Проблематика заключается в определении важной характеристики современности, а именно, в обозначении инновационных процессов, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Инновационные потенциалы на сегодняшний день затронули все сферы жизни общества, в том числе и педагогические, в рамках которых имеются хорошо известные проблемы педагогики в рамках пандемии.
Актуальность статьи представляет особую значимость, поскольку пандемия COVID-19 привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования, который затронул почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах и на всех континентах; закрытие школ и других образовательных учреждений коснулось 94% мирового контингента учащихся [1, С. 2].
Компетентностный подход, утвердившийся в российской системе образовании, подразумевает новую трактовку профессиональной успешности педагога. Это не отдельные знания, навыки и умения, а способность и стремление к наиболее эффективной и продуктивной деятельности в различных ситуациях.
В 2020 и 2021 годах система образования оказалась в сложной ситуации, перевернуты все представления о существующем вокруг людей общественном пространстве.
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, вызванная коронавирусом SARSCoV-2 заставила все государства сделать ставки на высокие технологии и информатизацию социума. И только педагоги, работающие с подростками, являются главными фигурами при реализации в практике нововведений. Успешность введения в жизнь самых различных инноваций зависит от степени профессиональной компетентности и профессионализма педагога, его методической подготовленности. Однако проведенные опросы и мониторинги показали, что дистанционное образование стало очень непростым испытанием для молодых педагогов, а также и для учителей с большим опытом.
В средствах массовой информации, социальных сетях отражено, что из педагогов эффективно работать в онлайн настроены только лишь единицы. Совершенно точно отметили, что для работы недостаточно обучить преподавателя входить в интернет.
Магистрантами Исторического факультета СВФУ в апреле 2020 г. было опрошено 87 учителей Якутии о дистанционном образовании. Многие ответили, что используют при работе Whatsapp (40%), Zoom (22%), Skype (15%) и различные интернет платформы (12%). Однако это только данные по технической стороне дистанционного образования, которое не есть настоящее образование. Основная проблема заключается в методике преподавания дисциплин в виртуальном формате. Как можно преподавать в сети Whatsapp? Как провести занятие в Skype или Zoom? Очень много вопросов по организации онлайн-занятий, по используемым ресурсам и технологиям, по организации самостоятельной работы и домашних заданий, по оцениванию работ. Результаты опроса ОНФ 29 тысяч российских учителей про образование в период пандемии показали, что 80% респондентов столкнулись с проблемами при переходе на дистанционный формат. Среди наиболее распространенных трудностей педагоги называли отсутствие опыта работы в интернете. В связи с этим становится актуальным вопрос о необходимости адаптации педагогов к меняющимся условиям. Также нужно отметить, что многое зависит от личностных качеств педагога и его индивидуального стиля деятельности [2, C. 32].
На протяжении долгого времени говорится, что в образовательных учреждениях необходимо создать и обеспечить условия, благодаря которым работники смогли бы полноценно заниматься самообразованием, повышением своей квалификации.
Значимой частью в деятельности педагога является методическая работа, которая напрямую влияет на рост его профессиональной компетенции, профессионализма и творческого потенциала. Во всех образовательных учреждениях работают методические службы, основной целью которых является непрерывное улучшение квалификации педагогов, способствование расширению их кругозора, повышению эрудиции, росту компетентности в области учебного предмета и методологии его преподавания. На данное время система методической работы содержит общие особенности переходного периода, а также находится на стадии трансформации в цифровой вид. Методическая работа решает проблемы введения в образовательный процесс цифровых технологий обучения. Точно продуманная и организованная методическая работа приводит к новым требованиям и итогам, у педагога формируется потребность к совершенствованию профессиональной деятельности.
Содержание, планирование, организация методической работы в образовательных учреждениях регулируются и регламентируются различными нормативами и актами как «Положение о Методическом Совете», «Методическое объединение», «Программа развития», «Годовой план работы» и т.п. [3, С. 224]
Прошедший учебный год и наступивший вынуждает актуализировать вопрос разработки требований к дистанционной организации образовательного процесса и индивидуальной научно-методической работе педагогов. Существенную помощь работника образования должен оказывать методический кабинет. С помощью ресурсов методического кабинета педагог может научиться предвидеть, заглядывать на перспективу, ситуационно приспосабливаться к новым условиям. В кабинете также можно получить консультацию у методиста, обменятся опытом с коллегой. Однако общеизвестно, что методические кабинеты существует в образовательных учреждениях номинально и его роль выполняет любой кабинет. Это происходит отчасти из-за того, что нет обязательных требований об организации методических кабинетов, и во многих учреждениях образования не бывает отдельно выделенных ставок методиста. Отсутствие, каких либо стандартов и предписаний дает возможность творческого подхода к созданию методических кабинетов, а в условиях дистанционного формата виртуальных методических кабинетов.
