Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ON THE ISSUE OF THE APPLICATION OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

1 1 Sorokina E.N. 1
1
This article is devoted to the analysis of the application of modern pedagogical technologies in secondary vocational education. The author considers pedagogical technologies and ways of their application in the educational process, which are aimed at an integral system of universal knowledge, skills, skills, as well as the experience of independent activity and personal responsibility of students. Analyzing the work of experienced teachers, new ways of applying pedagogical technologies in the educational process are given, in connection with the characteristic that determines the set of properties that contribute to meeting the educational needs of a person in accordance with the interests of society, production and the state.
students
secondary vocational education
pedagogical technologies
educational process
fgos

Основными задачами среднего профессионального образования в настоящее время являются: удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования, а также в квалификации в определенной области профессиональной деятельности [3].

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения главной целью в среднего профессионального образования является подготовка квалифицированных рабочих, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [3].

Поэтому, всё чаще, на смену традиционным методикам обучения и воспитания в современном обществе внедряются более новые методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания. Это связанно с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Каждый обучающийся, который оканчивает обучение, должен идти «в ногу со временем», А также это необходимо для более быстрого поиска информации, организации учебной деятельности и повышения активности в образовательном процессе.

Несомненно, все мы привыкли, что зачастую преподаватель рассказывает, а обучающиеся слушают. Такой способ обучения в наши дни стал одним из самых неэффективных. Обучающиеся не включены в процесс обучения и таким образом, знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Следовательно, необходимо сделать из обучающихся активных участников учебного процесса, а активными они могут быть и усваивать информацию только тогда, когда заинтересованы предметом. Именно поэтому здесь главную роль играет педагог. Он должен построить учебный процесс так, чтобы обучающимся среднего профессионального обучения было интересно, увлекательно и познавательно. Также, особо приветствуется смена деятельности при обучении на занятиях. Зачастую, обучающиеся будут увлечены в процесс обучения, если он будет носить игровой или творческий характер. Поэтому преподавателю необходимо исполнять роль организатора, координатора познавательной деятельности обучающихся и организовать на занятии для обучающихся все виды учебно-познавательной деятельности. При этом, необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность обучающихся соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен. Важно, чтобы в результате такой деятельности, обучающиеся самостоятельно приходили к каким-либо выводам, умели их анализировать, обосновывать свою точку зрения и моги сами для себя добывать знания.

Что же такое «педагогическая технология»? Проанализировав множество учебников к определению педагогической технологии, мы смогли сделать вывод.

Несомненно, на сегодняшний день существует множество определений сущности понятия «педагогическая технология». Сделав анализ этого понятия у различных авторов, таких как: Бориса Тимофеевича Лихачева, Игоря Павловича Волкова, Владимира Павловича Беспалько, Вадима Макариевича Монахова, мы делаем вывод, что «педагогическая технология» – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств [2].

В настоящее время существует очень много педагогических технологий, они не совсем похожи друг на друга, но в совокупности дают отличные результаты в обучении для обучающихся среднего профессионального образования. Но всё же, большинство средних образовательных учреждений используют такие педагогические технологии, как: технологии личностно-ориентированного образования; технология знаково-контекстного обучения; игровые технологии; информационные технологии; технология опережающего обучения с использованием опорных схем; технология развивающего обучения; проектная технология. Однако, это не означает, что нужно применять только эти педагогические технологии в процессе обучения. Ведь, применив и другие, более новые, могут понравится обучающимся, что вызовет у них интерес не только к познавательной деятельности, но и к изучению предмета.

В данной работе мы рассмотрим четыре педагогические технологии, которые по-нашему мнению являются более развивающими во всех смыслах этого слова для среднего профессионального образования а именно игровые технологии; проектная технология и информационная технология.

Давайте разберем эти технологии более подробно.

1. Игровые технологии. Семен Леонидович Рубинштейн трактовал игру как «первооснову практики», а Алексей Николаевич Леонтьев считал, что мотив игры лежит не в результате, а в содержании самого игрового процесса. Игровые технологии способствуют оптимизации процесса социальной адаптации и индивидуализации обучающихся в обществе [1]. Главная особенность деловых игр заключается в том, что такие игры выполняют учебные и профессиональные навыки и умения, совершенствуют процесс познания посредством развития мыслительной деятельности, а также отлично развивают коммуникативные способности обучающихся. Игровые технологии предпочтительно использовать для первых курсов среднего профессионального образования, т. к. они служат формированию профессиональных и социальных умений, а также умению высказывать свою точку зрения, обосновывая ее перед другими обучающимися. На первом курсе обучающиеся среднего профессионального образования осуществляют знакомство с аспектами будущей профессии. Именно поэтому данная технология является такой важной для процесса обучения. Деловая игра моделирует систему отношений практической деятельности и содержит ее предметное назначение.

2. Проектная технология. Технология проектной деятельности основывается на методологических подходах Джона Дьюи, Уильяма Херда Килпатрика, Виктора Николаевича Шульгина и многих других. Такая технология формирует социальную компетентность обучающихся и учит их самостоятельно организовывать проектировочную деятельность, которая является основным средством совершенствования в профессии, а также является процессом творчества обучающихся, ведь, при создании проекта обучающийся может ставить собственные цели, задачи, методы, выстраивать план действий по данной работе. Она также включает в себя самоконтроль и самооценку, что особо важно для обучающихся, т. к. у них формируются навыки корректировки и собственной оценки проделанной работы. Такая технология способствует развитию ответственности, добросовестности, решительности, целеустремленности и др. [2].

3. Информационные технологии. В настоящее время такие технологии играют огромную роль в образовании. Это связано с тем, что обществу нужны такие специалисты, которые способны «активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией». Но также информационные технологии важны и для самого обучения обучающихся. Например, они значительно уменьшают время при подготовке к занятиям, можно быстро найти учебник, справочник и дополнительную литературу в сети Интернет, ведь в наши дни он всегда под рукой. К тому же, если обучающийся плохо усваивает услышанную информацию, которую говорит преподаватель, он может ее усвоить и другими способами, такими как обучающими видео уроками, ведь зрительная память у некоторых работает гораздо лучше, чем слуховая. Также, если у обучающегося какой-либо предмет в образовательном учреждении вызывает огромный интерес, он может углубить свои знания, пройдя дополнительные курсы, в той же сети Интернет. Тем самым, информационные технологии формируют у обучающихся умения находить собственные стратегии поиска решения как теоретических, так и практических задач, а главное углублять свои знания. [4].

Преимуществами педагогических технологий является то, что они формируют учебные и профессиональные навыки и умения, совершенствуют процесс познания посредством развития мыслительной деятельности, отлично развивают коммуникативные способности обучающихся, способствуют развитию ответственности, добросовестности, решительности, целеустремленности, а также формируют у обучающихся умения находить собственные стратегии поиска решения теоретических и практических задач, тем самым способствуя развитию их творчества.

Применение педагогических технологий способствуют самоактуализации и самореализации личности обучающихся, кроме того, такие технологии подразумевают и воспитательный аспект, который формирует и развивает личностные качества обучающихся. Главное, что педагогические технологии направлены на конечный результат образовательного процесса в среднем профессиональном образовании. Конечным результатом будет являться подготовка высококвалифицированных специалистов, а значит, цель Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования будет выполнена.

Таким образом, применение различных педагогических технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у обучающихся. При организации такого учебного процесса, который вызывает у обучающихся интерес, он развивает мыслительные способности обучающихся, внимание, учит анализировать, сравнивать, выделять главное и превращает обучающихся в активных участников образовательного процесса.