Оптимально организованная двигательная активность учащихся вспомогательных школ способствует улучшению их физического и психологического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы и в целом социализации личности ребёнка с детским церебральным параличом [1].
Детский церебральный паралич (ДЦП) – группа двигательных нарушений, которые возникают при повреждении головного мозга и выражаются в недостатке или отсутствии управления с позиции нервной системы за функционированием мышц. [2].
Адаптивное физическое воспитание (образование) – компонент (вид) адаптивной физической культуры (АФК), удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к АФК. Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с опорно-двигательными нарушениями.
Задачами адаптивного физического воспитания в школьном возрасте являются:
1. Развитие двигательных навыкοв.
2. Развитие психических процессов и речи.
3. Развитие познавательной деятельности.
4. Профессиональная ориентация.
Урочная форма является основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры. В таблице №1 представлены подразделения уроков исходя из основ целей, задач и программного содержания.
Направленность урока |
Задачи урока |
Урок образовательной направленности |
формирование специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям |
Уроки коррекционно - развивающей направленности |
развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;
|
Уроки оздоровительной направленности |
коррекция осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем |
Уроки лечебной направленности |
лечение, восстановление и компенсация, утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п. (например, каждодневные уроки лечебной физической культуры в специальных школах-центрах для детей с ДЦП |
Уроки спортивной направленности |
совершенствование физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
|
Уроки рекреационной направленности |
организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.
|
Таблица 1 – направленности уроков и их задачи.
Принципы работы с детьми, имеющих детский церебральный паралич, предоставлены на таблице 2.
Принцип |
Задача |
Формирование мотивации |
Педагог должен создавать ситуации, при которых ребёнок захочет проявить активность. Правильно организованные занятия могут создать интерес и мотивацию: использование игровых моментов, подбор сложности и темпа выполнения упражнений, правильный выбор различных упражнений и средств.
|
Чередование активной работы и отдыха |
В периоды физического и психического напряжения высокий уровень утомляемости может привести к необходимости согласовать активную работу и отдых, а также своевременный переход к другой деятельности.
|
Непрерывность процесса |
Занятия должны быть регулярными, систематическими, правильно построенными, практически постоянными и в школе и дома.
|
Поощрение |
Если на уроке ребенок проявлял активность, был более изобретательным, что-то сделал лучше, то обязательно нужно похвалить его и в конце занятия подвести итог, но сравнивать успехи детей ни в коем случае нельзя.
|
Социальная направленность занятий |
Рабοтать над социально значимыми двигательными актами (протянуть руку, взять кружку, поднести кο рту, переложить игрушки), а не над отдельными движениями (сгибание или разгибание в локтевом суставе).
|
Необходимость активизации всех нарушенных функций |
На каждом занятии уделять время активизации наиболее пострадавшим анализаторам (двигательные, кинестетические, речевые, зрительные, слуховые)
|
Взаимодействие с родителями |
Важно сотрудничать с родителями, чтобы поддерживать адекватное воздействие дома. Не отбивать желание у детей что-либо делать самостоятельно, поощрять их, ни в коем случае не делать за детей то, с чем они могут справиться сами (почистить зубы, застелить постель, помыть посуду и тд.).
|
Воспитательная работа |
Необходимо воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, чувство ответственности. Родители должны создать условия для формирования максимальной самостоятельности и двигательной активности ребёнка, возможности его всестороннего развития. Семье нельзя замыкаться в себе, избегать контактов, широкого общения. Это вредно и для ребёнка и для родителей.
|
Таблица 2 – принципы работы с детьми, имеющих ДЦП
Программа по физическому воспитанию для детей с ДЦП имеет свои особенности.
В раздел общеразвивающих упражнений введены коррекционные упражнения для:
- коррекции позотонических реакций;
- расслабления мышц;
- формирования правильной осанки;
- опороспособности;
- формирования равновесия;
- развития пространственной ориентации и точности движений.
Требования к урокам физкультуры:
- постепенно увеличивать нагрузку и усложнять упражнения;
- чередовать различные виды упражнений, применяя принцип рассеянной нагрузки;
- упражнения должны соответствовать возможностям учеников;
- должен быть индивидуальный подход;
- рационально дозировать нагрузку, не допускать переутомления;
- обеспечить профилактику травматизма и страховку.
Раздел «Прикладные упражнения» направлен на формирование возрастных локомоторно-статических функций, необходимых в быту, учебе и труде. В нем выделены подразделы: построения и перестроения, ходьба и бег, прыжки, лазание и перелезание ритмические и танцевальные упражнения, упражнения с предметами (гимнастическими палками, большими и малыми мячами, с флажками, с обручами). Из подвижных игр в программу включены наиболее распространенные игры, проводить которые необходимо по упрощенным правилам.
Дети должны заниматься в спортивной форме и спортивной обуви. Вопрос об использовании ортопедической обуви и аппаратов во время занятий решает врач.
Оценка успеваемости осуществляется в форме текущего учета. Нормативов нет, при оценке успехов учащихся учитываются двигательные возможности и характер дефекта.
Адаптивное физическое воспитание является основой коррекционной и реабилитационной работы, которая влияет на все физиологические функции и физическое развитие организма. В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием у людей с отклонениями в состоянии здоровья формируются жизненно – необходимые навыки и умения; развиваются физические и психические качества; повышаются функциональные возможности организма. Адекватное формирование у клиента отношения к себе, к своим собственным силам, уверенность в них и потребность в систематичном занятии спортом для укрепления здоровья – все это является основной целью адаптивного физического воспитания. В адаптивном физическом воспитании людей с ограниченными возможностями здоровья выделяют две группы упражнений: общеподготовительные, которые включают в себя зарядку, гимнастику, игры и специальные, которые направлены на развитие определенных физических качеств и восстановление утраченных функций организма (плавание, бег, ходьба). Использование в коррекционных целях тренажеров комплексного воздействия является одним из эффективнейших средств физического воспитания. Данный вид адаптивной физической культуры немало важен, так как в процессе занятий физическими упражнениями происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и другие виды воспитания.