Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SMALL BUSINESS IN A PANDEMIC

1
1 KemGu
The article raises the particularly relevant topic of the importance of small business to the State and the market economy as a whole. The situation of enterprises has deteriorated considerably with the emergence of a new coronavirus infection: the mention of the industries most affected by the restrictive measures is made; what is more, statistics on losses since the beginning of the pandemic are given. It is particularly important to note the availability of analytical information reflecting the contribution of small and medium-sized enterprises to the GDP of Russia over several years. It follows that the issue of support for small businesses is of particular importance and the need for appropriate policies is recognized. Thus, this article details the measures taken by the State to maintain small businesses and the article also describes the measures taken by the enterprises themselves to minimize their losses. Moreover, special attention is paid to highlighting not only negative but also positive effects on business during the pandemic; specifically, important economic phenomena such as the growth of competition and the «whitening» of business are mentioned.
small business
coronavirus infection
GDP
quarantine restrictions
pandemic

Введение. Роль малого бизнеса в рыночной экономике значительна: он обеспечивает гармоничное развитие государства, определяет темпы экономического роста и качество валового национального продукта, создает рабочие места. Малый бизнес напрямую связан с ВВП, производимым в стране, ведь состояние данного показателя значительно сказывается на экономике государства. Если развитие малого предпринимательства стимулируется, то начинает проявляться тенденция устранения кризисных явлений в экономике, ее формирование на более высоком уровне, а также увеличение доли предприятий малого бизнеса в ВВП государства.

Цель исследования. Охарактеризовать положение малого бизнеса в условиях пандемии и соответствующие меры, направленные на изменение ситуации.

Материал и методы исследования. Основой для написания работы послужили научные статьи, Интернет–ресурсы и данные Росстата. Были применены следующие методы: анализ, синтез и сравнительный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. В 2019 году численность занятых на предприятиях малого и среднего предпринимательства составила 18,3 млн. человек, что свидетельствует об обеспечении этим сектором экономики около 25,6% рабочих мест [1]. Следует отметить, что сферами, где наблюдается самая высокая занятость, являются торговля, перерабатывающее производство, а также сфера услуг.

В связи с появлением новой вирусной инфекции COVID-19, 2020-2021 гг. стали настоящим испытанием для малого бизнеса. Около 1,95 млн. малых и средних предприятий прекратили свою работу из-за кризиса, вызванного введением ограничительных карантинных мер, а общее число МСП уменьшилось более чем на 4,2% [2]. Кроме того, по итогам 2020 года общая выручка малого бизнеса в Российской Федерации снизилась на 2,8 трлн. рублей, а количество занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса уменьшилось на 1,1 млн. человек. Наибольшее падение оборотов малого бизнеса было отмечено в третьем квартале 2020 года [3].

В основном, в упадке оказались сферы услуг, общепита и торговли. Отмечается, что наибольшие потери понесла туристическая отрасль, так как выручка её предприятий рухнула на 70% [3]. Следует отметить, что помимо сферы туризма, очень пострадали ресторанная отрасль, а также сфера красоты и моды, ведь запрет на большие скопления людей стал причиной закрытия кафе, ресторанов и салонов красоты.

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП Российской Федерации до пандемии составляла приблизительно 22%, но уже в 2020 году она снизилась до 19,9%, что отражает прежний уровень 2015 года [4].

Рис. 1 – Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России

Источник: [5].

Такая тенденция вовсе не является положительной, следовательно, государство заинтересовано в оказании поддержки малому бизнесу. Были приняты следующие меры:

1. В частности, были приняты налоговые послабления, предполагающие, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль, непрофильные расходы в виде затрат на тест-системы и маски, учитываться не будут.

2. Более того, субсидии, которые получат МСП для преодоления последствий появления новой коронавирусной инфекции, тоже попадают под налоговые послабления.

3. Также, предпринимателям малого бизнеса была оказана поддержка в виде приостановления проверок предприятий до конца 2020 года.

4. Возможность введения моратория на возбуждение дел о банкротстве, в свою очередь, позволила сохранить рабочие места и сами предприятия, так как пандемия значительно сказывалась на их финансовом состоянии.

5. Кроме того, было принято решение, что субъекты малого предпринимательства могут приобретать/арендовать государственное или муниципальное имущество; у МСП также есть возможность отсрочить выкупные платежи на срок от 6 месяцев до 1 года в данном случае.

6. Предприятия малого бизнеса в праве уплачивать штраф в течение 180 дней со дня вступления в законную силу самого постановления. Уточняется, что это не распространяется на штрафы, связанные с нарушением антиковидных мер [6].

Следует отметить, что каждое введение карантинных ограничений сильно бьёт по малому бизнесу и одной помощи от государства может быть недостаточно. Чтобы «выжить» в этот период, предприниматели малого бизнеса идут на принятие всевозможных мер. Например, пишут обращения в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей; только за 2020 год насчитывается около 4000 подобных обращений. Частой практикой также являются переговоры МСП с арендодателями с целью добиться снижения затрат на аренду, что приносит определенный результат: например, треть арендодателей сети кофеен Jeffrey’s Coffee разрешили вообще не платить за аренду определенное время, а остальная часть снизила плату на 50% [7]. Кроме этого, предприниматели малого бизнеса активно проводят оптимизацию на своих предприятиях: заключение соглашений с поставщиками о новых условиях поставок; сокращение сотрудников; смена маркетинговой стратегии, направленной на новый контингент клиентов; изменение месторасположения на более выгодное; освоение сети Интернет с целью открытия онлайн-продаж и многое другое.

Эксперты отмечают, что, несмотря на отрицательные тенденции, связанные с появлением новой коронавирусной инфекции, есть и положительные: пандемия поспособствовала снижению использования серых схем, а также увеличению уровня конкуренции в сфере малого бизнеса [8].

Считается, что на «обеление» бизнеса повлияло именно двукратное снижение ставки страховых взносов во внебюджетные фонды для развития малого бизнеса, ведь совмещение выплаты 15% взносов с зарплат сотрудников и возможность иметь государственные льготы – это гораздо выгоднее, чем скрывать свои доходы и платить «вчёрную». Причинами же повышения конкуренции считаются изменение модели поведения покупателей, а также изменение методов ведения бизнеса в связи с введением ограничений [8, 9]. Как уже упоминалось ранее, предприниматели малого бизнеса начали активно использовать Интернет и социальные сети для продвижения своих услуг, что позитивно сказалось на спросе: все больше и больше потребителей открывают для себя онлайн-шоппинг.

Выводы. Так, COVID-19 оказал огромное влияние на малый бизнес и экономику в целом. Следует отметить, что помимо возникновения отрицательных тенденций, присутствовали также и положительные моменты: в частности, произошло увеличения уровня конкуренции среди предприятий малого и среднего бизнеса, а также снизился показатель применения «серых схем». МСП играет большую роль в экономике государства, и без его дальнейшей поддержки далеко не все предприятия смогут «продержаться на плаву» до конца пандемии.