученные по «Методике на определение индекса групповой сплоченности К.Э.Сишора». В исследовании приняли участие две команды, состоящие из семи девушек в каждой, занимающиеся синхронным плаванием.

Уровень групповой сплоченности первой команды равен 17 баллам, что означает, что в исследуемом коллективе уровень групповой сплоченности высокий. Это говорит о том, что члены группы разделяют общие цели и интегрированы наилучшим образом.

Во второй команде уровень групповой сплоченности равен 16,6 баллам, что так же свидетельствует о высоком уровне групповой сплоченности. Данный результат свидетельствует о том, что члены команды имеют общие интересы и о слаженности их работы.

Далее, мы попытались проверить, является ли групповая сплоченность первой и второй команды, статистически значимой при помощи U-критерия Манна-Уитни. Эмпирическое значение для шкалы ситуативной тревожности U-критерия для нашей выборки составило 19,5, в то время как критические значения 19,5 для р=0,05 (табл. 3). Таким образом, при сравнивании двух команд не было выявлено статистически значимых различий.

Таблица 3 – Таблица расчета критерия U-Манна-Уитни «Методике на определение индекса групповой сплоченности К.Э.Сишора» в первой и второй команде.

Название шкалы

Среднее значение в группе «Первая команда»

Среднее значение в группе «Вторая команда»

Эмпирическое значение критерия

Уровень значимости

Групповая сплоченность

16,571

17

19,5

0,502

Анализ результатов по методике «Определение опосредованной группой сплоченности В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева», мы отразили в виде наглядной таблицы 4.

 

Таблица 4 – Результаты по методике «Определение опосредованной группой сплоченности В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева»

Показатель

1 команда

2 команда

Общее количество выборов

115

110

Процент выборов, приходящийся на

эмоциональные качества

13,3

11,3

Процент выборов, приходящийся на

деловые качества

58,3

65,2

Процент выборов, приходящийся на

моральные качества

28,4

23,5

Групповая сплоченность

высокая

высокая

Самые популярные качества

Трудолюбие Исполнительность Организованность

Общительность

Активность

Трудолюбие Исполнительность Организованность

Дружелюбие

Активность

Количество выборов, приходящихся

на самые популярные качества

78

70

Количество выборов, приходящихся

на самые непопулярные качества

1

0

Коэффициент ЦОЕ

65,4

66,2

 

Коэффициент ЦОЕ, рассчитанный по данной методике, у всех групп высокий. Это свидетельствует о единстве мнений относительно качеств членов группы. Четыре из пяти популярных качеств повторяются в каждой группе.

Что касается групп качеств, то все спортсменки отдают предпочтение деловым качествам, что значит для них прежде всего трудолюбие, упорство, исполнительность, организованность и активная работа. Данные качества помогают для успешной работы в команде. Особенно большой процент выбора, приходящегося на деловые качества, во второй команде. Моральные и эмоциональные качества у спортсменок данной группы составляют практически одинаковый процент по частоте выбора. Девочки из первой и второй команды ставят на второе место моральные качества, такие как дружелюбие, принципиальность и справедливость.

Таким образом, мы смогли проанализировать групповую сплоченность и групповые отношения в командах. Мы отметили, что команды имеют хорошие отношения, они все коммуницируют друг с другом, оказывают помощь и поддержку. Учитывая результаты соревнований и методик двух команд, можно сделать вывод, что групповая сплоченность не является условием достижения высоких результатов.