В период дистанционного образования педагогам нужна информационно-методическая помощь и сопровождение учебного процесса на фоне цифровых технологий. Существует множество курсов, семинаров, но в основном они проводятся на платной основе.
Педагоги могут заниматься самостоятельным поиском информационных ресурсов, однако это занимает много времени и отвлекает от основных профессиональных тем. В настоящее время огромное значение имеют скорость и время. Виртуальный методический кабинет может быстро и бесплатно помочь педагогам. Благодаря Интернету можно найти ряд виртуальных методических кабинетов образовательных учреждений России.
Виртуальные методические кабинеты педагогов стали появляться во многих регионах. Хорошее впечатление остается от посещения виртуального методического кабинета В.М. Иванушкиной для работников дошкольных образовательных учреждений.
В.М. Иванушкина утверждает, что «сегодня к педагогу предъявляются высокие требования. И справиться с ними без методической поддержки сложно. Интерактивный информационный ресурс http://pedkabinet.ru служит для оказания этой поддержки.
Данный методический портал выступает фактором повышения профессиональной компетентности педагогов, источником воздействия на воспитательно-образовательную систему образовательного учреждения, движущей силой дошкольного образования» [4].
Виртуальные методические кабинеты в основном представлены в виде сайтов с документами и различной информацией. В них не видно единой структуры и требований по содержанию. Безусловно, крайне трудно придумать в виртуальном формате информационно-образовательную среду, которая ориентирована на мотивирование педагогов к самостоятельной методической работе. Поэтому, виртуальный методический кабинет должен быть структурно разборчивым для пользователей, он должен оперативно информировать педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, предоставлять методические и дидактические материалы.
Виртуальный методический кабинет должен быть снабжен следующими основными разделами:
1. Документы: действующие нормативные правовые акты.
2. Новости: актуальные новости в системе образования.
3. Инструкции: краткие и понятные описания практической организации работы на различных электронных платформах.
4. Подсказки: прямые ссылки на образовательные ресурсы.
5. Образцы: примеры эффективной организации учебных и внеклассных мероприятий в дистанционном формате.
6. Форум: чат для обмена мнениями и опытом между педагогами с разделением на отдельные темы.
7. Наука: передовые педагогические разработки, материалы научно-практических конференций и т.д. [5, С. 12]
Виртуальный кабинет позволяет создавать эффективно работающее методическое пространство, предоставляет оптимальный доступ к необходимой информации, а также обеспечивает оперативную профессиональную помощь педагогам. Он становится основным звеном информационно-образовательной среды, который способен обеспечить необходимое качество образования и предоставить необходимые условия для саморазвития педагога. Такая форма методической помощи востребована и своевременна в условиях дистанционного образования. В работе виртуального методического кабинета нужно ориентироваться на персональные технологии обучения, а не на общие. Работу виртуального методического кабинета осуществляет методическая служба образовательного учреждения. В содружестве с педагогами, отталкиваясь от их запросов, методисты или более опытные работники образовательного учреждения заполняют виртуальный методический кабинет необходимыми материалами. Кабинет необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии, путем обновлением информации.
Нет ничего более консервативнее системы, образования в том числе перестройки системы образования методическая работа имеет особую ценность. Методистам надо обладать высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал методиста. Общеизвестно, что вести за собой других могут только личности, не застаивающиеся во времени, а живущие в ритме времени. Методист виртуального образовательного пространства это профессионал нового вида, который объединяет реальный мир с интернетом.
Виртуальный методический кабинет может создаваться не только как раздел официального сайта образовательного учреждения, но и также может быть отдельным интернет-ресурсом. При организации кабинета необходимо, чтобы все его содержащие материалы были понятны для восприятия и интересны педагогам. Благодаря доступу к необходимой информации в любое время суток деятельность педагога делается наиболее качественной. Любой педагог, имея доступ к Интернету, может не только бесплатно и самостоятельно подобрать необходимый ему документ, пособия, но, а также дистанционно обменятся новостями, получить консультацию, выбрав при этом подходящее ему время и темп для усвоения определенной темы. Все открытые виртуальные методические кабинеты предоставляют к себе доступ всех желающих. Обмен опытом между педагогами и образовательными учреждениями ускорит ход получения эффективного дистанционного образования. Всем участникам образовательного процесса известно, что необходимо продолжать повышать цифровые компетенции педагогов, а также содействовать развитию и освоению новых горизонтов [6, С. 100].
