Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE PROBLEM OF FOSTERING PATRIOTISM IN PEDAGOGY

1
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikoty
The presented article is dedicated to examining the issue of educating patriotism in pedagogy. The aim of the research is to define the importance and priority of patriotic education. In the course of the study the research methods are applied, which allow to fully study the objectives. Patriotic education is one of the priorities in the Russian education system because it contributes to the formation of a high patriotic consciousness among young people, readiness to fulfill their civic duty, the most important constitutional duties to protect the interests of the Motherland.
education
patriotism
adolescence
love for the motherland
patriotic education

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России потому, что способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению своего гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Понимание патриотизма, патриотического воспитания имеет глубокуютеоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Слово «патриотизм» восходит к греческому «патрис» («родина», «отечество»), «патриотес» («соотечественник») и означает «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». Понятие «патриотизм» формируется в античности для обозначения чувств, моральных норм, правовых требований, отражающих отношения личности и общества. Патриотизм объявляется высшей ценностью [1].

Для более полного исследования проблемы патриотического воспитания необходимо рассмотреть понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание».

Термин «патриот» в период Французской революции 1789-1793гг. обозначает борцов за народное дело, защитников республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В.И. Даля можно найти следующее определение: «патриот-любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». В словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. К.Д. Ушинский, великий педагог, писал о глубоком воспитательном потенциале патриотизма: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Начало ХVШ века становится для России периодом оформления патриотических идей и убеждений. Патриотическая идея разрабатывается как целый комплекс идей. Утверждается, что любовь к Родине – это черта, присущая всякому настоящему гражданину. Идея патриотизма получает свое теоретическое обоснование в принципе «общего блага» как цели, условия соединения людей в общество.

Свoeпонимание патриотизма дает В.А. Сухомлинский в книге «Родина в сердце». По мнению автора, «чувство любви к Родине - одно из самых глубоких и сложных чувств человека, в котором органически сочетаются, сливаются любовь к своему народу, к родной природе, к родному селу и городу с горячим стремлением отдать свои силы во имя великих идеалов коммунистического преобразования общества» .Сухомлинский связывает патриотизм с чувством долга перед обществом, чувством личной ответственности: «Чувство долга – это голос совести, это глубоко личное отношение человека к своему обществу, народу».

Пoзиция В.А. Сухомлинского близка позиции А.С. Макаренко. В своей книге «Воспитание гражданина» автор пишет: «Долг перед страной, перед всем обществом, перед человечеством может вытекать у нас только из глубокого, сознательного и в то же время кровного ощущения, солидарности трудящихся, крепкой убежденности в том, что эта солидарность – благо для всех людей и в том числе, и для меня самого».

В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Познание и переживание счастья свободного труда в социалистическом обществе – основа моральной ценности человеческой личности…».

В Педагогическом энциклопедическом словаре «патриотизм» - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм включает себя:

●чувство привязанности к тем местам, где родился и вырос человек;

●уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание верности Родине;

●гордость за социальное и культурное достижения своей страны;

●гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

●уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа,его обычаям и традициям;

● ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

●гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Для того, чтобы соотнести понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» необходимо внести определенность в трактовку самого понятия «воспитание». В нашем исследовании мы будем придерживаться определения, данного в Педагогическом словаре (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю).

Воспитание - целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами.Патриотическое воспитание, согласно Государственной программе и Концепции патриотического воспитания, это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины[2;3].

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотическое воспитание имеет в своем основании духовно-нравственную природу, определяя его суть, содержание и другие структурные компоненты. Вместе с тем социальный компонент в патриотическом воспитании занимает приоритетное положение по отношению к остальным: историческому, культурному, военному и другим. Это объясняется тем, что патриотизм тесно связан с социальной сущностью человека, с его социальным предназначением.

Любовь к Родине не гарантирует умение быть полезным, использовать свое призвание так, чтобы оно способствовало процветанию Родины. Для развития этого умения процесс образования должен включать в себя выработку у школьников представлений о том, каким они должны быть как сыны Отечества и члены общества. Школа предоставляет возможность ученикам основательно познакомиться с Родиной, ее вековым наследием культуры и науки. В средних классах происходит приобретение знаний и их систематизация, а в старших их объединение в целостное мировоззрение, на основе которого вырабатывается программа жизни. Знание основ наук должны дать возможность юношеству почувствовать свою духовную связь с другими людьми своей страны, вызвать потребность в определении своих обязанностей по отношению к родной стране и подготовиться к участию в духовно-исторической жизни народа.

Таким образом, подпатриотическим воспитаниеммы понимаем систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений, образовательных учреждений и систему дополнительного образования по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложная система социально -педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать её интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства. Патриотическое воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы патриотического воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.