Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

STUDYING THE FEATURES OF IMAGINATION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

1 Malyshev R.A. 1 1
1 Northern Arctic Federal University
The article will show the features of the development of imagination, its importance and relevance, the concept of creative imagination is revealed. This topic has a high level of development and research, as many well-known psychologists have devoted their works to it (for example: S.L. Rubinstein "The development of imagination in children", O. Ozerova "The development of creative thinking and imagination in children. Games and exercises"), students write research papers, hold scientific conferences at which they seriously consider the development of imagination in children.
imagination
features of the development of imagination
fantasy
creative imagination
primary school age

Введение. Воображение играет одну из ключевых ролей в процессе обучения младших школьников, именно поэтому актуальной задачей, стоящей перед системой образования на сегодняшний день, выступает формирование творческого потенциала учеников. Творческое воображение направлено на самостоятельное создание новых оригинальных предметов и явлений.

Данная тема является очень актуальной, так как творческое воображение является одним из ключевых условий в процессе активного преобразования имеющихся знаний в нечто новое, способствует саморазвитию личности, и повышает уровень эффективности учебно-воспитательной деятельности.

Творчески мыслящий человек способен быстрее и результативнее решать поставленные перед ним задачи, качественнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, а также логически организовать свою деятельность. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.

Цель исследования – изучить особенности воображения у младших школьников.

На сегодняшний день воображение играет одну из самых важных ролей в психологическом развитии младшего школьника, так как оно помогает формировать его мировоззрение, восприятие, сознание, помогает справиться с эмоциональными переживаниями, совершенствует чувства и ощущения, меняет представление о некоторых предметах и действиях, позволяет по-новому взглянуть на обычные вещи. Благодаря воображению ребенок может осуществлять планирование своей деятельности, расставлять приоритеты, строить иерархию целей для получения желаемого результата.[4]

Необходимо отметить, что воображение обеспечивает создание определенных образов будущего, позволяет разработать ход действий, оценить ситуацию, выстроить причинно-следственные связи и найти лучший способ решения возникающих проблем.

Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика данной формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека.

Индивидуальность воображения каждого человека наиболее ярко демонстрируется во время творческого процесса. Искусство позволяет человеку в полном объеме понять важность и значимость воображения, так как без него не получится показать свою свободу действий, самостоятельность, креативное мышление, выразить чувства и эмоции оригинальным способом. С помощью воображения ребенок может сравнить свои переживания и ощущения с определенными предметами или явлениями, справиться с различными трудностями. [5]

Отличительной особенностью воображения младшего школьника является его опора на определенные предметы, без которых ему сложно формировать объекты воображения в своем сознании. Например, во время чтения ребенок обращает внимание на иллюстрации, благодаря которым он лучше понимает суть прочитанного и запоминает больше деталей. Во время изучения математики детям предлагают складывать и вычитать не просто цифры, а определенные предметы.[3]

Основная тенденция, которая возникает в развитии детского воображения – это переход к более правильному и полному отражению действительности в сознании ребенка, он начинает целенаправленно выстраивать свои действия и аргументировать свою позицию.

С высоким уровнем воображения ребенок получает следующие возможности:

а) выстраивание образов средств достижения цели и получение желаемого конечного результата деятельности до совершения действия;

б) создание программы поведения в нетипичных ситуациях;

в) создание воображаемых образов, которые помогают абстрагироваться от действительности;

г) формирование несуществующих образов в сознании, которые отражают определенный вид деятельности ребенка;

д) способность видоизменять первоначальное состояние предмета и совершенствовать его в собственных целях.

У детей в начальной школе преобладает творческое мышление. Оно играет одну из главных ролей в формировании личности. Если творческое воображение, реализуемое в рисовании, прикладном искусстве и другой деятельности, преобладает над обычной мечтательностью, то это говорит о высоком уровне развития личности.

В психологии детского возраста отмечают такое понятие, как: «Закон реального чувства в деятельности фантазии», суть которого заключается в наблюдении. Мышление очень тесно связано с органами наших чувств, а в совокупности они порождают оригинальное воображение. Зачастую ребенок представляет в своем сознании нереальный образ, в основе которого лежит фантастика. Каждый ребенок умеет и любит очень активно фантазировать. [1]

Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самореализации и самосовершенствованию ребенка, а не перерастать в пассивную мечтательность и замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития: активировать познавательную деятельность, развивать теоретическое и абстрактное мышление, внимание, речь и творческую деятельность. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность, выразить свое понимание и видение определенных ситуаций.

Стоит отметить, что если в этот период воображения специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и другим видам производственной и интеллектуальной деятельности.

Вывод. На основе вышесказанного мы можем сделать вывод, что воображение позволяет ребёнку создавать новые образы и представления. Это является необходимым компонентом познавательного процесса и играет огромную роль в жизни младших школьников.[2]

Младший школьный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить и вообразить, при этом оперировать абстрактными образами и понятиями. В связи с этим, развитое воображение может во многом может помочь в учебном процессе и облегчить его. Важным фактом является то, что воображение у детей в достаточном объеме развивается с помощью эффективной образовательной программы, а также различных методов и методик.