Как известно, педагогические системы характеризуются некоторой консервативностью. Это по сути инертные системы, для которых нужны особые условия прогрессивного развития. Тем не менее инновационные процессы с различной степенью выраженности все же протекают в системе образования.
И.И. Цыркун приводит классификацию инноваций, которые возможны в образовательной системе, по четырем признакам [7]:
1) признак влияния на учебно-воспитательный процесс;
2) признак масштабов (объема) преобразований;
3) признак активизации инновационного потенциала;
4) признак отношения к предшествующему.
По этим признакам можно не только классифицировать инновационные процессы в педагогике, но и оценивать инновационную деятельность педагогов. Инновационная деятельность педагога является показателем высшего уровня профессионализма, преданности своему делу. Если педагог проявляет готовность к инновационной деятельности или активно осуществляет ее, то такой педагог может быть отнесен к профессионалам.
Однако, как показывает мониторинг образования, к инновациям в большей степени проявляют готовность молодые специалисты. В современном образовании инновационная деятельность охватывает не только цифровые, компьютерные аспекты учебно-воспитательной деятельности (это средства и технологии), но и отдельные аспекты этой деятельности, которые затрагивают лично деятельность педагога. Инновации могут быть в плане организации педагогом учебно-познавательного процесса на основе современных представлений из области педагоги, психологии и др. Можно утверждать, что педагогическая инновационная деятельность – это весьма продуктивный творческий процесс, приводящий к очень важным конструктам.
Профессиональная компетентность в новом понимании составляет мобильность, самообразование, способность к обновлению, к перестройке процесса обучения в цифровом пространстве. Не надо бояться нового цифрового мира, он стал реальностью. Интернет и цифровые технологии стали частью человеческой жизни. Кроме этого, современные школьники и студенты представляют собой то поколение людей, которое родилось в окружении различных гаджетов. Реалии динамично изменяющегося мира таковы, что оно требует от них способности самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни. Интернет очень изменчив, каждый день открывает новое [8, C. 24].
Таким образом, для жизни и профессиональной деятельности человека будущего важно не только наличие у него определенных знаний, а важно умение использовать их в практике расширяющегося цифрового пространства. Педагогам нельзя отставать от своих учащихся, а надо жить в ритме потребностей своих учащихся и времени. В возникших условиях основным принципом построения образовательного процесса является ориентация на развитие личности, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться и работать, реализовывать свои потребности, познавательные интересы и профессиональные запросы. Дистанционное обучение создало особую среду, которая требует саморазвития от всех.
Методическая работа в онлайн формате остается специальным комплексом различных мероприятий, базирующимся на достижениях науки, передового, педагогического опыта, направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога.
Как сказано в документах ЮНЕСКО: «Учителя являются одним из наиболее влиятельных и мощных ресурсов для достижения равенства, доступа и качества в области образования и ключом к устойчивому глобальному развитию» [9, C. 69]. В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен иметь становится его методическая грамотность в отношении информационных технологий.
Грамотно проработанное содержание обучения педагогов должно учитывать особенности преподаваемого ими предмета, самого образовательного процесса в школе, личностной специфики педагога [10, C. 70]. Важно также помнить, что учебные программы для взрослых обучающихся отличаются и по уровню сложности, и по времени прохождения, и по длительности воздействия.
В связи с этим и нужно выстраивать всю совокупность выбранных для обучающего процесса методов подготовки. Задача подготовки педагогов к инновационной деятельности, актуализируемая внедрением профстандарта, может быть решена в условиях поэтапного обучения педагогов с учетом выявления потребностей (образовательной организации, профессии, личности педагога) и гибкого использования разных векторов организации подготовки: индивидуального, внутришкольного, вузовского (в рамках повышения квалификации).
Именно поэтому важно широко использовать, наряду с традиционными методами обучения, нестандартные формы учебных занятий на основе интеграции и взаимодействия разных учебных дисциплин, расширяя межпредметные связи. Актуализация и развитие творческого потенциала происходит только при включении человека в творческую деятельность.