Введение. Внешняя торговля – один из важнейших аспектов не только налаживания позитивных отношений между государствами, но и извлечения выгоды для каждой из стран. За многие годы своего существования Россия сумела заручиться поддержкой различных государств. Так, например, в 2020 году наступило тридцатилетие дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея, поэтому очень важно рассмотреть, какие результаты были достигнуты, существуют ли препятствия дальнейшего развития, и посмотреть, какие перспективы ждут стран-партнеров в будущем.
Цель исследования – изучить торгово-экономические отношения РФ и Республики Корея в последнее десятилетие.
Материал и методы исследования. В качестве материала исследования были использованы научные статьи и официальные отчеты о внешней торговле РФ и Республики Корея. Основными методами, примененными в ходе исследования, являются наблюдение и сбор фактов, анализ и синтез, системный подход.
Результаты исследования и их обсуждение. Первые взаимоотношения между Россией и Южной Кореей датируются семнадцатым веком, однако официально дипломатические отношения между двумя государствами были заключены 30 сентября 1990 года. Тогда договор был подписан не Российской Федерацией, а Союзом Советских Социалистических Республик. С того момента прошло много времени, однако Республика Корея продолжает оставаться одним из самых приоритетных партнеров среди стран АТР: заключено более 50 договоров, охватывающих не только торговлю, но и культуру, инвестиции и многое другое. Так, например, в 2014 году для граждан обеих стран стало доступно безвизовое пребывание на территории страны-партнера в течение 60 дней.
Важным органом в организации сотрудничества является Российско-Корейская Совместная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. На данный момент было проведено уже 19 заседаний Комиссии [1].
Значительно увеличились объемы внешней торговли (представлены на рисунке 1). С 2000 года экспорт вырос почти в 13 раз, а импорт – в 20. Однако стоит заметить, что Российская Федерация продает намного больше чем покупает. Большую часть вывозимых товаров составляет в основном сырьевая продукция: топливо минеральное, нефть и нефтепродукты.
По данным GlobaxTransLine в 2020 году ее доля составила 81,9% всего экспорта в Южную Корею, второе место заняла рыба (5,9%), а третье – черные металлы (3,3%). Республика Корея, являясь одним из главных экспортеров технологичных товаров, не обладает большим количеством необходимых природных ресурсов [3]. По этой причине отношения с Россией для нее являются очень выгодными.
В структуру импорта в Россию входят автомобили и комплектующие, промышленное оборудование и электроника. Снижение объемов торговли в 2020 году было вызвано кризисной ситуацией во всем мире, и в большей степени повлияло именно на экспорт.
Рисунок 1
Объем экспорта и импорта РФ в Республику Корея за 2000-2020 года, млн. долл. США
Источник: [2, с. 515]
Однако, несмотря на высокий прирост абсолютных показателей объема ввоза и вывоза товаров и услуг, доля участия Республики Корея в товарообороте России довольно мала (рисунок 2). Доля экспорта за последние 3 года в среднем составляет 4,4%, а импорта – 3,5%. Наиболее важную роль во внешнем товарообороте России играют такие страны, как Китай (доля которого в 2020 году составила 17% в экспорте и 27% в импорте), Германия (6,5% и 11,3% соответственно), Нидерланды (8,6% в доле экспорта) и Турция (5,5% в доле экспорта).
Рисунок 2
Доля экспорт и импорта РФ в Республику Корея за 2000-2020 года, %
Источник: [2, с. 515]
Большое значение в отношениях Российской Федерации и Республики Корея имеют инвестиции. На территории РФ построены заводы нескольких крупных корейских компаний: Samsung Electronics, Kia, LG, Hyundai и Lotte. Инвестиции охватывают не одну отрасль экономики: Samsung Electronics и LG – электроника, Kia и Hyundai – машиностроение, Lotte – пищевая промышленность, недвижимость, туристический бизнес, сельское хозяйство. Создание новых предприятий на территории РФ обеспечивает увеличение ВВП, снижение безработицы за счет создания новых рабочих мест, создает конкуренцию национальным производителям, тем самым снижая цену для потребителя.
Кроме этого, Южная Корея финансирует различные проекты внутри Российской Федерации. В основном, они направлены на развитие Сибири и Дальнего Востока, которые привлекают инвесторов географической близостью (по сравнению с западной частью России) и богатством природными ресурсами [4, с. 31]. В 2021 году на Дальнем Востоке было реализовано 10 инвестиционных проектов, сумма которых составила 120 миллионов долларов США. Однако общий объем прямых инвестиций снизился.
У такого, казалось бы, крепкого союза между Республикой Корея и Российской Федерацией есть свои препятствия. Это военный союз Южной Кореи и США. В основном он влияет именно на реализацию совместных проектов России и Республики Корея, но мало сказывается на политических отношениях двух стран. Наоборот, стоит отметить, что при введении санкций против России Соединенными Штатами и их союзниками, Южная Корея их поддержала, но собственные вводить не стала.
Взаимодействие между двумя государствами имеет большие перспективы. Среди них можно выделить следующие:
- увеличение объема товарооборота, снизившегося в результате пандемии;
- инвестирование проектов в Сибири и на Дальнем Востоке;
- расширение сотрудничества в рамках концепции «Девять мостов», основные направления развития связаны с такими сферами как энергетика и судостроение;
- создание совместного инвестиционного фонда [5].
Заключение. В ходе исследования была изучена история торгово-экономических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея, дипломатические отношения между которыми начались в 1990 году. Были выявлены результаты взаимоотношений. В их число входит увеличение объемов товарооборота, финансирование проектов на территории РФ и постройка корейских компаний в России. Также была изучена структура и динамика экспорта и импорта за последние 20 лет. Дана оценка значимости торговли с Республикой Корея путем измерения ее доли в общем товарообороте России. Наконец, были выявлены возможные перспективы взаимодействия между странами-партнерами.